Записка публициста 30

Поговорим о хотелках или что такое мотивация, и с чем ее едят?

На протяжении жизни любой человек сталкивается с задачами, которые нужно выполнить. При выполнении той или иной задачи человек склонен испытывать трудности, которые в свою очередь нужно преодолеть. Безусловно, одним из важных инструментов человека, является мотивация. Термин мотивация не является сугубо научным и достаточно часто используется в обыденной речи. Проблеме мотивации были посвящены множество теоретических и исследовательских работ специалистов по психологии.
Впервые слово "мотивация" употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины" (1900-1910).
Для того чтобы бы мы думали об одних и тех же вещах приведу Вам пример определения данного понятия. Мотивация – это динамический процесс, определяющий побуждение человека к действию, который управляет его поведением и определяет его направленность, организованность, устойчивость и активность, то, что помогает человеку удовлетворять свои потребности через деятельность. По сути это так и есть, ведь каждый человек вне зависимости от типа деятельности нуждается в побуждении. Однако существуют различные точки зрения, связанные с определением данного термина.
У мотивации есть двигающая сила, которой является мотив. Мотив может быть определен двумя основными границами, которые еще давно определил Платон. В концепции о «мире идей и мире вещей» мы можем раскрыть границы мотива.  «Мир идей» в рамках мотива есть его не материальное воплощение, то что не осязаемо, но в результате приводит к удовлетворению потребности. «Мир вещей» в переносе на мотив, олицетворяется осязаемыми вещами, которые мы получаем в итоге нашей деятельности.
Возвращаясь к мотивации, мы можем ее разделить на два основных вида.
Внешняя мотивация и внутренняя мотивация. Внешняя мотивация обусловлена внешними по отношению к субъекту (конкретному человек) обстоятельствами. Внутренняя мотивация напрямую связана с самим содержанием деятельности.
«Если вы думаете, что способны выполнить что-то, или думаете, что не способны на это, Вы правы в обоих случаях» (Генри Форд).  Как нам известно, мотивация может быть как положительной так и отрицательной. Каждый из двух векторов мотивации зачастую определяет тот путь, который мы избираем во время движения к конечному результату (успех-неуспех). Опыт многочисленных радостей и огорчений в прошлом, проявляется у нас в виде предвосхищающих эмоций, которые влияют на нашу деятельность. Таким образом, человек во время движения к цели может избрать два основных пути: движение к успеху и избегание неудач.  Данные пути качественно влияют на содержание нашей деятельности и то, какие эмоции мы испытываем.
Виды мотивации подтолкнули ученых к разделению теоретических воззрений на содержательные и процессуальные теории. Среди содержательных теорий самая известная – теория Абрахама Маслоу, которая представляет собой пирамиду потребностей. Пирамида состоит из шести уровней, в основании которой лежат физиологические потребности и потребность в безопасности, далее идут – потребность в привязанности и потребность в уважении и одобрении, на более высоких уровнях располагаются познавательные потребности, и потребность в эстетике, самым высоким уровнем пирамиды является - самоактуализация. Пояснению последнего уровня необходимо посвятить отдельную статью, так как самоактуализирующая личность сродни трансцендентной личности по Канту.
В дальнейшем разные ученые изменяли факторы, влияющие на содержание мотивации, говоря об условиях труда (шум, освещенность, комфорт и т.п.) и о внутреннем содержании деятельности (достижение целей, возможность успеха и признания, интересное содержание труда, высокая степень самостоятельности и ответственности, профессионально-должностной рост, возможность личной самореализации) (Каверин, 1998). Содержательные теории во многом похожи, но их различие связано с их иерархией в рамках деятельности и движением по ступеням пирамиды.
Процессуальные теории сосредоточены на факторах среды, воздействующих на мотивацию. Рассматривая каскад теорий, посвященных процессу лежащему в основе мотивации теории разделились, но в конечном итоге смыслообразующие моменты были объединены  Портером и Лоулером в единую совокупность, которая представлена в следующей цитате отечественного ученого - «Уровень затраченных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что приложенные усилия действительно повлекут за собой вполне определенный уровень вознаграждения» (Пугачев, 2001).
Таким образом, мы познакомились с процессом и содержанием мотивации человека, ее видами, какой путь мы избираем, двигаясь к достижению цели и какой может быть сама цель. Безусловно, в разных ситуациях мы можем быть слишком или «недо» мотивированы, что отразиться на качестве результата и потерпев неудачу, порой мы опускаем руки. Однако каждый человек сам ответственен за конечный результат, все зависит от того пути, который он выбирает.


Рецензии