Пятнадцать витков над кольцом 11

Виток одиннадцатый: Рукотворные чудеса

На что способен человек?
Перевернуть теченье рек.
Залить водою города.
Весь мир отправить «в никуда».

Но приходили мастера
(Кирпичных дел и топора) -
Всем миром подымали храм!
Спасибо добрым тем рукам.

Рано утром в воскресенье, лица сестёр хранили на себе печать некоторой тайны и приготовленного сюрприза.
Изначально, на этот день была оговорена и запланирована большая программа с посещением двух городов:
- Начнём с Переславля Залесского, а на обратном пути заедем в Ростов Великий, - планировала на правах водителя Светлана.
Но, видимо, ожидалось не только это…
- Тысячерублёвую купюру рассматривали внимательно? Сейчас заедем в одно место здесь, в Ярославле, это по пути.
Не прошло и пятнадцати минут, как все четверо уже стояли, задрав кверху головы, на зелёной лужайке возле удивительно лёгкого, устремлённого ввысь всеми своими пятнадцатью маковками храма. Именно его изображение может увидеть каждый, взяв в руки купюру достоинством 1000 рублей. Установленная перед храмом табличка гласила: «Церковь Иоанна Предтечи 1671-1687 гг. уникальный памятник ярославской школы зодчества периода её наивысшего расцвета…».
- Раньше тут была территория лакокрасочного комбината, - поясняла Ирина, - в галерее был склад сыпучих материалов, в первом ярусе колокольни – кузница, в зимней церкви (она не сохранилась) – заводская столовая.
Теперь комбинат деловито пыхтел рядом, за кирпичной оградой, больше не вторгаясь на тихую зелёную территорию. Павел и Марина молчали – слушали мелодию. Да, да – именно мелодию! Для тех, кто умел слушать и слышать, храм звучал каждым своим кирпичиком, каждым изразцом. А кирпичи-то, кирпичи! Узорные, фигурные, выложенные необыкновенным орнаментом. Будто из сказки про «Морожены песни»*, только не морозом схвачена мелодия, а закалена в жару-огне сушильных печей. Большие старые берёзы, заботливо развесили кудрявые плакучие ветви и тоже, казалось, слушали, кивали в такт. Трудно было оторваться, но Светлана уже поглядывала нетерпеливо: дорога неблизкая, пора ехать. Еще раз оглянулись на колокольню, немного наклонённую.
- Это она уже относительно выпрямлена, - эхом отозвалась Ирина, - раньше крен был более 1,5 метров, настоящая Пизанская башня.
Уже в машине, Павел долго рассматривал 1000-рублёвую купюру, пытаясь угадать ракурс – может быть, хотя бы одно фото совпадёт? А за окном уже мелькнули и остались позади жилые дома, вдоль серой ленты дороги снова замелькал лес. Марина всё глядела и не могла наглядеться на милые сердцу картины. Вот поворот на Ростов Великий… Но Светлана вдруг свернула с шоссе в противоположную сторону. Ещё один сюрприз?
- Мы сейчас ещё в одно чудесное место заедем - продолжила свою роль добровольного гида Ирина,- здесь у нас в селе Богослов  - деревянный храм XVII века, из тех, что «без единого гвоздя» -церковь Иоанна Богослова на Ишне, самый древний деревянный храм в Ярославской области.
Храм действительно был чудом.
- Летучий корабль! - подумала Марина.
На высоком, рубленом, сужающемся к низу подклете**, с высокими обшитыми тёсом «бортами» стен, острой «мачтой» колокольни и широкой «кормой» алтарной стены в резном кокошнике храм, казалось, шёл полным ходом, разрезая зелёную гладь поля. Боковая галерея с частыми окошками напоминала пушечную палубу фрегата. Ещё чуть-чуть – он оторвётся от земли и исчезнет в высоком безмятежно чистом небе!
- Здравствуйте! – прозвучало за спиной так неожиданно, что путешественники даже вздрогнули, - проходите, я сейчас вам всё покажу.
Откуда то, бесшумно как русалка, вынырнула небольшого роста пожилая женщина с тяжёлой связкой ключей, отперла резные деревянные же воротца и по крутой лестнице, будто по трапу, ввела онемевших от неожиданной удачи посетителей внутрь.
- Проходите сначала сюда, на галерею – присядьте. Посмотрите, какие бревна, всё рублено топором.
Внутри пахло сухим деревом. Бойницы-окна пушек внутри не таили, только длинные вдоль всей стены деревянные скамьи.
- Здесь собирались прихожане, ожидая начала службы. С южной стороны тоже была такая же галерея. Когда её разобрали, нарушилось равновесие, под оставшуюся галерею пришлось срочно подводить кирпичные подпорки. А строили этот храм, говорят, три монаха-корабела.
- Неудивительно, - подумала Марина, проходя за смотрительницей в светлое главное помещение - корабельный дух тут во всём.
Павел спешил заснять красоту гладко тесаных стен, где извилистая щель обозначала не границу бревна, а рассохшуюся от времени сердцевину, и наборной потолок, дававший иллюзию объемных выступов, и тёмно-зелёную от времени люстру с огарками настоящих восковых свечей, и золотые, резные-кружевные алтарные ворота.
- Это копия, - продолжала рассказывать смотрительница, - оригинал находится в Ростовском кремле, в музее, и иконы наши все там.
Павел зачарованно разглядывал массивный старинный замок на входной двери храма с вставленным в него огромным ровесником-ключом.
- Пытались его в шестидесятых взломать злоумышленники, но ничего у них не получилось. Хороший сторож, - будто услышала его смотрительница.
Получив положенную плату за экскурсию и выведя свою маленькую группу за ограду, провожатая исчезла так же незаметно, как и появилась. Путешественники увидели её еще раз, выбираясь обратно на шоссе. Заправив светло-седые волосы под розовый вязаный берет, она уже старательно что-то прибирала во дворе своего домика-избушки.

*) - сказка Степана Писахова «…Девки у нас выдумшшицы. Мерзлыми песнями весь дом по переду улепят да увесят. На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушки навесят. Коли где свободно место окажется, приладят слово ласковое…Весной на солнышке песни затают, зазвенят. Как птицы каки невиданны запоют…»
**) – нежилой цокольный этаж жилой деревянной или каменной постройки, нижний ярус зданий христианских церквей.


Рецензии
Насыщенный , исторический рассказ !

Удачи , и новых тем !

Яков Шенгарей   02.08.2020 10:38     Заявить о нарушении