По ту сторону - 1

Мы, дети послевоенного времени, родившиеся в начале пятидесятых, и жившие в период сталинской, хрущёвской, брежневской, горбачёвской, ельцинской, путинской эпохи, можем сравнивать нашу жизнь тогда и сейчас, и на всех промежуточных этапах. Бытовые условия детских лет не были слишком комфортными, если не сказать отвратительными. Коридорная система с общей кухней и общими туалетами на этаже, клопы, тараканы, мыши, крысы – сопутствующие тому уровню жизни семей, возникших после студенческих свадеб и проживавших в студенческих общежитиях. Несмотря на эти неудобства то время сейчас воспринимается как нечто светлое, непорочное, без особых претензий, потому что ещё чувствовались последствия разрушительной войны, и минимальному комфорту, крыше над головой, многие были рады.

Коридорная система... керогазы, керосинки,
И титан из нержавейки кипяточек вам нальёт.
Там сосед живёт напротив, муж-алкаш алкашки Зинки,
Тётя Поля, дядя Боря ...замечательный народ.

Коридорная система... крысы, мыши в туалете,
Мусор в баке не вывозят целый месяц или год,
На трибуне Мавзолея лысый дяденька в газете
К коммунизму призывает ...замечательный народ.

Родители были здоровы, руки, ноги целы. Худо – бедно на жизнь хватало.  Нас окружали очень добрые люди. Было много инвалидов, безногих. Недавняя война ещё кровавыми рубцами на сердце отзывалась в старших, а мы, дети, получали всё, что нужно, но и не были избалованы, как нынешнее молодое поколение. Выполняли всю посильную работу по дому, с детства нас приучали к труду, уважать и помогать старшим.
Какие уж поездки за границу в то время? Естественно, никаких. Разве что дипломаты и артисты имели возможность посещать зарубежные страны. Но то, что Восточная Европа примкнула к социалистическому лагерю, если по большому счёту разобраться, было в высшей степени справедливо. Наша страна понесла огромные потери в войне. И если бы не война, то СССР, учитывая темпы роста, стал бы самой процветающей страной в мире.
С детства нас воспитывали, что всё советское – самое лучшее. И ведь были к тому основания. Прекрасна была столица нашей Родины Москва. Впервые мне пришлось побывать в ней в 1956 году. О, эти незабываемые впечатления! Метро, лесенка – чудесенка, Красная Площадь, ВСХВ, москвичи, любимые игрушки, купленные в Москве: вертящаяся Дюймовочка из сказки Андерсена; танк, стреляющий искрами. Таких игрушек нет у современных детей.
Страна залечивала раны от войны и шла вперёд семимильными шагами. И мы, маленькие дети, вместе со взрослыми выходили в полночь на улицу, чтобы увидеть первые искусственные спутники Земли, пролетающие высоко в чёрном небе. По радио в последних известиях непременно сообщали, в какой день и в какое время их можно увидеть. Эти достижения сплачивали людей. Нам постоянно внушали, что всё советское самое лучшее. И, действительно, современной молодёжи невозможно представить, какой гордостью наполнялись наши сердца 12 апреля 1961 года. Всеобщее ликование! Наверно, так было 9 мая 1945 года. Т.е. у нашего поколения не было причин каяться за сталинские репрессии, за какой-то комплекс вины, за порабощение половины Европы, как сейчас нам пытаются навязать некоторые политики. Наша жизнь была естественной и созидательной. В школе мы учились не ради отметок. За все десять лет учёбы деньги собирали только один раз – на проведение выпускного вечера, где нам разрешено было выпить шампанского. Наоборот, мы сами зарабатывали. Когда в десятом классе нас послали на неделю в колхоз на уборку морковки и мы заработали по 2 рубля на человека, работая по три часа в день, остальное время отдыхали, пили вино, курили «Шипку» и сворачивали из газеты самокрутки из махорки, то никто нас особо не контролировал и не опекал, потому что мы с самого детства были воспитаны – семьёй, октябрятской, пионерской, комсомольской организацией. Учителя были в нас уверены, и мы их не подводили.
Ни о какой загранице никто не мечтал и не думал.
Впервые понятие заграница появилось у меня во время службы в армии.
Бывшая Восточная Пруссия. Конечно, весьма необычная обстановка. Все строения остались от немцев.  Дома с крутыми черепичными крышами. Кирхи. Аисты на крышах. Яблоки на яблонях в октябре. Промозглая противная зима. Дороги, обсаженные липами – «солдатами вермахта», как их называли местные жители. Изнутри на липах белой несмываемой краской нарисованы широкие белые полосы. Кто видел фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» , может себе представить этот край. В течение тридцати лет после окончания войны там мало что изменилось.

Тихий домик с холодной мансардой,
черепичных бордо крутость крыш.
Не найти на расцвеченных картах
то ли Осло моё, то ль Париж.

Палисадник, в полроста штакетник,
две скамейки и стол. Дежавю.
Все парижские женские сплетни
и дурак подкидной здесь живут.

Пресвятая Мария на кухне
с пылу, с жару снимает блины,
за стеной Дульсинея не в духе,
слышно всё, будто нету стены,

материт своего кабальеро,
не вязавшего лыка с вина,
- "Пшёлтына...!"
- "Сука, подлая стерва!",
за стеной - мировая война...   

Там и божья роса очень просто   
за ночь копится в ржавом ведре,
а другие к нему неудобства -
в сараюшке, на заднем дворе,

рядом с бурой красавицей Мартой -
царский трон и лепёхи блинов,
не заметит никто из мансарды   
книзу спущенных царских штанов.

...На восток не окинуты взглядом
всё поля да поля да поля,
лебединое озеро рядом,
и дорога лежит в тополях...

Под вечернюю красную зорьку
Марту с поля пригонит пастух,
Пресвятая Мария - на дойку,
утром снова разбудит петух.

Свежей выпечки корочку хлеба
молочком запиваешь парным,
сливки взбитые - кушает небо...
........................................................
Сладок горький Отечества дым!

Чем же заграница, хотя и бывшая, так привлекает?
Прежде всего, необычностью природы и видом городов и посёлков. Как жили немцы в небольших поселениях? Красивые двухэтажные домики. Второй этаж неполноценный, половина комнаты усечена наклонным потолком, не очень удобно.  Для обогрева используются небольшие кафельные печи, которые топить нужно обязательно силезским каменным углём. Он быстро разгорается и даёт много тепла, сгорая полностью без большого количества золы. В каждом доме непременно огромный подвал, целая комната – бункер, на случай бомбёжки. Все немцы после окончания войны были репатриированы, а посёлки заселены переселенцами из средней полосы России – из Орловской, Пензенской, Воронежской областей. Новые названия посёлков соответствовали тому месту, откуда приезжали переселенцы. Так наши люди осваивали бывшую заграницу. На новых местах организовывались колхозы. Новых построек не возводили, всё осталось от немцев. Желание посмотреть необычные места подогревается обычным человеческим интересом: а как там? Лучше или хуже, чем те края, где ты живёшь? Естественно, в те времена не было никакого интернета и сведения о жизни советских людей на бывшей немецкой земле никогда не просачивались в прессу и на телевидение. Невозможно было узнать и прочувствовать ауру тех мест, не побывав там лично.
Хотя это пребывание было не по своей воле, оно стало началом, по сути, зарубежных туристических поездок.

Фото из Интернета
<Продолжение следует>


Рецензии
Уважаемый Сергей! 4процента населения
Нашей страны построили, всё же таки,
Для себя коммунизм! Ну а мы в принципе тоже живём неплохо!

С уважением и теплом Михаил

Михаил Николаевич Лысков   26.06.2023 08:00     Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил Николаевич! 4 процента не построили коммунизм, а ограбили остальные 96 процентов населения. Рад за Вас!
Спасибо за отклик!
С дружеским теплом,
С.

Савельев   26.06.2023 09:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.