Нелюбимый поэт

В День Рожденья великого, но нелюбимого мной поэта
На заднем дворе колыхнулись цветы граната,
нежно-красные, будто не все пропето
Майнами и соловьями. Будто каната
Неприязни никто не натягивал меж подворьями...
Будто не у него я училась ломать строку,
Точно утренний крекер...За всеми историями,
Которые мне положено на веку
Пересказать... Колеблется внятная тень
Текста, написанного легче и проще,
Чем стремительный взвизг крыла, чем июньский день,
Чем бельишко, которое память полощет
В мягких  водах Кинерета и в мутнеющем Иордане...
То шипят, то лепечут, но всяк обнимают слова,
Обминают слова... И ничто никуда не канет,
И провиснет канат, дайте срок, - нарастет трава.


Рецензии
Нелюбимых не просто читают, у них учатся...

Очень тихая и лиричная зарисовка. Как будто время не может пробиться сквозь отряды строф. Природа и быт, настроение и мелодика, тема творчества и истории гармоничны и взаимодополняемы. Подобранные глаголы оттенками звучат выпукло и персонифицировано, что делает резкость и контраст картинки достаточным для того, чтобы прочитав, почти сразу увидеть образы: "цветы колыхнулись", "неприязни никто не натягивал", "колеблется тень". Глаголы такие, что в них есть и вечность, и миг, мгновенье, не длиннее, чем время чтения слова.

Запоминается сравнение ломаной строки и утреннего крекера, необязательный ритуал, который оставляет отпечаток принадлежности, как экслибрис.
Фонетическая игра "обнимают/обминают" - для констатации процесса письма в рифму - почти закон. И тут сразу, по касательной, сема крекера продолжается в значении "теста"...Обычно этот глагол "обминать" для перегулявшего полуфабриката.
Обыгран фразеологизм "полоскать чужое белье", и в этой версии ("память полощет") исчезла негативная коннотация, и сочетание стало очень личным и нейтральным по эмоциональному наполнению, правда есть легкая тень самоиронии в употреблении слова "бельишко".

В последнем двустрочии, итоге и какой-то философской ремарке, уровня Экклезиаста, очень красивая мелодика, фонетика уровня музыки... Аллитерации на взрывных "т", "к", "д" делают строфы стройными, звучными и лишенными расслабленного лиризма. В них рациональное и психологическое в таком балансе, что послевкусие от стиха не в расслабленности сознания, а в какой-то глубинной мотивации к будущему...чтению..или написанию...

Кшесинская Деметра   26.12.2020 18:12     Заявить о нарушении
Спасибо!
Впервые вижу применительно к своему "текстованию" такую обстоятельную и доброжелательную рецензию. Стихотворение преимущественно глаголозависимое, это правда.
И от Коэлета, то есть от Экклезиаста, никуда не деться. Это два глобальных, постоянно возникающих источника: псалмы и Экклезиаст.

Елена Викман   27.12.2020 20:58   Заявить о нарушении