Сказ о юном батыре ч. 1
Древнейшим жанром фольклора являются мифы. Первоначально мифы были «порождением» языческих представлений человека, но постепенно они видоизменялись, многие трансформировались в другие жанры фольклора: легенды, сказки, сказания и предания. По представлениям древних вайнахов: ингушей и чеченцев, мир делится на две части: солнечный мир и мир мертвых, мир теней. Мифы, связанные с происхождением космических объектов (солнца, луны, звезд), называются космогоническими. В древности вайнахи обожествляли солнце, поклонялись ему. Все красивое и чистое они отожествляли с солнцем. До сих пор о красивой девушке говорят: «Она красива, как солнце» Существует много легенд и поверий, связанных с солнцем. Так, по одной из них, солнце и луна являются братом и сестрой. Сестра (солнце) боится темноты и поэтому гуляет только днем. Брат (луна) по ночам пасет овец (звезды). Из мифов и легенд можно почерпнуть много интересных сведений об особенностях вайнахского язычества. По представлениям язычников, у каждого села, рода, реки, горы и т.д. был свой патрон, покровитель. Большую и интересную часть ингушского фольклора составляют сказки (фаьлгаш). Они уходят своими корнями в глубокую древность, и хотя построены они на вымысле, народом воспринимаются как поучительные истории. Сказочные персонажи являются выразителями дум и чаяний народа, идеальными, с точки зрения народа, героями: умными, смелыми, благородными, честными, милосердными, трудолюбивыми, щедрыми.
Хорошо взошла пшеница,
Охранять и не лениться
Сына раз отец послал,
И при этом наказал:
«Вот черта твоих границ,
Сбереги её от птиц».
Согласился сын, вздохнул,
Но под утро всё ж уснул…
А тем временем две птицы,
Поклевали ту пшеницу.
У гумна отец стоит,
Сокрушённо говорит:
«Как же сын ты допустил,
Я ж вчера тебя просил,
Быть внимательным и стойким,
Ты ж проспал, то не достойно!
Отвечай мне, в чём причина,
Ты ж в роду моём мужчина,
Должен ты всё зло пресечь,
И уметь добро стеречь!»
«Виноват отец я в том,
Только необычный сон
Видел той прошедшей ночью,
Пред глазами он, воочью.
Сон подобен куражу,
Вам, прости, не расскажу!»
То, сказав, бежал из дома.
К речке, где ему знакомо.
Ведь немало раньше лет,
Здесь юнцом встречал рассвет.
Там шалаш построил летний,
Тайно стал в нём жить, секретно.
Жил один он словно волк,
Месяц ровно в нём провёл.
Загадки чужестранного князя
Солнце дарит день с рассветом,
Дочка князя за советом
Подошла: «К тебе вопрос,
Для тебя он будет прост.
Если правильно ответишь,
Заберёшь лепёшки эти.
У отца гостит недавно,
Князь страны чужой и странной,
Он представил два ножа.
И загадку, ворожа.
Первый нож – он лишь для князя,
Должен быть дамасской «вязи»,
Нож второй – тот для раба.
Сталь быть может, в нём груба.
Отличи как чей там нож,
Если это разберёшь,
То скажи отгадку эту,
Я ж, последую совету!»
«Что ж, загадка та проста,
Слушай мой ответ тогда.
Чтоб узнать, возьми в ладонь
Те ножи, их сунь в огонь.
Пусть в печи всё «веселится»,
Нож же князя - накалится,
А с раба ножа узри,
Жир прольётся вниз, смотри»*.
Принят был ответ за здрав,
Оказался мальчик прав.
День второй и вновь к реке,
Дочка князя налегке
Подошла: «К тебе вопрос,
Для тебя он будет прост.
Если правильно ответишь,
Заберёшь лепёшки эти.
У отца гостит недавно,
Князь страны чужой и странной,
Он привёз двух петухов,
А вопрос о них таков.
Как узнать о них кто старый,
От кого не ждать «пожара».
А кто точно молодой.
Подскажи ответ простой».
«Два дня ровно во столице,
Не давайте им пшеницы,
А как время истечёт,
Каждый сразу всё поймёт.
Молодой - клюет любовно,
Хвост по ветру встанет ровно,
Старый – опытный, то весть,
Против ветра в стойке весь».
Принят был ответ за здрав,
Оказался мальчик прав.
Третий день и дочка князя,
Снова к речке, волны в вязи,
Подошла: «К тебе вопрос,
Для тебя он будет прост.
Если правильно ответишь,
Заберёшь лепёшки эти.
У отца гостит недавно,
Князь страны чужой и странной.
Непонятный тот вопрос,
Черепа к нам князь привёз.
Как узнать и в чём причина,
Череп женщины ль мужчины.
Почему и как лежат,
Чем священен тот обряд?!»
«Черепа как атрибут,
Положите на трубу,
Женщинам скажите весть,
Что покойник в доме есть.
И положено, закон,
Слёзы лить теперь о нём.
Череп женщины, чтоб знать,
С печки спрыгнет поддержать,
А мужской – пропустит вести,
Он останется на месте».
Принят был ответ за здрав,
Оказался мальчик прав.
Наконец Князь странный смолк,
Он прислал железный столб.
«Если бросишь столб в мой двор,
Свадьбе быть, я буду скор.
А не выполнишь, смотри!
Не сносить тебе главы!»
Местный князь собрал батыров,
Но слабы они в «турнире».
Столб тяжёл, его боясь,
Не поднять, тревожен князь.
Дочку князя осторожно:
«Мальчика позвать же можно,
Есть, отец мой, в том резон,
Разгадал загадки он!
Позови на уговор,
Пусть и бросит столб в тот двор!»
«Бросить столб, поверьте, просто! », -
Мальчик молвил жёстко, хлёстко,
«Только прежде, времените,
Тёлку для меня валите.
И сварите мне бульон,
Должен быть в печи томлён.
Как я съем всё мясо это,
Кровь взбурлит по жилам где-то.
Выпью клейкий тот бульон,
Силой буду наделён.
Вот тогда я буду скор,
Брошу к князю столб во двор!»
Всё исполнили точь-в-точь,
Парень был готов и дочь,
Он спросил, мигнув при этом:
«Куда бросить столб мне этот?!
Может в башню того князя,
Окна, где чудесной вязи.
Иль в окраину ШахАра**,
Силу, чтоб сдержать удара?!»
Местный князь в ответ ему:
«Столб бросай в окраину!
Всю разрушь до основанья,
Тому князю в назиданье!»
Взяв рукой предмет нагнувшись,
Разбежавшись, размахнувшись,
Ввысь послал железный столб,
Вызвав искр при этом столп.
Тяжин столб огромным весом,
Всю окраину до леса,
Вмиг очистил до земли,
Князь увидел то: «Внемли!
Вот теперь, мой друг, готов,
Присылай своих сватов!»
Продолжение следует
*) «С ножа раба польется жир, а нож князя накалится» - общее место, означающее, что раб настроен миролюбиво, а князь - воинственно.
**)Шахар - населенный пункт; город.
Свидетельство о публикации №120071700875
Евгения Грекова 2 31.07.2020 21:32 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 01.08.2020 10:39 Заявить о нарушении