Элиэзер Тиркель

1. Первое движение, которое напрашивается при написании печатных букв иврита,
направлено сверху-вниз. Таким образом, каждая из букв как бы нисходит
(проистекает, эманирует) свыше, что создаёт особый благоговейный настрой у
пишущего. С другой стороны, печатный текст на иврите создаёт впечатление
совокупности горящих свечей или лампадок, язычки пламени которых устремлены
ввысь. Удивительное зрелище, вызывающее у зрителя особое чувство.

С учётом сказанного, можно предположить, что основная идея Каббалы – о сотворении
материального мира посредством последовательного нисхождения (излияния, эманаций)
изначального Божественного света через совокупность сфирот (сосудов), образующих
"Древо Жизни" – имеет отчасти каллиграфическое происхождение.

Каждый раз, выводя на бумаге или пергаменте очередную букву, пищущий проходит все
этапы творения – от изначального Ничто (отсутствия буквы) до материализованного
чернилами знака. При этом изначальный творческий импульс предшествует запуску
нижестоящих механизмов разума, чувств и воли.

2. В терминах "Древа Жизни" этот нематериальный творческий импульс:
- идёт сверху-вниз из сосуда КэтЭр (корона);
- превращается в конкретную мыслеформу на уровне ума в сосудах ХокмА (мудрость) и
Бина (понимание);
- приобретает эмоциональную окраску в сосудах ХЭсэд (милосердие) и ГвурА (строгость),
- что порождает его нетленную красоту на уровне сосуда ТифЭрэт (красота),
- которая перетекает в славу (сосуд Ход) и вечность (сосуд НЭцах),
- после чего на уровне сосуда ЙесОд (основание) возникает волевое усилие,
- необходимое для материализации на физическом уровне в сосуде МалхУт (царство).

Созерцая буквы иврита, можно проделать этот путь в обратном направлении, к их
Источнику, на который ясно указывают (и к которому стремятся) язычки пламени,
отчётливо различимые в их верхней части.

3. В случае не усечённого Древа Жизни, насчитывающего не 10, а 19 сфирот-сосудов,
из которых 9 наполнены Светом, 9 – Тьмой, а одна (физический мир) является общей,
всякое действие:
- исходит свыше или "сниже" в виде нематериального божественного или демонического импульса;
- формируется в уме;
- воодушевляется в сердце;
- и реализуется с помощью волевых усилий.

* * *
Любопытно, что эмпирически открытое мной правило "Мудрость есть сочетание тепла
любви со светом знания" зафиксировано графически на схеме "Древа жизни", где
сосуд ХокмА (мудрость) сообщается с сосудами ХЭсэд (милосердие) и БинА (понимание).

Но эта схема богаче, поскольку на ней мудрость сочетается с ещё двумя сосудами –
красотой и короной (ТифЭрэт и КэтЭр). Это даёт возможность для более полной
формулировки: "Мудрость имеет божественное происхождение, обладает красотой
и является сочетанием тепла любви со светом знания".
__________________________
Иллюстрация: фрагмент из книги Элиэзера Тиркеля "Лёгкий иврит для вас" (1989)

(2020)


Рецензии