Палинсаари. Дорогами Валаама

             Этот остров на карте Валаамского архипелага был самым удаленным на юго-восточном направлении. Будто уплыл остроносой ладьей по студеной ладожской водице от остальной островной группы и, теперь ему больше не принадлежал. Вот, она, воля...
              Назывался этот остров - Палинсаари (голый). Свое прозвище он в полной мере оправдывал из-за отсутствия привычного для таких мест сказочного островного леса. Вначале мы поравнялись со Святым островом, а потом ушли дальше, свернув к югу.
              Остров хорош тем, что здесь всегда можно встретить непуганого ладожского тюленя: краснокнижную кольчатую нерпу. Она внешне очень похожа на свою балтийскую прародительницу, но меньше ее. Эти забавные морские животные встречали нашу «казанку» на подходе к острову подобно гостеприимным туземным аборигенам. Расположившись полукругом, они высоко поднимали усатые головы и забавно шлепали по воде своими ластами.
               Остров имел гладкую каменную сферическую поверхность, напоминавшую торчащую из воды лысую макушку человека, который из-за отсутствия волос обходился без расчески. Скромный растительный мир складывался из низкорослых карликовых берез, можжевеловых зарослей на западном берегу и повсеместного богатого царства мхов и лишайников. Такой пейзаж сразу напомнил мне острова Белого моря, здесь почти полярная тундра. После этого уже не удивился, обнаружив на вершине острова необычно расположенные россыпи одинаковых по размеру обточенных камней: «каменные реки» и сейды, культовые камни, поставленные друг на друга. Сколько тысяч лет было этим сооружениям теперь никому неизвестно. Возможно, что-то из этого стало следствием ледникового периода.
               Скитов и отшельников здесь никогда не бывало, не выдерживала живая человеческая плоть долгого пребывания на таком пустынном острове. Люди приходили сюда достаточно редко. Следы обнаруженной нами последней человеческой стоянки в каменной нише косвенно свидетельствовали о двухлетнем сроке ее давности. Закопченный чайник, небольшой запас оставленных кем-то продуктов и неистребимый нашим поколением мусорный пластик…
               В северной части острова отыскал нечто похожее на основание древних саамских хижин – углубления, выложенные камнями. Тогда им было уже много больше тысячи лет. Ведь когда-то здесь бродили целые стада полудиких оленей. Самые настойчивые и пытливые исследователи могли найти здесь большой плоский камень с загадочными латинскими буквами…
               На самой вершине острова горизонт раздвигался, открывалась дальняя панорама Валаамского архипелага. До ближайшего материкового берега отсюда 24 километра, но я успел его увидеть подвешенным в воздухе зыбким и подвижным на солнце миражом. Вокруг стояла первозданная тишина, о которой совершенно немыслимо мечтать в большом городе. В этот день здесь не было даже чаек. Остров четко разделил Ладогу на два мира: гладкий, как стекло и изрезанный бегущими от самого горизонта волнами.
                Погревшись на теплой каменной лысой макушке, спустился к противоположному берегу и принялся рисовать каменные уступы, похожие на ступеньки какой-то необыкновенной лестницы. Она брала начало глубоко под водой и уходила вверх, к небу, где потом резко обрывалась. Значит, поднимавшемуся по ней человеку дальше нужны были крылья. Раз за разом вглядывался в скалы и искал там застывшие изображение героев, которые отважились пройти этот путь. Нет, я не видел там вереницу аскетических монахов. Это были суровые покорители моря, отважные воины. Внезапно солнце плеснуло лучи заката на скалы и рыжий лишайник на них превратился в кровь...

Рисунок автора


Рецензии
Прочитал с удовольствием!

Вадим Константинов 2   18.07.2020 17:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим!

Сергей Псарев   22.07.2020 23:16   Заявить о нарушении