Проект Школа - Конкурс Анжамбеман

Здравствуйте, дорогие члены Клуба Крылатых и уважаемые гости ТМ "Гуси-Лебеди"!

В рамках проекта "Школа" объявляется поэтический конкурс "АНЖАМБЕМАН", к участию в котором приглашаются авторы сайта Стихи.ру, зарегистрировавшие свою страницу не позднее 01.07.2020г.

Для начала несколько определений.
АНЖАМБЕМАН (АНЖАМБМАН; ENJAMBEMENT) — перенос части фразы из одной строки в другую, вызванный несовпадением интонационно-синтаксической связи с метрическим рядом. При чтении отмечается паузой, без которой стихотворение теряет ритмическую выразительность. Переноситься могут как целые слова, так и части слова.

Перенос, перескок, анжамбеман (франц. enjambement, от enjamber — перешагнуть), в стихосложении несовпадение синтаксической паузы, остановки, с ритмической — концом стиха, полустишия, строфы.

В традиционной поэтике различаются три вида анжамбемана:
- rejet — «сброс» (конец предложения захватывает начало следующего стиха);
- contre-rejet «наброс» (начало предложения захватывает конец предыдущего стиха); - double-rejet — «двойной бросок» (фраза начинается посреди стиха и кончается посреди следующего).

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел [сброс]. Пред ним широко
Река неслася [двойной бросок]; бедный чёлн [наброс]
По ней стремился одиноко…   ("Медный всадник" А.С.Пушкин)

Анжамбманы могут быть слоговыми, строчными, строфическими, слогово-строфическими, синтаксико-строчными, синтаксико-строфическими, словесно-строчными, словесно-строфическими и т. д.

Анжамбеман использовался в поэзии со времён античности. Так, пиндаровская лирика (и подражающая ей горациевская) в большой мере построена на строфических анжамбеманах, в отличие от лирики Нового времени, отличающейся строфической замкнутостью. Избегание анжамбеманов свойственно классицизму, культивирование — романтизму и некоторым поэтическим школам XX в.

Единичные анжамбеманы служат средством интонационного выделения отсечённых стихоразделом отрезков фразы. Многочисленные анжамбеманы создают прозаизированную интонацию, почти нивелирующую стихотворный ритм, что является значительным выразительным средством (например, в драматическом стихе).

Анжамбманы применяли Александр Пушкин, Марина Цветаева (она сделала этот прием одним из основных в своей поэтике), Владимир Маяковский, Михаил Кузмин, Вадим Шершеневич, Георгий Оболдуев, Булат Окуджава, Иосиф Бродский, который во многом наследовал и развил традиции Цветаевой.

Примеры:

Андрей Качалян широко использует слогово-строфические анжамбеманы:

Губами потусторонними
я сглатываю с лица
холодные капли сонного,
льняного миросозерца-

ни я, ни другие головы
в стенах не ложились спать,
стеная, теням просовыва-
я лишь не хочу прервать…

растроганных прядей, смешанных
как уксусный фимиам,
в своих волосах повешенна-
я — слабость… к чужим рукам.
*

В одном из своих лучших стихотворений Анатолий Кобенков писал:

Человек рождается, вырастает в мужа,
не тонет в воде, не сгорает во зле,
потом узнает, что нисколько не нужен
ни себе, ни дочери, ни земле;

потом человек научается плакать,
потом, не вспомнив, зачем пришёл
на эту землю, становится прахом —
и ему хорошо, и земле хорошо.
*

Особые функции исполняет внутрисловный перенос, при котором граница между стихами разрезает слово:

Шпили, колонны, резьба, лепнина
арок, мостов и дворцов; взгляни на-
верх: увидишь улыбку льва…    (Иосиф Бродский)
*

От дружной ветки отлучённый,
Скажи, листок уединённый,
Куда летишь?.. «Не знаю сам;
Гроза разбила дуб родимый…  ( «Листок» В.А. Жуковский)
*

Мне всё равно, каких среди
Лиц – ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно… («Тоска по родине! Давно…» М.И. Цветаева)
*

Но восходящий поток его поднимает вверх
выше и выше. В подбрюшных перьях
щиплет холодом. Глядя вниз,
он видит, что горизонт померк,
он видит как бы тринадцать первых
штатов, он видит: из
труб поднимается дым. Но как раз число
труб подсказывает одинокой
птице, как поднялась она.
Эк куда меня занесло!
Он чувствует смешанную с тревогой
гордость. Перевернувшись на

крыло, он падает вниз. Но упругий слой
воздуха его возвращает в небо,
в бесцветную ледяную гладь.
В жёлтом зрачке возникает злой
блеск. То есть, помесь гнева
с ужасом. Он опять

низвергается. Но как стенка – мяч,
как падение грешника – снова в веру,
его выталкивает назад.
Его, который еще горяч!
В чёрт-те что. Всё выше. В ионосферу.
В астрономически объективный ад…  («Осенний крик ястреба» И.А. Бродский).

  **********///**********  **********///**********  **********///**********
 
Итак, от автора принимаются ОДНО НОВОЕ стихотворение любого жанра, метра и размера, объёмом до 40 строк, которые содержит НЕ МЕНЕЕ ТРЁХ анжамбеманов (любых).
 
ВНЕ КОНКУРСА можно предложить 1-2 стихотворения с анжамбеманом.

ЗАЯВКА оформляется отдельной рецензией в этом посте и должна включать в себя:

- ИМЯ автора;
- НАЗВАНИЕ стихотворения, в кавычках, с большой буквы;
- ССЫЛКА на публикацию на авторской странице;
- АДРЕС электронной почты.

ПОДАВ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС, ВЫ ПОДТВЕРЖДАЕТЕ, что ознакомились с "Правилами
проведения и участия в конкурсах площадки" - http://stihi.ru/2012/02/12/12233

 ЗАЯВКИ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 29 ИЮЛЯ 2020 года или до набора 25-30 стихотворений.

 ГОЛОСОВАНИЕ "народное", БЕЗ ОЦЕНОК, для участников конкурса - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ.
 
Победителей ждут призы:

за 1 место – 1200 с\б, за 2 место – 1000 с\б, за 3 место – 800 с\б
(4 и 5 места + номинации будут добавлены, исходя из количества поданных заявок).

 Участие в конкурсе бесплатное. Однако мы с благодарностью примем любую спонсорскую помощь на развитие площадки "Гуси-Лебеди" (на логин - gusilebedi1).

  **********///**********  **********///**********  **********///**********

Ведущая конкурса Лана Сноу

ПРИМЕЧАНИЕ:
Чтобы о наших конкурсах узнало как можно больше читателей, просьба ко ВСЕМ АВТОРАМ - при подаче своей заявки на конкурсы ТМ "Гуси-Лебеди" нажимать на кнопочку "ПОНРАВИЛОСЬ", а также указывать ссылку на данный конкурс (см. вверху над анонсом) при публикации стихов на своей страничке.
Спасибо!


Рецензии
Приём стихотворений на конкурс завершён.

Тм Гуси-Лебеди   29.07.2020 23:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.