Как я ездила со студентами на картошку

        Записки- воспоминания.
   Для начала следует пояснить, что после окончания университета я пять лет (до момента поступления в аспирантуру) работала лаборантом и преподавателем-почасовиком**, то есть вела занятия с оплатой один рубль за академический час занятий. В сентябре студенты тогда не учились – ездили в колхоз на уборку картофеля. Каждой студенческой группе полагался руководитель, и поэтому со студентами должен был ехать один из преподавателей.
     Мне, как и многим другим молодым педагогам, в первый же год моей работы довелось побывать на уборке картофеля. Поехать пришлось в сильные уже холода, но зато всего на пол месяца – с 1 по 15 октября, так как в сентябре из-за плохой погоды студенты картошку убрать не успели. Послали меня убирать картошку потому, что я была бездетным молодым специалистом, и руководить студентами  я должна была, естественно, не получая за это никакой зарплаты (ведь занятия-то в это время я вести не могла), за кормежку в колхозе и плюс то, что смогу там заработать. Понятно, что я, как и все, в поле каждый день выходила и картошку собирала не разгибая спины. Пример ребятам надо было подавать, иначе студенты (почти одни мальчики и почти все старше меня – факультет-то был горный) никакого энтузиазма в работе проявлять не стали бы.
    Помню, отправили нас жить на полевой стан*** Светлаки, за 10 км от деревни Брехово Октябрьского района N-ской области. До Светлаков этих, если надо было попасть в Брехово, мальчикам приходилось идти пешком 10 км по дороге с непролазной грязью почти по колено. Пришлось один раз и мне этот путь туда и обратно пешочком проделать… А так-то нас завезли в Светлаки и вывезли оттуда на тракторе, а вернее тракторным прицепом. Мальчиков поселили в длинном черного цвета деревянном бараке. Я же с пятью девушками-студентками разместилась в летнем бревенчатом сооружении из потемневших бревен – избушке-времянке со щелями, забитыми мхом. Ветер во все время нашего пребывания на стане задувал в эти щели со страшной силой. Освещение, понятно, керосиновая лампа (а верее - лампа на солярке).
    Место спальное мне девочки выделили на втором ярусе (нечто вроде палатей узких или полки в вагоне поезда). Я возражать не стала – наверху-то спокойнее. Да и тихая я была по характеру, безответная, а они – бойкие все, бывалые. Девочки эти, например, спасибо им за это, научили меня ресницы красить –  в свои 22 года я это делать еще не умела.   Стояли сильные холода, часто подмораживало, поэтому приходилось каждый день топить печь, чтобы ночью во сне не замерзнуть. Один раз кто-то из нас закрыл заслонку, хотя дрова в печи еще не прогорели. Наше счастье, что одна из девочек вовремя это заметила, а то бы угорели за ночь до смерти. Чтобы растопить печку, мы плескали в нее солярку (набирали в цинковое ведро из цистерны), так как дрова были, но совершенно сырые.
    Помню, как-то раз я пошла побродить по окрестному лесу и нашла белые грибы – так были они, как застывшие ледышки или камешки – хоть гвозди ими забивай. Выбросила – не догадалась, что можно отдать девочкам на кухню, чтобы пожарили или грибовницу сварили. А то привезли нам один раз уже подпортившееся мясо и хлеб зачерствевший, да еще картошку сами могли накопать – вот и весь полагавшийся нам рацион питания на все время пребывания на этом полевом стане.
    Но в общем и целом без обид вспоминаю я это время: отлично съездила на картошку - прошла там своего рода школу жизни. А счастья-то были полные карманы - ведь завезли по сути еще детей в глухомань полную и бросили там - и хоть с голода помирай. А взрослый дяденька- преподаватель остался при этом в основной деревне Брехово, отлично поселился у кого-то из колхозного начальства и в поле вообще не ходил. Потом, когда мы уже уезжали, попался мне на глаза этот совсем молодой еще дяденька-преподаватель еще раз (первый раз видела его, когда нас привези в Брехово из N на трех грузовиках). При отъезде же подали нам не три грузовика, как это было положено, а всего лишь два - в один из них  и уселся наш деятель со своими сорока студентами. А я и мои студенты (числом 20-25) в них не поместились, и пришлось нам в итоге весьма несладко.
     Помню еще, что когда я попала из этой Тьмутаракани в свой город N во время  поездки в деканат, то поняла первый раз в жизни, что такое цивилизация. Поняла, что в ЦИВИЛИЗАЦИИ, я, оказывается, живу: есть электричество и даже ночью повсюду светло, в домах тепло,ходит транспорт, работают магазины, кругом полно людей...
    Правда, приехала я с картошки без голоса, простуженная, но зато девочки научили картошку правильно и быстро чистить. Эту науку я прошла, когда изголодавшиеся мальчики пошли в деревню и украли там гуся. Девочки затушили его с мясом - и был у нас пир на весь мир. Я приняла в подготовке «пира» посильное участие - картошки начистила. А что гусь краденный, я узнала задним числом - мальчики сказали, что они его купили. Потом колхоз вычел за этого гуся из зарплаты каждого. У всех, кроме меня.  Видно, председатель колхоза - молодой красивый мужик - меня зауважал после того, как я "съездила" в город (пешком 10 км по грязи, потом ночь на полу на положенной прямо на голый пол телогрейке в прокуренной насквозь избе колхозников, потом часа два – три в кабине грузовика по страшным ухабам, потом еще часа два на электричке) к декану горного факультета и пожаловалась ему на условия, в которых мы оказались. После моего возвращения (был председателю звонок из деканата прямо при мне) была у меня беседа с председателем в правлении колхоза. Вскоре после этого нам привезли свежее мясо, вермишель и даже мед, и последние дней семь мы отлично питались.
    А в итоге я заработала не меньше, чем если бы осталась в городе и вела занятия. Но о своем "денежном счастье" (аж сто рублей вроде мне тогда дали) я узнала только тогда, когда мы умудрились найти (искали под проливным дождем чуть не целый день – до 12 ночи) и в складчину нанять маленький автобус, чтобы он довез нас до Перми. Оказалось - к моему стыду - что все остальные и получили-то всего навсего только на то, чтобы внести свою лепту в оплату автобуса. Я заплатила не больше, чем любой студент. Мне помнится, но может, я и ошибаюсь, я предлагала заплатить больше, чем каждый из студентов, но ребята и девочки в голос заявили, чтобы я платила, как все...
 
 *Wikipedia: Выезды «на картошку» в России сошли на нет в первой половине 1990-х годов в связи с отменой системы принуждения и общей деградацией «колхозного» сельского хозяйства. Однако они до сих пор активно практикуются в Республике Беларусь.
 **почасовик – преподаватель, получающий почасовую оплату труда.
 ***полевой стан - один из видов вспомогательных хозяйственных центров, расположенных на отдалённых от основного поселения участках.
14.07.2020
       


Рецензии
Очень понравился Ваш рассказ, Ирина! Было интересно читать, спасибо!
Но возмущению нет предела по отношению к Вашему преподавателю, отсидевшемуся в тёплой избе, а также к колхозному руководству, которое вначале так плохо кормило студентов и относилось к ним как к рабам, дармовой рабочей силе. А ведь студенты (и служащие) в уборочную пору вносили огромный вклад в сельхозработы. Из нашего НИИ в колхозы ездили уже не студенты, а молодёжь и люди постарше, работающие. И на длительный период (на месяц), и однодневные поездки часто устраивали для всех.
И мне доводилось выезжать. Вспоминаю эти поездки с большим удовольствием, было весело. И работа на свежем воздухе (после восьмичасового рабочего дня в закрытых помещениях института) приносила радость. Но, видимо, нам просто везло с погодой!

Всего Вам самого доброго, успехов и вдохновения!
С уважением и теплом, Наталья

Наталья Крылова 63   28.02.2021 10:04     Заявить о нарушении
Спасибо Вам сердечное, Наталья, за отзыв! Вы правильно возмущаетесь - но слова из песни не выкинешь. Такие люди (а речь здесь о взрослом мужчине, отсидевшемся за спиной молоденькой девчонки-преподавателя), видимо, есть, всегда были и будут - как это ни печально.
С благодарностью,
Ирина,

Ирина Субботина-Дегтярева   28.02.2021 10:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.