Реквием в Успенском соборе

Все впереди-гоненья и утраты,
и доля скорбная твоих сынов, о Русь.
Не на кресте, но все ж распяты,
смиренные они готовы, и силу их понять я тщусь.
И лики их сегодня в храмах,
и свет их веры блещет нам с небес.
Грядущий Патриарх меж ними,
их не сломил кремлевский мракобес.

Автор: Павел Корин. Русь Уходящая. 1959

Это одно из самых загадочных полотен в истории русского искусства. Павел Дмитриевич Корин (1892–1967) — потомственный палехский иконописец.

Первые наброски к этой картине Корин сделал в дни прощания с Патриархом Тихоном в 1925 году. «Церковь выходит на последний парад!» — подумал он.  В одном храме сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь... Художник прочувствовал трагедию и величие этой композиции. Казалось, в прошлое проваливается почти тысячелетняя история Церкви.

Разные персонажи: молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот только «до времени». Действие картины разворачивается в глубинах Успенского собора Московского Кремля. Герои стоят перед нами в траурном безмолвии. Они как будто готовы к гибели. Но веры своей не предадут.

Первые этюды (а их было множество!) художник объединил под заглавием «Реквием». Сначала в центре композиции ему виделся крестный ход…  Решения несколько раз менялись. Наконец, в разговоре с Максимом Горьким пришло новое название, есенинское — «Русь уходящая». «Тут больше меня, чем всех этих людей; я старался их видеть просветлёнными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдёт, то самое хорошее и главное — оно всё останется», — писал Корин. Годами он жил этой работой. В итоге он завершил лишь большой эскиз, а общий замысел остался невоплощённым. В советские времена было принято считывать «разоблачительный» смысл полотна: «Художник изобразил с... психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорождённых, умирающих без прозрения». Да, Корин не приукрашивал своих седобородых героев, хотя всё-таки верил, что Русь была, есть и будет. Даже когда её облик меняется до неузнаваемости.
Молодой монах на переднем плане-будущий Патриарх Пимен.


Рецензии