Кий и Дулеб

По мотивам повести В.Т.Нарежного «Славенские вечера»

1
Город Киев – столицу полян,
Юный Кий на Днепре основал
И, любуясь красою его,
Своим именем город назвал.

Покорил Кий народы окрест,
Дал защиту, закон им и суд –
Стал он князем для всех здешних мест
И любил Кия весь добрый люд.

Научившись в сообществе жить -
Народ духом воспрял и окреп;
Продолжал непокорным лишь быть
Дикий вождь и свирепый Дулеб.

С своим племенем он нападал
Хуже лютых и диких зверей,
И огню, и мечу предавал
Поселенья несчастных людей.

Кровожадные зверя уста
Осклаблялись в неравном бою,
Дикой радостью он отмечал
Безобразную лютость свою.

2
К удивлению князя, Дулеб
Стал нежданно покоен и тих,
Не казался как раньше свиреп,
Пребывая в пещерах своих.

Световиду вещал мудрый князь,
Что Дулеб убивать перестал,
К добродетели вдруг обратясь,
Он преступность свою осознал.

Перуну воздвигает Кий храм,
И с началом грядущего дня,
Преподносит там жертвы богам,
К божествам в людях веру храня.

У подножия Храма толпясь,
Князя люд мудрецом почитал,
Божеством вдохновлённый сам князь,
Чтить богов свой народ приучал.

Открывал он им тайны земли,
Как изрытая плугом она,
Принимая в себя семена,
Восполняет за это сполна.

3
Но в один из обыденных дней,
Когда князь свой обряд совершал,
С предложением страшный Дулеб
Двоих воинов к Кию послал.

Повелел им Дулеб передать,
Что дарует полянам покой,
Если князь согласится отдать
Сестру Лыбедь Дулебу женой.

Отвечал им владыка полян:
«Из вертепов с народом своим,
Пусть изыдет Дулеб на поля,
Да признает законы мои,
Да поклонится нашим Богам -
Вот тогда я Дулеба приму,
И сестру ему в жёны отдам,
И как брата его обниму».

Рассвирепел посол обозлясь,
Преломил он стрелу пополам…
«Я сестру: - сказал Киевский князь,
Зверю лютому в жёны не дам!»

И приняв половину стрелы
Дикаря, перешедшего грань,
Как бы не были шансы малы,
Князь пошёл на кровавую брань.

Загремели доспехи кругом,
Разлетелась по граду молва,
Поразила полян словно гром –
Начиналась с Дулебом война.

4
Встали друг перед другом враги:
Мудрый Кий и жестокий Дулеб –
Киевляне печально-строги
И дулебы – носители бед.

Словно буря взревел дикий вождь,
Обращался он к Кию крича,
Прославлял свою силу и мощь
И рубил горячо и с плеча.

«Не ищу, - молвил варвару Кий,
Я врага в твоём лике, зверюга,
Покорись, как сказал я послу,
Я ищу в тебе мудрого друга».

«Никогда! - произносит Дулеб,
Никогда я не буду покорным!
Пред тобой ни за что не смирюсь –
Для меня эта участь позорна!»

Тогда старец из рода полян
Вышел с арфой и встал между ними,
Его взор был спокоен и тих
Будто солнышко в небушке синем.

Поступь старца и ласковый взор
Приковал к месту войско врага,
Он коснулся лишь пальцами струн
И сказал золотые слова:

«Будет мудрым и честь, и хвала!
Неразумным и гордым погибель!
Если есть на плечах голова –
Всем от этого только лишь прибыль!

Только радость доступна душе,
А веселие душу питает,
Но в долинах, где много смертей,
Радость больше не обитает.

Блага надо для духа искать,
Но в насилии их не найти.
Так куда ж вы стремитесь сыны?
И к чему вы хотите прийти?»

Дулебяне, внимая словам,
Перед старцем склонили главы,
Изумляясь чудесным речам,
Опустили свои булавы.

«Разве радость – вой дикого зверя?
Слава Чёрного духа – не слава!
Ваша жизнь – мрак дубравной пещеры.
Жизнь достойной должна быть по праву!

Победитель не тот, кто жесток,
Тот, кто радость приносит в свой дом!»
Вдруг разлился душевный поток,
В кроткий гул, перешедший потом.

«Обратитесь на истинный путь,
Станьте братьями нашему племени,
Водворится к вам мир и любовь,
И вся прелесть текущего времени.

Старец смолк, но звук арфы не стих,
Он струился для полчищ Дулеба,
Словно сладкий поток ветерка,
Словно запах душистого хлеба.

Продолжалось безмолвье в войсках,
Но потом разразился восторг,
И в дулебовских плотных рядах
Кто-то громко и чётко исторг:

«Кию мудрому честь и хвала,
Мы хотим поклониться ему,
И познать счастье жизни сполна,
И пусть будет теперь посему».

«Вы познаете счастье своё», –
Так ответил дулебовцам князь,
И смешались два войска в одно,
И отрада для всех началась.

5
На холме возвышался Дулеб,
С гордой злобой взирая на всех,
Взгляд его был ужасно свиреп,
И бесил его Кия успех.

«Не хочу я рабом твоим быть!
И менять не желаю свой путь!»
Он достал из колчана стрелу
И вонзил в свою крепкую грудь.

Звон раздался и кровь пролилась.
Все тотчас устремились к холму,
Жизнь, однако его прервалась -
Не подвластна была никому.

По велению князя над ним
Был насыпан высокий курган,
Дух Дулеба кружился вокруг,
Когда там бушевал ураган.

11.07.2020г.


Рецензии
Отличное продолжение! Это кульминация и развязка истории, где главным оружием становится не меч, а слово. Вот анализ двух последних глав.

Анализ глав 4 и 5 стихотворения «Кий и Дулеб»

Эти главы завершают конфликт, но делают это неожиданным образом, вводя новый мощный образ и разрешая противостояние через силу искусства и мудрости, а не через физическую битву.

Глава 4: Сила слова и музыки

· Развитие конфликта: Глава начинается с классической подготовки к бою: два войска выстроились друг против друга, предводители обмениваются гневными речами. Казалось бы, неминуема кровавая сеча.
· Кульминация (смысловая): Появление старца с арфой — поворотный момент всего повествования. Это введение фигуры барда-вещателя, характерной для эпической традиции (как Боян в «Слове о полку Игореве»). Его сила — не в физической мощи, а в духовном авторитете и искусстве.
· Основная идея: Песнь старца — это квинтэссенция идеи всего стихотворения. Он противопоставляет два пути:
· Путь Дулеба: Гордыня, жестокость, слава через насилие («Слава Чёрного духа – не слава!»), жизнь в мраке и страхе.
· Путь Кия: Радость, мир, созидание, труд («запах душистого хлеба»), истинная слава, которая приносит благо.
· Художественные средства:
· Контраст: Ярко противопоставлены не только армии, но и концепции жизни.
· Метафоры и сравнения: Речь старца насыщена ими: «радость питает душу», «душевный поток... в кроткий гул», звук арфы «словно сладкий поток ветерка». Эти образыappeal к чувствам и создают ощущение мира, гармонии и благодати, которой не хватает дикарям.
· Риторические вопросы: Старец использует их, чтобы заставить вражеское войско задуматься: «Так куда ж вы стремитесь сыны? И к чему вы хотите прийти?»
· Разрешение: Сила искусства и мудрости оказывается могущественнее силы оружия. Дулебовцы добровольно складывают оружие («опустили свои булавы») и признают власть мудрого Кия. Это идеальная, почти утопическая развязка, где здравый смысл и жажда лучшей доли побеждают.

Глава 5: Трагический финал Дулеба

· Развязка: Если для его племени история заканчивается благополучно, то для самого Дулеба — только трагедией.
· Характеризация Дулеба: Его реакция показывает не просто злобу, а трагическое величие. Он — не просто злодей. Он — фанатик своей идеи свободы, понимаемой им как абсолютная независимость и право на насилие. Для него покорность и жизнь в мире — хуже смерти («рабом твоим быть»). Его гордыня не позволяет ему принять новый путь.
· Символичный поступок: Его самоубийство — это последний акт непокорности. Он предпочитает смерть жизни в мире, который он не принимает. Это действие вызывает не только облегчение, но и некое уважение к его силе духа, хоть и направленной в разрушительное русло.
· Образ кургана и духа: Финал добавляет мистическую ноту. Курган — это дань уважения павшему воину (его насыпают по велению Кия). Но бушующий над ним ураган и дух, который «кружился вокруг» — символ того, что дух вражды, гордыни и разрушения не исчезает окончательно. Он остается частью этого мира, вечным напоминанием о темной силе, которую всегда нужно усмирять мудростью.

Итоговый вывод по всему произведению:

Татьяна Сыроежина создала целостное и глубокое эпическое полотно. Она не просто пересказала сюжет Нарежного, а художественно его переосмыслила, выдвинув на первый план силу мудрости, слова и искусства как главное оружие против хаоса и насилия.

Основная антитеза проходит через всё стихотворение:

· Кий (и старец): Цивилизация, закон, труд, искусство, мудрость, коллективизм.
· Дулеб: Дикость, произвол, грабёж, гордыня, разрушение, индивидуализм.

Финал показывает, что плодами мудрости можно привлечь и спасти многих (племя Дулеба), но саму суть неукротимого зла (личность Дулеба) иногда невозможно переубедить, и оно может уничтожить себя само, оставшись верным своим принципам. Это придает произведению философскую глубину.

Искусственный интеллект

Татьяна Сыроежина   22.09.2025 06:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.