12. Дубоссары. Гекатомба - это...

Да простит читатель, здесь от первого лица, потому как о личном.

Как рассказать, чтобы слушатель нутром осознал? Мой школьный учитель истории Алексей Иванович Андриенко умел. Ему и еще одному преподавателю посвящена эта книга.

Расскажу, как о Гекатомбе он рассказывал мне в последний раз в 1959 г., но вначале о первой встрече с ним через четыре года после войны 1941-45 гг. – настоящей Гекатомбы. Начну со своего стихотворения о стихосложении «А я рифмую роз-мороз». Это тоже о Гекатомбе.

Не жалует сегодня на стихире ценитель рифмы «роз – мороз».
«Смopозите», «замочит и в сopтире». Готовьте траур-песню для клавира!
Проверен временем прогноз.

Мне больше трех. Сижу на печке детства. В углу на потолке мороз.
Голодный год оставил памяти в наследство, назло беспечному эстетству,
Колючий куст горелых роз...
 
В заснеженном окне кусочек неба, отец с ружьем от зайчика принес
Обледенелый сладкий ломтик хлеба… Сегодня кажется нелепым,
Но мне завидовал наш пес.

Подарок – хвостик заячий – достался. Спасибо! Дедушка Мороз!
Пушистый рыжий лисий хвост болтался – мне тёплой шапкою казался –
На ветке у горелых роз.
 
Из теплой печки пахло вкусно зайцем. Кудесник Дедушка Мороз?
Казалось, машет озорник мне пальцем и украинским дразнит сальцем
Из-за кустов все тех же роз.

Красивостью горбатых на стихире тoшнит от рифмы «роз – мороз».
Рифмуется в натопленной квартире, видать, изрядно почифиря,
«Мороз» с бессмысленным «склероз».
 
Свирепствует, безумствует сирокко,* всепоглощающий гламур,**
Средневековьем вздыбилось барокко,*** абсурд, бредятина, толока****
Из стилистических фигур.

Модерн? Да, нет! Подобие искусства, смог от пожарищ в небесах,
Коробящий образчик стихоплутства, от рукоблудства словоблудство.
Пустопорожность. Словеса.
 
* Сирокко – средиземноморский ветер (скорость до 100 м/сек), вызывающий нервные расстройства. Согласно легенде, преступления, совершенные во время сирокко, прощались, так как они совершались в состоянии безумия.
** Гламур - роскошный стиль жизни, внешний блеск, замещающий реальность мифологической убежденностью. Праздность, наглядное потребление того, что представляется лучшим, хотя оно не подтверждено реальными критериями.
*** Барокко – стиль аффектов, величия и пышности, совмещения реальности и иллюзии, где человек, по выражению Паскаля, что-то среднее между всем и ничем, улавливающее лишь видимость явлений, но не способное понять ни их начала, ни их конца.
****Толока – в трипольном севообороте на третий год выпас скота на поле с целью удобрения почвы навозом.
. *     *     *
– Скифы… сарматы… славяне появились, - слышалось из угла пока ещё не перегороженной, недавно обмазанной глиной с соломой деревенской хаты. Брат читал учебник истории. Самый младший лежал на недавно сложенной из кирпича-сырца печи и почти наполовину был готов рассказать параграф, многого не понимая, конечно. Это заменяло ему сказки. Через несколько лет будет "повторение - мать учения" с другим братом. А в этот день…

– Тук-тук-тук! Здравствуйте, славяне! Второго в школу готовите? – спросил незнакомец, стоя в проёме открытой двери для просыхания недавно сооруженного строения с наспех вставленными стеклами в окнах.

– А як же (а как же)? - по-украински ответила хозяйка, - здравствуйте, Алексей Иванович!
– А ты в школу хочешь? – обратился дядька к третьему, запечных дел мастеру, автору этих строк.

– Этому ещё рано. Ему четыре… пятый, - ответила мама.
– А кто такие славяне? – спросила почемучка с сомнением, как говорить? Как незнакомец и папа, на русском, или как мама, на украинском. Он мог и так, и так, не понимая еще, что значит русский и украинский. Случалось, с родственниками-русскими говорил по-украински, а с украинцами – по-русски. Получался также винегрет.

– Вот пойдешь в школу, расскажу. Я учитель истории.
– А что такое история? – не унималась четырехлетка.
– Это, что было раньше.
– Про немцев? Или скифов... сарматов?
– О них тоже, - удивлённым взглядом окинул учитель завсегдатая еще не высохшей как следует печи, от которой шел пар. Учитель удивился тому, что ребенок запомнил не понятные, конечно, ему слова.

Намного позже автор понял, что история – это не то, как было на самом деле, а что было велено написать о том, что было и чего не было. А тогда разговор продолжался приблизительно так:
– Про немцев... Про войну...
Ну, да, немцы все же люди, хотя их нелюдями называли, наверно, также эти, как их там… славяне… скифы… сарматы.

Шёл 1948. Школьники отказывались учить немецкий язык. У многих с войны не вернулись отец, брат, дядя, дед, а кто-то находил ответ на вопрос "почему не учишь немецкий язык?". Так Гекатомба связала национальность с языком.
– О многом другом тоже узнаешь, - повторил Алексей Иванович прощаясь, еще раз измерив взглядом ребенка.
. *     *     *
Март 1953, число 5. Второй класс. Всевышнего нет. Так в школе учили. Земной Всевышний умер. Многие плачут, кто-то проклинает, вспоминая коллективизацию с раскулачиванием – тоже Гекатомбу, а потом 1933 – Гекатомбу втройне. Помните в предыдущем разделе… у дороги был дом… там лежат вне могилы…

По семьям проклинавших крепко прошлись… Гекатомбой.
Но 5 марта 1953 г. все задавали вопрос:
– Как теперь? Без Сталина?! Он же немцев победил! Он – вождь, учитель… с врагами народа боролся.

Того же дня, 5 марта 1953 года, умерла 13-летняя девочка, почти не помнившая отца, не пришедшего с войны. Причитая над покойной, её мама, посмотрев на портрет мужа на стене, причитая, подняла лицо к небу, обращаясь к Богу:
– Ну, он за Родину, за Сталина... а её за что? Чем пред тобой дитя провинилось?
Многие женщины перекрестились. Половина из них вдовы. Еще одна Гекатомба для них, хотя слова такого они не знали.

Сегодня всезнайки говорят о Сталине с чужого голоса, а тогда его даже у гроба дочери мать вспоминала. Мужчины 9 мая пили за Сталина до дна и пели, неистово орали… и снова пили (что у пьяного на языке, то у трезвого на уме):
– Выпьем за Родину! Выпьем за Сталина! Выпьем и снова нальём!

Пели от души. Не по приказу. И пили. Вспоминали атаки с трехэтажным матом. Тогда автор впервые услышал ничего не значащие тогда Рыбница, Тирасполь, Дубоссары. Сталина и ругали, вспоминая 1933, отступление до самой Москвы. Но в итоге верх брали заслуги. Ругали в пол голоса, озираясь, а потом снова наливали, пили и пели…

В 1948 мама сказала моему любимому учителю истории:
– Спасибо Вам, Алексей Иванович, что сказали, у меня всё получится! Зоотехник меня, доярку, научила буквам и как их складывать в слова. Учила по лозунгам. Первыми буквами были С, Т, А, Л, И, Н. Потом В, О, Ж, Д, Ь, У, Ч, Е. Произносила «Сталин» и вспоминала буквы. Не мама мыла раму… мы не рабы… рабы не мы.

Четырёхлеток, обычно не перебивавший взрослых, сидя на печи, спросил:
– А у меня получится?
– Обязательно получится! Мама сама читать научилась, а тебя в школе научат. Получится! Обязательно получится! - повторил Алексей Иванович.

Получилось! У мамы, ни одного дня не ходившей в школу, два сына с учёными степенями, написавшие несколько монографий. Один из них сейчас пишет эти строки.
Отец тоже ни дня в школу не ходил. На фронте записывали на курсы командиров орудия, в графе "Образование" написали "3 кл.".

В 1954 тушью замарали фамилию Берия, руководителя проекта по созданию атомной бомбы.

Начало 1956. Культ личности Сталина. Во весь голос вспомнили 1933. Тогда в с. Дьячковка (о ней уже упоминалось) не осталось ни одного человека. Много наобещали Сталину, а потом, боясь самого худшего, отобрали у людей последнее и сами умерли с голодухи.

Строили крепость Орловскую в Дьячковке также жители, насильно выселенные из Дубоссар и окрестностей в 1681 по условиям Бахчисарайского мирного договора между Российской и Османской империями, а также Речью Посполитой. Чем не Гекатомба?

Так закончилась историческая эпоха под названием "Руина", фактически начавшаяся после Переяславской Рады 1654, хотя в учебниках истории даты несколько иные.
Через 2,5 века новая руина. В русской Дьячковке трупы хоронить было некому. Коровы боялись мертвечины, в село не заходили, хотя росла там высокая трава. Смерть национальность не спрашивала, не выбирала украинцев для «геноцида украинского народа».

Рядом с. Староверовка, 20 км в длину, с одного конца русское, с другого преимущественно украинское. Это в 20 км от Краснограда – крепости Белевская. Туляки ее строили. Тогда в Краснограде русские составляли 90%. Теперь 90% украинцев. Им говорят, там украинцы жили ещё до новой эры, хотя в тексте Бахчисарайского мирного договора названы жители многих национальностей, но украинцев в том перечне нет.

Знали малороссов, хохлов, но не украинцев.
Была Окраина Речи Посполитой и Российской империи, но не Украина. Южнее Османская империя, с востока Российская. Пётр I называл себя Государем Великой, Малой и Белой России. Для Т.Шевченко земляки – хохлы. Украинцев он не знал. Край называл Вкраиной. Прочитайте «Заповiт»! На Вкраiнi милiй… щоб Днiпро i кручi…

Он писал не о государстве, не о жителях. Потому «на Вкраiнi», то есть на территории, а не «в Украiнi», то есть в государстве, или территории с четко обозначенными границами. Тогда жителей надо называть украинцами.

Тогда не было государства Украина. Был край. Окраина государств. Сегодня можно писать "в Украине", то есть "в государстве Украина". Великий украинский поэт Иван Франко считал себя русином, но не украинцем.

С грамматикой украинского языка даже перед войной 1941-45 гг. не могли разобраться. Их было несколько. Перед 1 сентября не знали по какой детей в школе учить. И после 1990 г. говор восточных областей Украины заменили на львовский-ополяченный. И вот новая Гекатомба с пушками на Донбассе.

На Переяславской Раде 9 января 1654 Б. Хмельницкий говорил о вероисповедании казаков, а не их национальности. Казаки обычно её скрывали. Говорили на языке, больше похожем на русский, себя называли руськими. Русский язык понимали все. Языком церкви был русский. Вера старая, дониконовская, раскольничья. Отсюда имя Староверовка.

Бежали на Запорожскую Сечь преступники всех мастей, желавшие воли и от панов, и от церковной реформы Никона, и от законов власти.

Четыре ряда домов тянутся вдоль речки Берестовая. Огороды метров 200-400 длиной. Почвы преимущественно луговые, потому сохе поддавались. Выше степной тучный чернозём. Во время засухи ни сохе, ни лопате не по зубам. Севернее Староверовки имена сёл и урочищ славянские, южнее - тюркские.

В нынешней официальной истории Украины плуг «изобрели» украинцы в раннем железном веке, то есть до рождения Христа, до новой эры, хотя первые настоящие плуги были изобретены в Америке для распашки прерий в конце XVIII века - первой половине XIX.

В Европе лишь в начале XIX века земледельцы делали робкие попытки перехода от сохи к железному плугу. Первый завод построили в Англии в 1763. С 1795 пытались теоретически осмыслить работу плуга. Интересно отметить, что в этот вопрос внес свой вклад президент США Джеферсон в 1797.

В 1856 был создан плуг с механическим двигателем. В 1920 использование таких плугов с электродвигателем было признано эффективным в Советской России.
При Николае I, как известно, ставшем императором в 1825, английского предпринимателя с его железными плужками отправили назад в Англию, о чем рассказывалось ранее.

Но академикам-политиканамм Украины и Молдовы захотелось изобразить из себя изобретателей железного плуга ещё в ранний железный век. Чтобы привести ковыльную степь в состояние, пригодное для посева зерновых, требовалось запрягать в "соху-ковырялку" 6-8 (до 12) быков или буйволов. Потому в степи тюрки кочевали, а ковырять землю у них считалось большим грехом. Да и казаки предпочитали грабить, а не землю возделывать. Земледелие ограничивалось только луговой почвой, а не степным черноземом.

Овладев Приднестровьем, казаки оставляли свои семьи на восточных притоках Южного Буга. О каком земледелии казаков в Дубоссарах может идти речь? А знают ли современные «академики-историки» различия между сохой и плугом? Сомневаюсь.
Соха почву раздвигает, а плуг подрезает и переворачивает.

Молдавские «академики» тоже, якобы «жили в Дубоссарах и занимались здесь земледелием». Они тоже «изобрели» плуг, только почему-то земледельческие термины, включая названия орудий у них с русскими названиями. Неужели не понятно? Завезли их из России (из Харькова) после 1850 г., когда там плуг начал заменять соху. Врать надо в меру! Придумали свои слова, например, вместо лопаты - хырлец, но не приживается такое словотворчество.

Посмотрите на глыбы, выворачиваемые сегодня тракторными плугами! Корпуса отламываются. Что можно сделать сохой на целине? В степях тюрки кочевали в основном с овцами.

У овец прочные зубы на обеих челюстях, губы настолько подвижные, что могут мелкие травинки с земли поднимать, а беззубым коровам надо языком зажать высокую траву и оторвать. Степь с жесткими высохшими травами не для них. Потому кочевники разводили в основном лошадей и овец.

Буйволов использовали для перевозки юрты мурзы на огромных телегах, запрягая в них 20 животных и более. Останавливалась вблизи водопоев, то есть у источников воды. Там буйволы могли найти себе мягкую сочную траву. Только «академики», понятия не имеющие об этом, так глупо могут бредить в угоду политиканам.

В 1956 сняли портреты Сталина вместе с иконами. Если Бог есть, и Он – Вседержитель, допускает такое? Все по воле Его? То Он не достоин поклонения.

На уроке истории Др. Греция со своими богами. В Риме боги другие. Церковной реформе Никона 300 лет. Староверы у победивших в религиозной войне, – еретики. Они на кострах горят. А креститель князь Владимир Святославович – Красное (святое, ясное) Солнышко? Его так народ, любя, назвал? Возможно ли такое? Мог ли народ в то время так просто отказаться от своих богов? Может быть и правда, что народ боялся его как уничтожителя древнерусской языческой религии. Красное Солнышко, потому что он залил Русь кровью, что даже Солнце покраснело?

Летописи? Их не писали в угоду правителям, как сейчас пишут? Правда – это догма правителей. Сталин был вождем и учителем, а потом проклятием. Земля круглая и вертится. А за что с именем Бога на кострах сжигали тех, кто об этом говорил? Этого Создатель не знал? Если знал, то почему позволял с именем Создателя людей уничтожать за то, что они говорили правду? Богу всё ведомо, а он этого не знал?

Из более 50 «Евангелий», признано «правильными» четыре. А если бы решали другие, правильным было бы двуперстие? Другие божественные книги были бы «правильными»?

Мой вопрос учителю истории, Алексею Ивановичу:
– Как понять? Как Бог, допустим Он есть, допускал многобожие (политеизм)? Священнослужители Др. Афин, Рима, Египта с точки зрения современных религий – еретики? Слава Богу! Не дожили до сожжения на кострах!

На Земле 2000 верований в сверхъестественные силы, то есть в Бога. Для каждого из них остальные 1999 – еретические? Позже автор, вспоминая свои вопросы, написал два стихотворения.

Всевышний право выбора всем дал:
Одним – убийцей быть?
Другим – невинно убиенным?
Одним – от горя выть?
Другим на горе то взирать со скал
И первого считать презренным?
Давить детей невинных, как удав,
И незабвенным слыть,
Построив мир криминогенным,
В нём, проявляя прыть,
Лишь ради вожделеннейших забав?
При этом Ты – Благословенный!
Предельно буду откровенным
И даже очень дерзновенным
(И скажут пусть – несовременным
И апокрифом отреченным).
Скажу Тебе я непременно
С любовью к людям незабвенной
Не раз, не два, а неотступно:
Такой Ты, Боженька, – преступник!
 
Всевышний! Войны по воле Твоей?
 
Войны бедой безразмерной всегда
Дружат с могилой, жестокой руиной...
Дом без хозяев, сарай без скотины,
В крыше звезда, с братом вражда,
Слёзы любимых, смерти невинных...
Радость убийцам и подлым шутам,
Скорби, печали, объятья кручины,
Стоны в подвалах безногих, беспалых,
Деться куда? Жизнь не свята?
Лица усталых – старых и малых…
Ты – Вседержитель? Тебе всё подвластно?
Боже! Взираешь на мир беспристрастно?
Или внутри Ты есть изверг ужасный?
Волей Твоей с ликом зверей
Мир пред Тобою? Та, что с косою?
Всевышний? Мира такого творец?
Ты – Благодетель? А кто же подлец
По воле Твоей?

Это содержание тогдашних моих вопросов. Они, конечно, были в прозе.
Читатель может спросить, почему автор пишет об этом в статье об учителе?
Потому, что он, настоящий учитель, учил вскрывать ложь, проверяя всё несколькими методами, несколькими науками. Надо особо отметить, что учитель тогда говорил с 15-летним пацаном, который освоил тогда самые начала физики, химии, биологии, поэтому, казалось бы, об этом с ним было еще рано говорить об этом.

Следуя заветам учителя, автор изложил суть методов, с помощью которых можно вскрыть заказное вранье «ученых» самых разных направлений.
Автор именно так и поступал. Спасибо тебе, мой учитель, Алексей Иванович!

Приходя на кладбище, я всегда подхожу к его могиле с годом смерти 1959.
Я учился на 1-м курсе техникума. Приехав на выходные домой, побывал в школе. На обратном пути догнал учителя. Он шел медленно в сельский медпункт.  Предложил пройтись вместе.

– Не думали, что быкам хвосты крутить будешь. Анна Иосифовна видела тебя студентом иняза, а я историком. Она всем рассказывала, как ты лежал в больнице в инфекционном отделении, откуда ничего не возвращают, передала тебе книжечку на немецком, а потом ещё. Сказала, что у тебя большие способности к языкам. А ты... быкам хвосты...

– Семь классов плюс четыре года техникума. За те же 11 лет вместо аттестата о среднем образовании получу диплом специалиста. Родители, ни одного дня в школу не ходившие, троих учат, а там стипендия. Биологом хочу стать, - ответил я Ему, - ну и что от того, что там меньше часов по физике, химии, математике и так далее? С этим я сам справлюсь.

– Конечно, справишься. В этом никто не сомневается. Ты шесть недель пропустил, почти всю четверть, на педсовете решили поставить тебе все пятерки, даже не спрашивая. А те, кто спросил, были двумя руками за это. Особенно твой классный руководитель, математик. Ты на первом же занятии при изучении теоремы с опережением графика говорил доказательство. Он тебе тут же отлично поставил. На следующем уроке то же самое. И Анна Карповна тоже...

А меня вот врачи не радуют. К Гекате готовлюсь. Знаешь, кто она? Расскажу напоследок. Тут тебе и история, и языки, и быки с биологией. О Гекатомбе расскажу, - так Учитель спрессовывал информационный мусор наук в конфетку. С тех пор прошел 61 год.

– Гекатомба. «Гека», или «Гекатон» – это 100, «том» – режу, рублю, разделяю, Bos (bas) – бык. Том – это, между прочим, часть разрезанной книги. Анатомия – наука, где режут поверху, атом (а – отрицание + том – делить, разрезать) – значит «неделимый», гектар = 100 ар.

Гекатомба – 100 быков, предназначенных для убоя во время торжественного жертвоприношения Зевсу, или Аполлону. Потому их эпитет Hekatombeos. Этим словом обозначалось любое количество жертвенных животных, даже если не доходило до ста или забивали, например, овец.

В Афинах гекатомбу совершали во время самого значительного праздника Панафиней в месяц гекатомбеон. Это – 1-й месяц по аттическому календарю (конец июля - начало августа).

А я к Гекате готовлюсь, - с грустью повторил Алексей Иванович.
Геката – божество лунного света, преисподней, всего таинственного. Она дарует мудрость, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Греки представляли ее порхающей на перекрёстках с душами умерших. Ушло в историю многобожие, победил монотеизм, но погребальная процессия останавливается у перекрестка. Это встреча с Гекатой.

Геката, в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Она властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством.
Геката в древнегреческом пантеоне богов являлась божеством лунного света, древней богиней подземного мира, покровительницей чудовищ и привидений, колдуньей, окруженной собаками, - повторил он.

Отождествлялась она с Селеной, Персефоной, Артемидой. У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы. Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами. Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида.

Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей. Она помогает волшебницам, которые, как, например, Цирцея и Медея, учатся у нее своему искусству. Иногда Геката помогала людям, так, например, именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям.

Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи. Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы.

Мой учитель остановился передохнуть, а потом продолжил:
– Биологом, говоришь, хочешь стать? Уже 10 лет историческое время уточняют, измеряя количество распадов радиоактивного углерода. Может быть, генетики это будут делать еще точнее. Только вот 10 лет назад в 1948 на августовской сессии ВАСХНИЛ безграмотный академик Трофим Денисович Лысенко разогнал генетиков, многих физически уничтожил, включая генетика Вавилова. Его брат возглавлял большую Академию, то есть АН СССР, но ничем не мог помочь брату.

Успехи наук определяются новыми методами исследований. Я верю в тебя. Постарайся говорить правду, хотя это не просто. Десять лет назад Лысенко уничтожил генетику и генетиков, - повторил Алексей Иванович.

Если тебе попадутся книги Кольцова, Серебровского, Дубинина, Вавилова, обязательно прочитай! В техникуме преподает мой товарищ. Песков… Николай. Николай Васильевич. Был директором техникума. За генетику пострадал. Передай ему привет от меня и попроси, чтобы он рассказал тебе об этой науке! Скажи, что я за тебя ручаюсь! Лишнего не скажешь.

Николай Васильевич преподавал нам коневодство, овцеводство, кролиководство, общее животноводство. Во время прохождения практики он дважды оставлял меня по 3 недели заниматься кроликами. Как руководитель практики, он часто приходил ко мне, много рассказывал из того, что на лекциях рассказать не мог.  Ругал Лысенко. Жаловался, не с кем поговорить о генетике. Доложат. Продадут. Выгонят с работы. А может быть и того хуже. Он доверился моему школьному учителю истории Алексею Ивановичу.

В 1959 все еще не просто было задать вопрос о 1933 г., еще сложнее на него отвечать. Алексей Иванович измерил 15-летнего пацана своим взглядом и ответил очень по-взрослому:
– Есть ложь. Есть правда. Но самая гнусная ложь – это полуправда. Страшное было время. Люди, как мухи, гибли не от недорода. Забрали все. Свои же забрали. Выслужиться хотели. На костях хотели подняться повыше. Но это далеко не вся правда. Легче всего осуждать. А надо бы знать, Советскому Союзу продавали станки, машины, оборудование вначале только за хлеб, лес и золото, а потом только за хлеб. Если бы не забрали хлеб, не произвели бы оружие, фашистов не победили.

Помолчав, он добавил:
– Страшная правда. Вот радиоуглеродный метод показал, что в ваших учебниках истории, и не только истории, далеко не все правда. Не смог М. Ломоносов побороть немцев, написавших для России историю. Вот и генетиков уничтожили, но знай – это очень серьезная наука. Она поставит не только историю с головы на ноги. Может, и хорошо, что ты в биологи подался. Попроси Николая Пескова, чтобы он рассказал тебе об этой науке.

Через 10 лет, побывав на могиле моего учителя, я отправился на место своего рождения, где от бывшей хатенки остался небольшой холмик, а еще через 45 лет написал стихотворение "В позабытом селе". Вы его уже читали.

В 1962 г. Н. Песков после получения мной диплома посоветовал заняться изучением ДНК и генетикой. Тогда уже многое поменялось в отношении к ней. Он подарил мне книгу о том, как два молодых ученых в США, наконец-то, собрали двойную спираль ДНК, потом выдвинули  мысль "один ген - один фермент".

Помню академика Всяких, помогавшего Лысенко уничтожать генетиков. О нем говорили:
– Наука без всяких Всяких обойдется. Но в 1975 г. с ним пришлось столкнуться во ВНИИ размножения и селекции в Ленинграде. Опять фальсифицировал результаты опытов, пытался не допуститьправде увидеть свет. Это тоже Гекатомба.

Мой учитель истории Алексей Иванович в 1959 г. сообщил мне также о порядке убоя 100 животных во время праздника Гекатомба. Место убоя называлось tombasar. Под таким же именем известны Дубоссары, которыми овладел Менгли Гирей в 1484 г. Дубоссары были местом быстрого и массового убоя скота, прибывшего на зимовье. Это тоже Гекатомба.

Между прочим, цветок страстоцвет испанцы называют Dando tumbos – цветок страсти. Дубоссары также назывались Tombasar, или Tumbosar, а их окружение до самой коллективизации в 1930 г. Тумбосарской округой.


Рецензии
Очень познавательно. Спасибо!

Дмитрий Дмитриевич Колесников   09.07.2020 19:55     Заявить о нарушении
Посмотрите также здесь. Программа не передает часть букв тюркских алфавитов. О них можно узнать здесь http://stihi.ru/2020/07/17/5774

Виктор Дюкарев   17.07.2020 21:22   Заявить о нарушении