О скульптуре

  Скульптура, особенно монументальная, для народа более доступна, чем живопись. Он эту скульптуру почти ежедневно созерцает на площадях и улицах городов и других населённых пунктов, а также на местах, где когда-то  свершались неординарные события. У Лёшки Барсукова знакомство со скульптурой произошло также на улице. Его в шестилетнем возрасте поразило   скульптурное произведение, что было расположено на Кировском проспекте.

      Тёплыми летними вечерами Лёшка и мамой садились на двойку и ехали встречать папу, который работал слесарем-установщиком на Монетном дворе, расположенном  в Петропавловской крепости, прямо перед собором. Они доезжали до проспекта Максима Горького, сходили с трамвая и затем пешком следовали через парк им. Ленина до памятника «Стерегущему», где и ожидали  папу.

      Памятник был классный. Лёшка не мог  наглядеться на него.   Там на фоне борта миноносца, вырезанного в форме могучего креста, два матроса  открывали кингстон, чтобы корабль не достался врагу.  В открытый иллюминатор уже хлестала забортная вода.  Легенда в бронзе: из чертежей «Стерегущего» видно, что кингстонов на нём не было. Да ладо!  Кингстонов не было, но подвиг был.

      Образ погибающих матросов настолько врезался в память Барсукова, что он уже в зрелом возрасте написал стихи:

«На флаг и гюйс! Смирно!»
И замер черный строй.
Хотя вокруг мирно,
Но жертвенный настрой.

Под флаг и гюйс  проще
Идти в последний бой.
Попасть как кур в ощип
И не прийти домой.

Взорвать снарядный погреб,
Открыть кингстон во тьме,
Свернуть на курс недобрый,
Навек залечь на дне.

Таким вот альбатросам
Поставлен монумент.
В потёках купороса.
Как памяти патент.

Там публика гуляет,
Беспечна и легка.
Там в бронзе погибают
Два русских моряка.
 
       Улицы Петербурга достаточно хорошо облагорожены скульптурными произведениями знаменитых мастеров. Шебутные-то москвичи посносили памятники царского периода, а питерцы, наоборот, сохранили их, и теперь статуи Петра Великого, Екатерины Второй, Павла I, Николая I, Александра III вносят определённый исторический шарм в облик Северной столицы.

   Шарм вносят и шикарные памятники в честь царских вояк: Суворову, Кутузову, Барклаю де Толли. Есть в Петербурге памятника и советским воякам. Изваяния маршалов Жукова (1995) и Говоров (1999), защищавших Ленинград, украшают Парк Победы и площадь Стачек у Нарвских ворот. Это очень хорошо, что хотя бы через пятьдесят лет петербуржцы вспомнили о них. Плохо, что до сих пор нет в Петербурге знакового памятника  миллиону ленинградцев, погибших в блокаде. Вздрогните люди! Миллиону!
 
      Правда, недавно открыли возле площади Мужества памятник блокадникам, но этот факт удовлетворения не вызывает. Невыразительная бронзовая глыба  там воздвигнутая, может быть поставлена где угодно и по какому угодно поводу. Конечно, автор памятника имеет право и на такое видение монумента,  как и Барсуков – на своё, который уже много лет пытается  пробить оригинальную идею блокадного  памятника..
 
      Символ имперского Петербурга – Медный всадник, символ революционного Петрограда – Ленин на броневике. Должен быть символ трагического Ленинграда. Барсуков видел его в образе Чёрного ангела, воздевшего вверх обгорелые крылья. Руки ангела горестно сжимают голову, рот ангела раздирает крик ужаса. Он стоит на розовом постаменте, украшенным классическим фризом и снабжённым надписью: «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна.»  А внизу, по углам постамента бронзовая девушка за зенитным пулемётом, пацан, держащий в щипцах горящую зажигалку, сандружинница,  выносящая дистрофика, брат с сестрёнкой идущие с бидончиком за водой. Свою идею Барсуков пропагандировал и в  книгах, и в статьях, и в Интернете: ноль эмоций. « Наверное, идея пшиковая,», -- решил Барсуков и перестал ломиться в плотно закрытые двери.

       Осенью 45-го посетила ленинградцев тихая радость: открылся Эрмитаж.  Вернулись музейные ценности, которые в июле 1941 года были упакованы в 2540 деревянных ящиков и эвакуированы двумя железнодорожными  эшелонами в Свердловск. Третий отправить не успели: немец перекрыл последний железнодорожный путь.  Характерно, что ящики под каждый конкретный экспонат были сделаны ещё 1938-39 годах. Т.е. руководство отчётливо знало о неизбежности  жестокой войны и принимало меры по сохранению художественных ценностей.

       Мама Барсукова, как истинная ленинградка поспешила посетить открывшийся Эрмитаж,  прихватив с собой Лёшку. Это теперь Эрмитаж превратился в проходной двор для туристов. Да что там проходной двор. Как рассказывала одна из смотрительниц Эрмитажа, однажды китайские туристы  организовали в центе зала хихикающую  группу, Когда группа удалилась на узорчатом паркете осталась кучка дерьма.

        При коммунистах-то Эрмитаж был храмом искусства.  Этот храм просто ошеломил Лёшку.  Но не утомительно бесчисленными Крещеньями, Рождествами, Распятьями и прочими натюрмортами, а потряс коллекций древнегреческой скульптуры.  Действительно, как не вздрогнуть если  только что в школе проходили историю древней Греции с рассматриванием картинок в учебнике, где были изображены статуи античных богов и героев, и вот эти статуи в натуре перед ним, и их можно потрогать.  И Лёшка трогал и гладил холодную поверхность мрамора, телесно соприкасаясь с эпохой, которая сошла с исторической сцены более двух тысячелетий тому назад.  Эпоха ушла, а статуи остались. Их было бы ещё намного больше,  но фанатики-христиане по наущению попов нещадно разбивали языческие кумиры. А также сжигали рукописи античных авторов и разрушали  прекрасные в архитектурном отношении храмы, возведённые в честь жизнерадостных богов.

      В средневековой Европе античная скульптура   была не в чести.  Соборные  статуи воспевали не телесную красоту, а духовные чувства. Однообразные телеса святых,  библейских персонажей, апостолов были скрыты длинными одеяниями. И такой стиль культивировался столетиями.   Но наступило Возрождение и скульпторы стали постигать и осваивать искусство античного мира

      В Европе было очень много ваятелей. Имена их  просто невозможно перечесть и запомнить. Но  трёх гениев скульптуры:  Микельанджело (1475-1664),  Б. Торвальдсена (1770-1844),  Родена (1840—1917), знают все.

     В отличи от Европы, скульпторов в России долгое время не было вовсе: церковь не дозволяла ваять человеческие фигуры.  Да и надобности в ней, в этой скульптуре,  особой не было. А когда при Петре и позже появилась такая надобность, пригласили иностранцев. Первым таким приглашённым был  итальянец К.Б. Растрелли (отец знаменитого архитектора). Его главная работа в виде памятника Петру Великому стоит перед Инженерным замком в Петербурге.

      Собственно русское ваяние завелось только при Екатерине II, после основания Академии, где  самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд — статуя Екатерины в Академии художеств). Русские скульпторы быстро освоили искусство ваяния и появились такие шедевры как:

Памятник Суворову в Петербурге ( М.И. Козловский)
Памятник Минину и Пожарскому в Москве (И.П. Мартос)
Статуя «Иван Грозный» (М.М. Антакольский)
Памятник Крузенштерну (И.Н. Шредер)
Памятник Пушкину в Москве (А.М. Опекушин)
Памятники Кутузову и Барклаю де Толли (Б.И. Орлов)
«Укротители лошадей» на Аничковом мосту (П.К. Клодт)

      Советское руководство считало монументальную пропаганду важным идеологическим звеном, поэтому государственный заказ на памятники  был большой. Наверное ни в одной стране не было воздвигнуто столько монументов как в СССР. Одна Лениниана , чего стояла. 10 000 изваяний Ильича обеспечивали все города и посёлки Союза. Только в оной Москве их было более двухсот. А ещё памятники Сталину и другим вождям, двукратным героям Советского Союза, лётчикам, полярникам, героям труда, маршалам и другим военачальникам, солдатам и матросам на воинских мемориалах. Конечно, большинства этих памятников   скульптурными шедеврами на назовёшь, так сказать – массовая продукция. Но по мнению Барсукова (хотя, какой он специалист?) и среди них были очень интересные работы.
 
      Барсукову нравился памятник Пушкину на площади Искусств, работы М.К. Аникушина, а крупное сооружение «Героическим защитникам Ленинграда» (в обиходе «Стамеска») того же Аникушина  не нравился совершенно.  Несмотря на вбуханные крупные деньки (в том числе и 100 рублей Барсукова, вложенных в это дело), несмотря на прорву гранита, памятник не впечатляет.

     И работы  Е.В. Вучетича, такие как  «Воин-освободитель в Трептов парке  и  памятник Дзержинскому в Москве тоже вызывали его одобрение, хотя монумент «Родина-мать зовёт» на Мамаевом кургане и особенно «Родина-мать» в Киеве -- работы того же автора,  особого одобрения у Барсукова не вызывают.
Знаменитый Л.Е. Кербель натворил массу скульптурных портретов советских руководителей и известных людей, Среди его работ есть очень интересные.

      Ещё выделялись скульпторы не принятые государством. Такие как Неизвестный, Шемякин. Последний всё-таки отыгрался, установив страшных сфинксов на набережной Невы и царя-урода  в Петропавловской крепости. Барсуков полагал, что эти произведения красоты  Петербургу не прибавили.

     О девяностых и вспоминать не хочется. Той шушере, что тогда засела в Кремле скульптура была не нужна. Достаточно сказать, что упомянутый  Кербель добывал средства к существованию , обслуживая братков из ОПГ.  Да и сейчас монументы в России воздвигаются очень редко. Одна Москва суетится, сооружая памятники певичкам, попам, клоунам, прыгунам, хотя прежде стоило бы замолить старые грешки и вернуть на свои места снесённые скульптуры знаменитых людей великой страны.

      Памятник – это не только факт уважения по отношению к той или иной
исторической личности, но и знак самой истории. А сражаться  с историей глупо. А уничтожение памятника – есть преступление.  Поэтому когда взбалмошные русские, украинцы, поляки, латыши, негры Америки сбрасывали и сбрасывают с пьедесталов  неугодные им статуи,  это вызывало и вызывает  подозрение, что гражданский и культурный уровень этих людей находится не на очень высоком уровне. 
   
     Барсукова иногда в шутку спрашивали, какой бы был его первый указ, окажись он в кресле  Президента?  Барсуков в шутку же нес разную ахинею типа прекращения финансирования профессионального спорта. Теперь же он был твёрдо уверен, что его первое президентское повеление было бы направлено на восстановление разрушенных памятников.

О СКУЛЬПТУРЕ

1.
Хорошо ваяли греки
Мужиков и голых баб.
И прославился на веки 
И герой, и подлый раб.

Ну а наши Пигмальоны
Дев лишают рук и ног.
Наплевав на все законы,
Лепят сзади передок.

Если вид квадратных сисек
Есть известности гарант,
Познаёшь насколько низок
Этих скульпторов талант.

2.
 В Европе, в Антарктиде
(В Америке как китч).
И в бронзе, и в граните
 Красуется Ильич.

Его взрывают гады,
Кувалдами дробят,
А укры волi рады.
Свергают все подряд

Святые монументы
Великого вождя.
Здесь не нужны коменты:
Намного подождя,

 Они совсем без лени
Начнут с умом дружить.
А Ленину до фени:
Он жил и будет жить

3.
Был камень как камень,  но скульптор был – класс!
Любовников пламень нисходит на нас

И вид в «Поцелуе» сплетённых телес
У всех вызывает большой интерес

Но главное всё же ,кто что бы не пел,
Натурщиц хороших тот скульптор имел


Рецензии