Стихотворение месяца 87 - Обзор Саши Неместного

1. "Баллада о слонах"

Слоны слонялись по саванне
И было весело слонам...
Купались в речке, словно в ванне,
Не зная, что вблизи война.
Слонихи слоников учили,
Как в мире жить с другим зверьём,
А орки, в руки взяв мечи и
Щиты, пошли играть с огнём.
 
Слоновий рай граничил с адом,
А значит Зло пришло и к ним,
Пустив на мясо четверть стада,
Пленив слонов, слонят, слоних...
Гиены кости обглодали,
Присягу дав на верность Злу,
А Дьявол в телепередаче
Всех подсадил на лжи иглу.
 
Слонята вырастут рабами,
Но не забудут, не простят
Врагам кровавые забавы,
Врагам, которым смерть - пустяк.
Их бивни станут крепче стали
И обязательно они
Поднимут против Зла восстанье,
А Бог придёт на помощь к ним!
*****
3/4
Вполне симпатичное интертекстуальное стихотворение. Думаю, излишне употреблять рифму "к ним" - дважды, да и оканчивить стих рифмой они/к ним - не очень.
*****

2. "На карантине"

Всё те же улицы и здания,
Всё тот же двор и старый клён.
Лишь город в сонном ожидании, -
Вновь карантин у нас продлён.

Куда-то семенят прохожие,
Считают лифты этажи.
Все друг на друга так похожие,
Поскольку масочный режим.

Машины мчатся ошарашено,
Визжат шальные тормоза.
А над домами града нашего
Разлита в небе бирюза,

Кто умирает, кто калечится,
А кто-то в трансе с бодуна.
Второстепенное не лечится,
Теперь на всех болезнь одна.

А лето греет крыши ласково,
И всё живое ищет тень.
Но кажется наивной сказкою
Вчерашний, не коронный, день.
*****
3/3
Стих неплохой, но, к сожалению, тема уже избита и воплощение не сильно оригинально.
*****

3. "Крещение Руси"

С Корсуни вернулся в Киев с новой верой князь.
Идолам в огне и рубке предстояла казнь.
Вниз по Боричеву взвозу, за хвостом коня,
Божество славян – Перуна – гнали до ручья.
 
Жезлами шла-колотила дюжина мужей.
Никогда мы не узнаем, что росло в душе.
Изрубить и сжечь Перуна было не с руки.
Вслед смотрели удивлённо бабы, мужики.
 
Плыл Перун, не прекословя, полою водой,
Провожаем до порогов, чтобы стороной
Не прибился к православным, вышел из воды.
Наказал Владимир строго – не сносить беды.
 
А наутро также в воду, коль велел им князь
Заходили все в исподнем. Впредь поклоны класть
Смерды стали, не противясь. В гору побрели.
Гой, еси, всегда так было на Святой Руси.
*****
3/3
Исторический стих – это всегда интересно, но его портят необязательные строки
Например - "Никогда мы не узнаем, что росло в душе" - зачем это?
Идолам в огне и рубке предстояла казнь / Изрубить и сжечь Перуна было не с руки - дважды повтор об одном и том-же в разных строфах. Да и "было не с руки" - неуклюже читается.
"всегда так было на Святой Руси" - не согласень с завершением - до крещения (впервые случившегося) всегда так не было, да и потом было по разному.
*****

4. "Трамвайчик"
 
Под небом лазурного цвета
Среди изумрудных вершин
Трамвайчик весёлого лета
Навстречу июню спешит.
 
Всё выше в термометре Цельсий,
Неспешно плывут облака,
И ярче сверкающих рельсов
Блистает под солнцем река.
 
Вагончик вперёд пропуская,
Нарядно кивают цветы.
Вот станция "Южноморская",
Где волны свежи и чисты.
 
Того, кто без сна и без края
Работал все дни напролёт,
Приветливо ждёт "Отпускная"
Без всяких хлопот и забот.
 
Любители клумб или грядок
И всех урожайных прикрас
Взамен тривиальных зарядок
На "Дачную" съездят не раз.
 
В сиянии цвета и света,
Листвой в поворотах шурша,
Влетает в открытое лето
Моя шебутная душа.
 
В июня цветастую дверцу
Въезжает весёлый мой слог
Под бусы разбитого сердца
На ниточках маятных строк.
 
Жара растопила печали,
И радостно сердцу в груди
Предчувствовать - это начало,
Всё лето ещё впереди.
*****
4/4
Веселый и задорный, поставил бы оценки выше, если бы немного пооригинальней были образы, например если переставить (простите, автор, за вольность) -
Под небом лазурного лета
Среди изумрудных вершин
Трамвайчик весёлого цвета
Навстречу июню спешит.

Читается интересней, правда? ))
*****

5. "Расставание"

         (Воспоминания моей мамы, девятилетней тогда девочки)
 
Поля колхозные засеяны,
И огороды все засажены.
И худо-бедно жизнь размеренно
Шла чередом своим отлаженным.
 
Война взметнулась чёрным коршуном,
С папаней час пришёл прощания:
Слеза из глаз моих, с горошину,
Скатилась по щеке... Стенания
 
Любимой бабушки Матрёнушки
Терзали душу неокрепшую.
Она вздыхала: "Горе-горюшко,
Храни, Господь, сынка сердешного..."
 
Рука в руке – мои родители
Сидели молча под иконами
В семейной крохотной обители,
Покрытой глиной и соломою.
 
В мечтах осталась хатка новая
Из вековых, сосновых брёвнышек.
"Война нагрянула суровая,
За всю родню, за малых кровушек
 
Готов гортань фашисткой нечисти
Зубами перегрызть, а логово
Стереть с земли на веки вечные", -
Сказал отец перед дорогою.
 
Ушёл под пересвист соловушек,
Через плечо – вещички личные.
И долго маменька с Матрёнушкой
Во след молились горемычные…
--------------
P.S.
Дедушка вернулся с фронта в конце зимы 1943 года, пожизненно инвалидом ВОВ.
Его мать Матрёна не дождалась сына – первенца. Ей было чуть больше пятидесяти.
Не стало и младшей дочки. Бабушка Вера встретила мужа
со старшей Таней (моя будущая мама) и средней Валей.
*****
3/3
Стих слишком правильный, до лубочности. Многочисленные уменьшительные существительные и суффиксы (папаня, бабушка Матрёнушка. брёвнышки, соловушки...) читаются как закос под народность. Ладно бы это было про 19 век к примеру, но про ВОВ думаю, выбран не слишком верный стиль изложения, даже если от лица деревенского ребёнка.
Рука в руке – мои родители Сидели молча под иконами - слишком высокопарно. ...Сказал отец перед дорогою - то что он сказал, так говорят на митинге, но не при проводах на войну близких людей.
Вослед - пишется вместе.
Простите меня за невысокие оценки, автор. Стих очень личный, но я оцениваю мастерство, и, наверно, слишком строг.
*****

6. "Мельница"

Мельница ветхая. Лопасти вертятся
со скрежетом, скрипом, сбоями явными.
Рядом стою, и уже мне не верится
в силу меча моего деревянного...
Было же времечко - в поле ромашковом
да на мосту на былинном Калиновом
била я Змея, рубила с оттяжкою -
головы прочь улетали повинные.
Нечисть шарахалась в разные стороны -
бабы Ягибихи, прочие лешие,
да о пощаде молили со стонами
вороги конные, вороги пешие.
Зелье победное, зелие сладкое
жадно хлебала с довольною рожею.
Только вот с мельницей-жизнью не сладила -
и перемолота в пыль придорожную.
Во поле чистом, ветрами растерзанном,
снова сойдёмся, влекомы привычкою:
я - побеждённая, глупая, трезвая,
мельница - к судьбам людским безразличная.
*****
3/4
Некоторый строки курьезны - о пощаде молили со стонами вороги конные - вот они сидят на конях, стонут и молят о пощаде )
головы прочь улетали повинные - почему это у Змея головы повинные, сиркчь виновные и осознающие свою вину? (а тут употреблено именно в этом значении - кающийся, те Повинную голову меч не сечет)
Зелье победное, зелие сладкое / жадно хлебала с довольною рожею - кто именно хлебал - непонятно, возможно ГГ, но тогда немного грубо-жаргонно выражено.
Идея, как я понял - девочка, играющая в детстве и побеждающая в своих выдуманных играх всякую нечисть и побежденая жизнью, когда выросла.
*****

7. "Всё кончается"

Всё кончается
Как волосы на макушке
Деньги
Силы
Мысли
Годы
Терпение
Соотношение
Возраста и души
Зависит от крика кукушки
Сующей свой клюв в мою жизнь
Предрекая её изменения
Подсчётом лесных голосов
Своё предъявляя решение

Да
Всё кончается
И с этим трудно смириться
Осмыслить
Понять
Принять
Не отчаяться
Не получается
Вечно держаться за юбку
Времени
В жизнь не успеешь влюбиться
Она попрощается
Ночь забирает с собою
А солнце во след улыбается

Ну, да и Бог с ним...
*****
5/5
А неплохо на фоне остального. Сначала держишься за юбку времени, потом, когда ночь забирает с собой - залезаешь к времени под юбку... ))
*****

8. "Острастка"

По образ-подобию нас сотворив,
Господь озаботился средством острастки...
Закончится вирус с приходом жары,
На выброс пойдут медицинские маски -
Повязки тугие - держать на завязке
Язык, выползая порой из норы.
И бабушки выйдут опять во дворы,
Досуги ума предавая огласке.
Но будет подспудно витать меж людьми,
Что стали внезапно друг другу мы чужды,
Что стала бежать пятерня пятерни....
О, Господи, сколь же дела твои чудны!
*****
3/3
Досуги ума предавая огласке - кмк немного неуклюже выражена мысль. Про "пятерня пятерни" не понял, простите. Образ-подобие - сокращение не очень удачное, кмк.
Почему "дела твои чудны" - по мне не слишкам убедительное заключение, базируясь на всём предыдущем тексте.
*****

9. " * * * "

Д_Линное не по картине
Линна предлагает себя любимому,
Хотя, отдать-то по факту —
нечего:
Ясность закатов,
Печенья имбирные,
Пёстрые смайлики с ночи до вечера.
Она поправляет волосы,
Вспоминает о гордости,
Завывает от нежности.
Все её горести
Не настоящие—
Как будто звонкие, фартовые принцессы
Устроили чаепитие в кукольном домике из крохотных чашечек,
А она, взрослая женщина, наблюдает за этим процессом
С высоты скандинавского роста
Не вмешиваясь.
Радости у неё случаются редко,
Рождество — чаще.
Линна по-мещански мешает компот из малины,
Чистит клетку красноглазому, жирному кролику
Обжигает пальцы о примус —
Больно так.
На подушечках нервов мгновенно появляются белые волдыри,
Ей бы заплакать, но она не плачет —
Не торгуйся, девочка, а щедро себя дари —
Предлагать надо как-то иначе...
*****
5/4
Концовка немного не моя, как-то иначе бы последние две строчки... а вообще Линна получилась симпатичная, такая вся завывающая от нежности ))
*****

10. "То дожди, то солнце..."

А на нашей, на планете,
То дожди, то солнце светит,
То придёт внезапно холод,
То нагрянет вдруг жара.
Так заведено на свете:
Подрастают быстро дети.
Был и я когда-то молод
И кричал: "Ура! Ура!"
 
Время шло, не тормозило,
Седина виски покрыла,
Но по-прежнему мне спится,
Как и раньше, крепким сном.
Сколько зим и вёсен было,
А душа всё легкокрыла,
Как весёлая синица
На берёзе под окном.
 
Если в мире будет плохо,
Я скажу: Не надо охать!
Ведь бывали и похуже
В нашей жизни времена,
И, как при Царе Горохе,
Задержу себя на вдохе,
Затяну ремень потуже -
Лишь бы только не война!
 
Но, бывает, вдруг вопросы
Налетят, как злые осы:
Почему одним лишь холод,
А другим всегда жара?
Выпадают утром росы
Потому, что ноги босы,
И давно утерян молот,
Что стучал: Ура! Ура!
 
А на нашей, на планете
То дожди, то солнце светит...
*****
4/3
Бодрый стиш. Мне оригинальности не хватило.
*****

11. "Чуть-чуть до счастья"

Ещё чуть-чуть, желаемое сбудется,
Но поцелуй вдруг мимо упорхнул.
Я мельтешу, как бабочка-капустница,
Но мир застыл, июньский воздух снул.
 
Мир дышит сыростью прохладной ночи,
И комары взлетают из травы,
И я пока не повстречалась с доченькой
Под пересуды ветреной молвы.
 
Ещё почти полгода до зачатия,
До столкновения иных миров.
Ещё чуть-чуть, я буду очень счастлива
В осеннем мороке земных даров.
 
Чуть больше года – розовое, пенное
Ворвётся в сердце, пятками суча,
Припомнится мне древнее, напевное,
Что был Создатель бабою зачат.
*****
4/3
Немножко сумбурно для меня. Создатель бабою зачат - есть в этом правда жизни, но как образ - не звучит. Такое чувство из стиха, что у ЛГ случилось непорочное зачатие.
*****

12. "Ярославль приглашает!"

Ярославль, приглашающий в гости,-
Город древний, но с юной душой!
Приезжайте, дела позабросьте,
Взяв с собою багаж небольшой:

Дружелюбность, готовность к общенью,
Аппетит - кухни Мира сравнить,
Банку мёда, а можно - варенья:
"Символ" города, чтоб угостить.

Здесь волшебные волжские зори
И намоленность Храмов Святых,
Видят друга в любом визитёре,
Не дают обещаний пустых.

В Первом русском театре под вечер
Посмотрите на срезы эпох...
Терешкова расправила плечи,
Сделал Собинов первый свой вдох

В этом граде честном Ярослава,
Где Некрасовым создан "Мороз...",
Где Пожарский и Минин державу
Собирались спасти от угроз!

Из беседки на Стрелку любуясь,
Предадитесь прекрасным мечтам;
Вдохновитесь картинками улиц,
Побродив по киношным местам.

Восхитившись величием "Слова...",
Видом правобережных террас,
Вы столицу Кольца Золотого
Посетить захотите не раз!
*****
2/2
Некоторые катрены срифмованы курьёзно - Например: "Видят друга в любом визитёре, Не дают обещаний пустых" - Кто это делает? - "волшебные волжские зори И намоленность Храмов".
или следующий катрен начинается и заканчивается с театра (Собинов - оперный певец). Но к чему там расправляющая плечи Терешкова, именно между этих строк?
*****

13. "Взгляд на искусство"

Духовности крах или искренность чувства...
Художник так видит! Эго, кураж?
Душа наизнанку с сомнительным вкусом,
Фантазии буйство – впадение в раж...
 
Взирает ценитель на псевдоискусство,
Но видит его проницательный глаз –
Подмену понятий. Смешно или грустно?
Стекляшка стекляшкой, а нужен алмаз.
 
Но зритель другой – с иным пониманием.
Он ставит картину с шедеврами в ряд –
Все тайны миров и само мироздание
Ему открывает "Чёрный квадрат".
 
Разрозненность взглядов и восприятия...
В рисунок мозаики не уложить.
И не привести к одному знаменателю.
Душа ищет родственность-близость души?!
*****
2/2
Стих неглубокий. Общие места, выраженные не очень красиво, если честно.
Пример - "Душа наизнанку с сомнительным вкусом" - образ более чем сомнительный да и окончание катрена не лучше.
*****

14. "Приезжай меня обнять"
 
Под прицелом у весны приключаются назло мне
Сокрушительные сны в голове-каменоломне,
Гонят время неудач и сбываются по дури.
А с утра хоть вой, хоть плачь в голове-комендатуре.
 
Вагонетки из бумаг: майна – вира, майна – вира.
Одиночка для ума – затяжной коронавирус.
Льётся время неудач в карантинную прореху.
По дороге ходит грач, как средневековый лекарь.
 
Но вовсю цветёт герань в съёмной сталинке столичной!
И пока не смыта грань между личным и безличным,
Приезжай меня обнять – плюнь на штрафы и преграды.
Я тебя, как букву ять, возвратить хочу обратно...
 
Снова снится, что Земля словно в фильме о Илае –
Я впервые тополям пуха и пера желаю!
Пусть вне бед и неудач деловитым жизнелюбом
По дороге ходит грач, костяным качая клювом.
*****
4/4
Вообще про короновирус уже все написали. Кроме меня, наверное. Но неплохо.
"возвратить хочу обратно" - плеоназм это. "возвратить" или "обратно" достаточно будет.
*****

15. "Королева на выданье"

Июньский бал, дворец гостями полнится,
и женихи доспехами звенят.
Повсюду слуги, шлюхи и любовницы.
Все жрут и пьют. И смотрят на меня.
 
Теперь на королевство часто зарятся:
с тех пор, как короля сожрал дракон,
я всем мила, хотя и не красавица.
Но летний бал - неписаный закон.
 
Один кричит: я лучший рыцарь в Дании,
Меня сам Гамлет очень уважал!
Другой ворчит: свежо твоё предание,
рассказывай кухаркам и пажам…
 
И тут же – брань, в лицо перчатка латная.
Один убит, другой уж без руки.
Ну, женихи! Повздорили – и ладно им.
Моя рука достанется другим.
 
Сэр Персиваль трясёт в хмелю сединами,
и говорит, что нужен круглый стол,
что рыцарь и супруга – плоть единая.
Плоть? Хм, на вид ему примерно сто.
 
А вот и молодой с глазами рьяными –
серебряный айфонг, часы «Полёт»,
стоит, дыша духами и туманами,
а дура с королевством не даёт.
 
Завидуют и бесятся поклонницы.
Нет, пить из сапога у нас нельзя!
А королева замуж не торопится.
Вот так и передай своим князьям.
*****
4/3
Окончание мне не очень - какие князья? к кому обращается (королева?) чтобы передал своим князьям отказ?
*****

16. "жизнь имеет значение"
 
яблоко с ветки - начало побоища,
боги найдут для вины виноватого.
многие детки отправились в колледжи
и расползались несахарной ватой, но
мёртвые души из облака сделали
град, обречённый дробить обречённого.
лишь бы не хуже - ведь чёрным по белому
может спонсировать беглым по чёрному.
*****
3/3
детки...расползались несахарной ватой - странный образ и не вижу связи с первыми двумя строчками. С названием стиха тоже связь не уловил. Простите, автор.


Рецензии
От номера 14 большое спасибо за хорошие оценки. Знала, разумеется, про это место. В разговорной речи допустимо. Хотя подумаю, поправить несложно.

Светлана Салахова   08.07.2020 17:06     Заявить о нарушении
Всегда пожалуйста, Светлана )

Саша Неместный   09.07.2020 14:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.