Старые фасады

Дождь идёт, молодеют фасады
Древних зданий. Ясней и ясней
Проступают затёртые взгляды
И копыта крылатых коней.
Оживают поблекшие лавры,
Где ещё не торчат кирпичи,
И дерутся с богами кентавры,
И скрежещут, скрестившись, мечи.
А печальные лица–гиганты
Смотрят строго и чуть свысока:
То, грустя, подпирают атланты
Все ушедшие в стены века.


4 июля 1972 г.
Ростов-на-Дону.
-----
Из старых тетрадей.
Ранее не публиковалось.


Рецензии
Спасибо за эту публикацию...

Елена Гусельникова   08.07.2020 07:29     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Елена, за одобрение того, что я опубликовал это стихотворение. Я его давно забыл и, случайно вчера обнаружив его в старой тетради, с удивлением читал как неизвестные строки. Догадываюсь, что в своё время оно не произвело на моих знакомых, которых я с ним ознакомил, особого впечатления, и я отнёс его к "пустячкам" по содержанию. Из-за подобных вроде бы образованных знакомых я многие свои стихи в тетрадах моих даже перечеркнул, а вот теперь "реабилитирую", и они находят поддержку у читателей. Всё-таки сейчас свободные от ограниченности из-за догматов "соцреализма", нынешние поэты и читатели, утончённей все воспринимают.

С уважением,
Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   08.07.2020 09:53   Заявить о нарушении
Константин Фёдорович! Массовый "вкус" да и вообще вкус... Время всё расставит по местам, те же книги - "соцреализЬм" массово на помойке (там и место), "Мастер и Маргарита" на полке. А так - для кого и Бузова (не к ночи будь помянута) классика, для кого и Моцарт попса. Ваши, написанные много лет назад, стихи - свежие, чистые, образные, по сравнению с массовой стихирской продукцией бриллианты, но они и без сравнения хороши. С теплом и уважением -

Елена Гусельникова   08.07.2020 17:39   Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас, дорогая Елена, за добрые теплые слова о моих стихах. В СССР произведения поэта или прозаика публиковали не только бесплатно, но и гонорары хорошие платили, но пробиться на страницы журналов или книжных издательств было невозможно без блата особенно немосквичам. Но и когда я сумел переехать в ближнее Подмосковье и посещать редакции в Москве, я лишь через несколько лет с трудом пробился на страницы журналов, а первую книгу стихов, несмотря на отличные рецензии писателей, редакторы (сами графоманы) отвергали без объяснений. Лишь, как ни парадоксально, в самом главном издательстве "Советский писатель", где многим членам Союза писателей отказывали, от меня приняли рукопись книги стихов "Сердцевина". Но она пролежала там с 1978 по 1987 годы, пока удалось добиться её опубликования (вперёд каждый год в план издания пропускали "блатных"). То есть книга вышла, когда мне был уже 51 год...
Вот из-за такого отношения к моим стихам со стороны редакторов, которые, как они выражались, в разговорах между собой, отвергали поэтов "С УЛИЦЫ" (то есть пришедших не по рекомендации кого-то важного или "своего"), я приобрел тогда неуверенность в качестве многих написанных мною стихов: если их отвергали, я начинал невольно думать, что они "средненькие", а то и "слабенькие" и даже перечёркивал их в тетрадках одной вертикальной чертой или крест на крест, а уж "совсем плохие"(!) -вертикальной спиралью. Но теперь прочитать я их всё же без труда смог и обнаружил, что они ничем не хуже тех,которые в своё время были опубликованы.
Это теперь на стихи.ру я встречаю совсем иное, хорошее отношение от коллег (блат потерял смысл), люди излечились от "вируса соцреализма".

С уважением,
Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   08.07.2020 22:13   Заявить о нарушении
Константин Фёдорович, займу ещё немного Вашего времени. Такое впечатление, что в издательствах, и не только московских, сохраняется тот же подход. Несколько лет назад в нашем главном книжном магазине (огромное помещение, множество книг на все вкусы и нужды) интереса ради в отделе современной поэзии пролистала десяток томиков. Да это ужас! Еще кто-то "Стихи.ру" после такой продукции нагло называет графоманским сайтом. А потом здесь прочла откровения одной девицы, писала она, правда, не ужасно, так, среднее стихирское. Хвасталась, что ей подружка помогла "протолкнуть книжку" - напечатали. Самое интересное, что сия продукция спросом не пользуется, покупателей на неё немного, а точнее, совсем нет. Но зачем? Экономика вроде рыночная... Или как: один проданный том Джорджа Мартина окупает пять книжонок откровенного сивокобыльного бреда разных Маринок, у которых подружки? Для меня сие тайна великая есть.

Елена Гусельникова   09.07.2020 13:22   Заявить о нарушении
Елена, я счастлив, когда Вы "занимаете время" моё! Вы пишете так принципиально, мудро и с замечательной иронией в отношении творящегося сейчас в России!
Интересно мне было от Вас узнать, что и сейчас в российском книгоиздательстве процветает блат. Это, видимо, неистребимая черта российских чиновников (а редакторы - тоже чиновники), как и всеобщее воровство. Поэтому при всём грабеже всего и вся в стране власть имущими в России нет даже настоящего капитализма с его конкуренцией. Ведь на Западе издателя всегда интересовал коммерческий успех новой книги. Поэтому мы знаем из биографий многих западных писателей, что, когда писатель, ещё совершенно неизвестный, присылал талантливую рукопись по почте (без личного контакта!) в какую-то редакцию, то редактор в восторге присылал ему договор, аванс и публиковал книгу. Бывали случаи, когда автор присылал первую половину романа, а вторая ещё не была дописана, а издатель уже издавал эту первую половину и щедро платил автору, умоляя его поскорей дописать и прислать вторую половину.

Кстати, такое бывало и в России, но при нехорошем царском режиме, а вот в СССР с развитием бюрократии во всех сферах бюрократизм развился и в издательствах: надо было давать взятки, выпивать в ресторанах с редактором, а иногда и брать его в "соавторы", чтобы книга была опубликована. Вот почему в СССР масса книг стихов пылилась на полках книжных магазинов, и стихи эти были более, чем графоманские. А читатель этого не знал и говорил о непонятном упадке талантов в русской поэзии, огорчаясь, что теперь нет новых Пушкиных, Лермонтовых и Есениных... И, действительно, таланты не только не могли пробиться в печать, но и угасали, так как поэты начинали терять веру в свою талантливость. Дело в том, что редакторы, они же и поэты-графоманы (талантливый поэт не захочет загружать себя редакторской рутиной - сам тогда перестанет писать стихи), хотят публиковаться, думая, что в результате публикаций они станут "великими". Но публиковать свои вещи у себя в издании как-то неприлично. Поэтому они за бутылкой водки отдают свои опусы редакторам - поэтам-графоманам и те их публикуют у себя. А первые в ответ публикуют их галиматью. Мне один покойный поэт в советское время говорил, что эта комбинация называется по-ботанически "взаимное опыление"!.. Самое главное, что эти негодяи не только отбивают у поэтов веру в себя, но и интерес у читателей к поэзии, так что иные люди и теперь говорят, что они стихами не интересуются. Ну, вот как освободить, вернее, спасти русскую поэзию от этих редакционных вирусов?!.

С признательностью,
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   09.07.2020 19:07   Заявить о нарушении
Константин Фёдорович, спасение - вот оно. При всех очевидных недостатках портала Стихи.Ру (которые, по сути, являются продолжением его достоинств) право публикации здесь предоставлено всем. Да, человек новый вынужден продираться сквозь джунгли откровенного бреда, да, это ещё и аналог социальных сетей, но стОит только копнуть - находятся такие драгоценные камушки! А ситуация в литературе такая же, как и в музыке: "свои люди" выпихивают наверх то, что в любой проруби плавает. Имеющие вкус плюются и бегут искать в интернет (и находят), не имеющие питаются мусором. Самое страшное в том, что очень многие считают: это да, это так и надо. И ведь это не какие-то недоучки-маргиналы, вот в чём ужас. Меня просто потрясли откровения одной знакомой... я возмутилась текстом звучащей с экрана её телевизора песенки, кажется "о Боже, какой мужчина, я хочу от него сына и дочку и точка", сказала, что иногда ностальгия пробивает по советской цензуре: при всём безобразии вот такие тексты в эфир бы точно не вышли, а певичку хочется, как кошку, запихнуть в переноску и в ветеринарку отвезти. На стерилизацию. В ответ недоумение: "А что, хорошая же песня"? Включила свой ноутбук, дала послушать две потрясающие вещи группы "Пикник" - мощные философские тексты, голос, музыка... Реакция? Она не видит разницы! Никакой. Действительно, что Моцарт, что (прости Господи!) Бузова. Так что пока есть интернет, влияние зомбоящика не тотально - но оно уже отбило вкус не одному поколению. Остаётся только надеяться на то, что заложено в самом человеке, на врождённое чувство гармонии и отрицание пошлости.
С глубоким уважением -

Елена Гусельникова   10.07.2020 15:59   Заявить о нарушении