Шедевры Русского Музея Лунная ночь. Берег моря
Все традиционно...
И ночи трепетный
Интим...
И волны на берег
Бегут...
Покрытые плюмажем
Пены...
Но, тем и дорог
Айвазовский,
Что каждый раз
Неповторим!..
И новые его
Мазки
По-новому,
Проникновенны!..
22.11.2011.
Залив морской
С тобой нам виделся...
Где ночи, словно бы
Набросили
На воду, что фосфоресцирует...
И ровный берег -
Кисею...
И темнотой надёжно
Скрытая -
Нам открывалась Феодосия...
Рассказывая нам
Неспешно
Саму историю
Свою!..
06.07.2020.
В 1885 году И. К. Айвазовский пишет картину «Лунная ночь. Берег моря». Это еще одна ночная марина художника, изображающая романтическое полнолуние у крымских берегов, на этот раз у берегов его родной Феодосии.
Вид Феодосийского залива в лунную ночь завораживает. Под полной луной Феодосия Айвазовского кажется таинственной, а сама картина, наполненная мистическим сиянием, - почти потусторонней. Ночное светило плывет сквозь легкую пелену облаков, и море, на поверхности которого покачиваются корабли, под волшебными лучами будто бы и само начинает излучать таинственный свет.
По песчаной отмели, тянущейся вдаль и огибающей древнюю Генуэзскую башню, прогуливаются люди, спешат куда-то конные экипажи. На берег неспешно набегают полупрозрачные оливковые волны, чьи соленые брызги окатывают городской бульвар и позеленевшие от времени и морской влаги крепостные стены.
Феодосию Айвазовский не раз изображал с севера, со стороны башни Святого Константина, нижняя часть которой имеет вид каменного откоса, придающего строению дополнительную прочность и разбивающего сильные морские волны. Когда-то гордые генуэзцы, защищавшие средневековую Кафу, хранили здесь снаряды, а за аркатурным поясом и мерлонами, венчавшими башню, укрывались лучники.
Между Константиновской башней с севера и Карантинным холмом с юга располагался раньше сам город. С силуэтом мощного двухъярусного сооружения, возведенного в XIV веке для защиты Кафы с моря и перестроенного через столетие, ассоциируются и пейзажи Феодосии в ее допортовый период. Башня Константина когда-то замыкала внешнюю оборонительную линию. С другой стороны крепость защищала Феодосию с суши. На Карантине еще сохранились остатки древней цитадели.
На дальнем плане художник изображает хребет Тепе-Оба, переходящий у моря в мыс Св. Ильи и прикрывающий город с юго-запада. В античные времена там находились некрополь и несколько курганов, в раскопках которых принимал участие и сам Айвазовский.
Свидетельство о публикации №120070602904
Обнимаю теплом сердца.
Артур Наумов 10.07.2020 07:30 Заявить о нарушении