Шедевры Русского Музея Лунная ночь. Берег моря

                Казалось,
                Все традиционно...

                И ночи трепетный
                Интим...

                И волны на берег
                Бегут...

                Покрытые плюмажем
                Пены...

                Но, тем и дорог
                Айвазовский,
                Что каждый раз
                Неповторим!..

                И новые его
                Мазки
                По-новому,
                Проникновенны!..
                22.11.2011.


                Залив морской
                С тобой нам виделся...

                Где ночи, словно бы
                Набросили
                На воду, что фосфоресцирует...

                И ровный берег -
                Кисею...
               
                И темнотой надёжно
                Скрытая -
                Нам открывалась Феодосия...

                Рассказывая нам
                Неспешно
                Саму историю
                Свою!..
                06.07.2020.


В 1885 году И. К. Айвазовский пишет картину «Лунная ночь. Берег моря». Это еще одна ночная марина художника, изображающая романтическое полнолуние у крымских берегов, на этот раз у берегов его родной Феодосии.

Вид Феодосийского залива в лунную ночь завораживает. Под полной луной Феодосия Айвазовского кажется таинственной, а сама картина, наполненная мистическим сиянием, - почти потусторонней. Ночное светило плывет сквозь легкую пелену облаков, и море, на поверхности которого покачиваются корабли, под волшебными лучами будто бы и само начинает излучать таинственный свет.

По песчаной отмели, тянущейся вдаль и огибающей древнюю Генуэзскую башню, прогуливаются люди, спешат куда-то конные экипажи. На берег неспешно набегают полупрозрачные оливковые волны, чьи соленые брызги окатывают городской бульвар и позеленевшие от времени и морской влаги крепостные стены.

Феодосию  Айвазовский не раз изображал с севера, со стороны башни Святого Константина, нижняя часть которой имеет вид каменного откоса, придающего строению дополнительную прочность и разбивающего сильные морские волны. Когда-то гордые генуэзцы, защищавшие средневековую Кафу, хранили здесь снаряды, а за аркатурным поясом и мерлонами, венчавшими башню, укрывались лучники.

Между Константиновской башней с севера и Карантинным холмом с юга располагался раньше сам город. С силуэтом мощного двухъярусного сооружения, возведенного в XIV веке для защиты Кафы с моря и перестроенного через столетие, ассоциируются и пейзажи Феодосии в ее допортовый период. Башня Константина когда-то замыкала внешнюю оборонительную линию. С другой стороны крепость защищала Феодосию с суши. На Карантине еще сохранились остатки древней цитадели.   

На дальнем плане художник изображает хребет Тепе-Оба, переходящий у моря в мыс Св. Ильи и прикрывающий город с юго-запада. В античные времена там находились некрополь и несколько курганов, в раскопках которых принимал участие и сам Айвазовский.


Рецензии
Спасибо тебе за всё, что ты создаёшь: стихи, подбор картин, пояснения и, главное, за то, что ты есть, дорогой Вадюша!!
Обнимаю теплом сердца.

Артур Наумов   10.07.2020 07:30     Заявить о нарушении
Крепко жму руку!

Вадим Константинов 2   10.07.2020 07:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.