Заповеди Божии как условие человеческого счастья 1

Первая лекция

Тема сегодняшней лекции «Заповеди Божии как условие человеческого счастья» в высшей степени актуальна и, возможно, станет циклом лекций-бесед, начало которому мы положим сегодня.

Как подсказывает опыт, прежде чем говорить о Заповедях, следует их знать. К сожалению, в наше суматошное время знание людьми Божественного Закона сделалось редкостью. Поэтому нынешняя лекция будет посвящена рассказу о Заповедях Божиих, а разбираться с их влиянием на нашу жизнь мы будем позже.

В христианстве под Заповедями обычно понимают:
I. Декалог – Заповеди данные Богом пророку Моисею на Синайской горе (Исх. 20, 2-17; Втор. 5, 6-21);
II. Заповеди любви (Мф. 22, 36-40; Мк. 12, 29-31; Лк. 10, 27);
III. Заповеди блаженства (Мф. 5, 3-12).

I. Десять Заповедей – основа ветхозаветного нравственного закона. Они предупреждают нас о том, чего не при каких обстоятельствах нельзя делать, ограждают от ошибок, влекущих за собой неизбежное страдание.

Вот как звучат эти Заповеди в русском переводе XIX века:
1. Я Господь Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2-3);
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не покланяйся им и не служи им… (Исх. 20, 4-5);
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно… (Исх. 20, 7);
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему… (Исх. 20, 9-10);
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле… (Исх. 20, 12);
6. Не убивай (Исх. 20, 13);
7. Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14);
8. Не кради (Исх. 20, 15);
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16);
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17).

Десять Заповедей неоднократно повторяются и толкуются в различных книгах Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Заветов. Наиболее полные варианты Декалога приводятся в Моисеевом Пятикнижии, в книгах Исход и Второзаконие.

II. Заповеди любви в христианской традиции имеют исключительное значение. Сам Господь наш Иисус Христос учит: «На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 40)» и считает их самыми важными: «Иной большей сих заповеди нет (Мк. 12, 31)».

Заповедей любви всего две и встречаются они как в Ветхом Завете (Втор. 6, 4-5; Лев. 19, 17-18; Лев. 19, 33-34), так и в Новом. Первая учит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею… (Мф. 22, 37; Мк. 12, 30; Лк. 10, 27)», а вторая: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя… (Мф. 22, 39; Мк. 12, 31; Лк. 10, 27)». Первая из этих двух Заповедей объединяет повеления Божественного Закона, касающиеся Богопочитания, а вторая обобщает предписания о взаимоотношениях с ближними.

III. Если Моисеевы Заповеди говорят всякому чтущему Бога о том, чего делать нельзя, то произнесённые Спасителем в Нагорной проповеди Заповеди Блаженства (Мф. 5, 3-12) объясняют нам какие следует предпринимать действия, чтобы спастись. Слово «блаженный», если его буквально перевести с греческого, означает – счастливый. Девять Заповедей блаженств – своеобразные ступеньки, по которым христианин восходит к истинному Счастью, к Богу. Перечислим их:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
2. Блаженны плачущие, ибо они утешаться;
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю;
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут;
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божиими;
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное;
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Конечно, такой тесный и скорбный путь к достижению счастья многим не нравится. Нашей болеющей ленью плоти неохота трудиться, переносить лишения и страдания. Нашей болеющей гордыней душе не хочется терпеть поношения и изгнания от живущих нынешним веком безбожников. Только, слова Господа нашего Иисуса Христа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его… (Мф. 11, 12)» никто не отменял. Грамматически правильное, но слишком широкое русское понятие – «силою берется» вдруг становиться яснее и ближе в его церковнославянском варианте – «нудится». Потому что надо себя нудить, принуждать, заставлять трудиться, чтобы достичь блаженства, чтобы стать счастливым. Как правильно и честно – Бог не навязывает нам Себя, не собирается тащить нас за уши, а приглашает потрудиться вместе с Ним над нашей собственной душой!..

Книг о Заповедях Божиих написано великое множество, остаётся только приступить к их изучению и выстраиванию своей жизни в соответствии с тем, к чему мы призваны.
Чтобы понять значение Закона во всей его совокупности лучше всего прибегнуть к доступной нашему разумению аналогии. Заповеди блаженства – лестница, по которой восходит боголюбец, Моисеевы Заповеди перила, которые не дают этому подвижнику уклониться вправо или влево и упасть, а Заповеди любви имеют тройное значение – они и цель, и средство, и свидетельство правильности нашего подвига одновременно. Ведь если мы стремимся приблизиться к Богу, то как сделать это без любви к Нему? А как научиться любить Бога без любви к нашим ближним, которые несут в себе образ Божества и посланы нам для нашего самосовершенствования? «…По тому узнают все, что вы Мои ученики, - говорит Господь, - если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).

Вот вам Божественный Закон вкратце – основание для начала благочестивой жизни. Мы – православные христиане – призваны всеми силами его соблюдать.

К сожалению, наше маловерие, часто понуждает нас сомневаться в необходимости исполнения Заповедей Божиих. Особенно если это связано с отказом от того или иного любимого нами греха. В качестве примера разберём одну из самых понятных каждому человеку Заповедей, которую все мы одобряем и тут же нарушаем. Речь идёт о почитании родителей.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12)».

Не будем искать каких-нибудь мудрёных объяснений необходимости следования этому повелению, а просто порассуждаем.

Так уж устроена жизнь, что родители, обычно, любят своих детей больше, чем дети своих родителей. Вот почему папа с мамой раньше замечают ошибки своих детей, раньше чувствуют опасность и пытаются оградить от неё своего ребёнка, предотвратить тяжелые последствия, о которых не имеющие жизненного опыта великовозрастные детки, порой, даже и не подозревают. Уже только одно это совсем нерелигиозное наблюдение показывает нам, что жизненных неприятностей у молодых людей почитающих своих родителей и прислушивающихся к их мнению будет значительно меньше, чем у тех, кто их не почитает и не слушает.

Более того, лучше учиться слушаться у любящих тебя, и легче выполнять требования заботящихся о тебе. И тот, кто не захотел постигать эту науку в своей семье, очень часто вынужден учиться этому совсем в других местах, порой, у немилостивых учителей.

А если мы считаем себя верующими людьми, чтущими Бога и стремящимися выполнить Его Волю, то тем более должны чтить своих предков. «Прежде, чем ты познал Господа Бога, - пишет святитель Николай Сербский, - Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу». Если хотите, то родители – самые первые на нашем жизненном пути «ближние», любя и почитая которых, мы учимся любить Самого Бога.

«Почитать» родителей совсем не означает «потакать» их страстям и порокам. Да и сами мы не должны повторять ошибки своих родителей, усваивать их заблуждения и впадать в их грехи. «Но если у кого родился сын, - читаем у пророка Иезекииля, - который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит – и не делает подобного им… исполняет Мои повеления и поступает по заповедям Моим: то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив. А отец его, так как он жестоко притеснял, грабил брата и недоброе делал среди народа своего, вот – он умрет за свое беззаконие (Иез. 18, 14-18)».

Необходимо уметь отделять совершаемый родителями грех от их личности, не осуждать их, ведь они в первую очередь сами страдают от этого, и исправлять их ошибки сначала в себе, а потом, если будет угодно Богу, то и у них, совершая это с кротостью и терпением. «…Если и впадет человек в какое согрешение, - учит апостол Павел, - вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6, 1)». Если с такой осторожностью нам следует относиться к исправлению всякого человека, то насколько трепетно и деликатно мы должны влиять на родителей, которых обязаны чтить и за одно лишь злословие которых в ветхозаветные времена полагалась смерть (См.: Лев. 20, 9).

Только ли о родителях эта Заповедь? А разве недостойны почтения те, кто нас учил, воспитывал, лечил, защищал, молился за нас. Повеление: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего (Лев. 19, 32)» говорит нам о том, что следует почитать всякого, кто старше нас. Вот почему святитель Николай Сербский, книгу которого «Объяснение десяти заповедей, данных Моисею» рекомендую прочитать, призывает: «Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире». А Господь призывал иудейский народ слушаться даже книжников и фарисеев, которые, вдумайтесь, искали способ Его погубить: «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают… (Мф. 23, 3)». И как нам исполнить Божие повеление: «Судей не злословь, и начальника в народе твоем не поноси (Исх. 22, 28)», если мы на родителей своих ропщем и злословим их?

Это единственная Заповедь, где Бог сразу берёт обязательство, причём, касающееся не только продления дней. Церковнославянский текст Пятой Заповеди полнее передаёт последствия её соблюдения или несоблюдения: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Он перекликается с вариантом русского перевода этой Заповеди в книге Второзаконие: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Втор. 5, 16)». Как видим, за почитание родителей Бог обещает сразу «благо» и «долголетие».

Не хотим почитать – будем жить бедно и мало, будем много болеть, страдать и нуждаться. Достаточно каждому взглянуть на свою жизнь и честно самому себе признаться в первопричинах своих несчастий, чтобы понять, что эта Заповедь действует безотказно и неотвратимо!

Поэтому, живы родители – будем молиться за них, не забывать заботиться, какие бы они не были, и благодарить Бога за возможность исполнить Заповедь. Умерли – тем более будем молиться за них, просить прощения у Бога, если не воздали им должного при жизни, и почитать окружающих нас пожилых людей, как своих родителей. Через это мы сделаем угодное Богу, полезное самим себе и не только себе, но и всему нашему роду, ведь Бог праведников милует «до тысячи родов… (Исх. 20, 6)»

Библиография

1. Библия. Издание Московской Патриархии, М., 1992.
2. Библия на церковнославянском, русском, греческом, еврейском, латинском, английском языках / Азбука Веры [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/biblia/?Deut.5&utfcs~r (Дата обращения: 04.07.2020).
3. Николай Сербский, свт. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею / Азбука Веры [Электронный ресурс]. – URL: (Дата обращения: 04.07.2020). 

Кострома, 04.07.2020 г.


Рецензии
Ажно жить нет желания! Но жить надо назло богодумам мрачным и прочим пещерным уёбам,что жизни учат! Вроде тя,хвост поповский.

Андрей Подушкин   16.02.2021 16:24     Заявить о нарушении
Если бы это не было важным, Вас бы так не зацепило.
Неприятие лучше безразличия.
А по сему - благодарю!

Алексей Виноградов 2   16.02.2021 16:27   Заявить о нарушении
Пожалуйста, Алексей. Живи с радостью! Не болей!

Андрей Подушкин   16.02.2021 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.