Страсти по Сталкеру

"Я не знаю ни одного шедевра, лишенного определенных слабостей,
 свободного полностью от несовершенств." -| Андрей Тарковский. 
 Советский режиссер театра и кино, сценарист.Народный артист РСФСР
 ( родился 4 апреля 1932 года, умер 29 декабря 1986 года )..    |.

 ............./ + -|R..|.

 Я абстрагируюсь* от своего же странно;          
 не так, как было, и совсем в другом,   
 в котором все звучало очень складно,
 и утверждалось - в сущности тайком..|.
 И я ходил ничем не отвлеченный,
 как все в таком же ( броскость не по мне ),   
 лишь иногда я был умалишенный,-
 когда прокручивал надежды* в голове..|.
                -|-
 Внимательный со спешкою ночами;
 читал, листал, фонариком светил.    
 На все вопросы люди отвечали,               
 которых автор в книге приводил;   
 в примеры с аналогией от страсти,   
 с мечтами и возможным волшебством,-
 из комнат в комнату* вели всегда напасти,
 летели камни, гаечки с бинтом*..|.
                -|-
 От пикника остался мелкий мусор*,
 а фильм Тарковского* чуть позже пропустил;
 все радужные пятна* сквозь диффузор*,
 "пустышку"* вовсе в фильме опустил*.
 Идут герои в Вечности теряясь,
 и тишина довлеет над пустым,
 лишь только Сталкер смотрит улыбаясь,-
 ему не быть по жизни этой злым  ^ (!)
                -|-
 Надежда от природы всем дается,
 а вера помогает всех простить;    
 когда не многим - много удается,    
 но не возможно - это объяснить..|.
 И (,) если было бы совсем иначе,
 смогли бы мы хвалиться за себя;   
 оставить все на случай и удачу,
 и рассказать, что было все же зря!..
                -|-
 Признаюсь и раскаюсь с сожаленьем
 о прошлом, когда в будущем проснусь;
 увижу - поменяю свое мненье,
 и к Зоне*  по - другому прикоснусь.
 Как Сталкер быть апостолом* не в силах,
 прийти на встречу к тишине одной;
 когда - то был я в детстве заводилой,
 не привыкать мне жертвовать собой*   ^   (!)
                -|-
 Как "гнида"* наслаждается здесь властью?
 Ответ не может не заставить ждать!..
 Свои минуты в дальней, скрытой части:
 не загадаются,- и как бы не мечтать!
 Пусть нет "шаров"*, но есть шум "водопада"*;
 а слово и молитва, что звучит
 из уст того*, кому туда не надо,-   
 он сам об этом честно говорит!*   


 ( в д с ) - в данном случае на фото постер фильма А.Тарковского "Сталкер" 1979г.
                -|-
(*) - Абстрагироваться - это значит целенаправленно отвлечься от чего - либо,
      выделить самое главное, на что обращаешь свое внимание ( объект, явление,
      ситуация ). ( в д с ) - речь идет о пересмотре своих предпочтений, более
      ранних убеждений, по случаю неопытности и в какой - то мере глупости...

(*) - Надежда - надежда каждого персонажа в фильме - притче Андрея Тарковского
      "Сталкер" понятна и осязаема;
      Писатель - потерял вкус к жизни, он уверен,что зона подарит ему вдохновение
      и новые идеи...
      Професор - герой аналитического ума, преследует четкую цель. Зона для
      професора - место повышенной опасности...
      Каждый из героев, этого замечательного фильма,столкнулся с внутренними
      противоречиями...
      По мнению професора,невозможно управлять мечтами,которые находятся в вышей
      Душе. Это бессознательный процесс... Именно професор намеривался взорвать
      комнату и имел при себе бомбу, понял, что это действие бессмысленно...
      И только ( получается ) Сталкер уверен в своей надежде, и только ему зона
      дает все, что ему необходимо, что его влечет с каждым разом в эту тишину и
      покой...
      "... когда прокручивал надежды в голове..." - личные несбыточные надежды,
      мечты, иллюзии, каких хватает с избытком у всех молодых фантазеров :)

(*) - "...летели камни, гаечки с бинтом..." - ( в д с ) - речь идет о так
      называемой разведке, когда Сталкер, чтобы проверить - можно ли идти дальше
      или нет, кидал камни, и гайки,- привязав к гайкам перед этим длинные
      отрезки бинта...

(*) - "...от пикника остался мелкий мусор..." - речь идет о фантастической
      повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". Своими словами: что может
      остаться от пикника; фантики, бутылки, следы от костра... Все то, что в
      принципе и осталось от книги в фильме А.А.Тарковского "Сталкер", отличия
      на лицо, и если вдаваться в подробности, то сценарий был совместным,-
      режисера и писателей...

(*) - "А фильм Тарковского чуть позже пропустил..." - речь идет о фильме
      "Сталкер" А.Тарковского, о разном прочтении этой знаменитой повести "Пикник 
      на обочине" братьев Стругацких:
      Аркадий Натанович; 1925 - 1991 гг.,и Борис Натанович 1933 - 2012 гг.,- и о
      том, что Тарковский, как поэт высказал свои надежды в фильме...

(*) - "...все радужные пятна сквозь диффузор..." - ( в д с )- продолжается линия
      различий и конкретно в антураже фильма; радужные пятна - это масляные пятна
      на воде, которые качаются у берега, под водой всякий хлам,когда - то служив
      ший людям, отработанный, выброшен...
      Диффузор ( в аэродинамике )- профилированная часть канала(трубы),в которой
      происходит замедление потока... Так и фильм Тарковского пропустил давление
      и статику ( неподвижное ) сквозь замедленный диффузор, где перепад
      статического давления меньше, чем на участке прямого направления фантасти-
      ческой повести братьев Стругацких "Пикник на обочине"...

(*) - "Пустышка" - это два медных диска с блюдце, миллиметров пять толщиной, и
      расстояние между дисками мм четыреста, и кроме этого расстояние между ними
      ничего нет...В предметах существует какая - та сила, потому что прижать или
      растащить эти диски никому не удавалось... В фильме "Сталкер" - "пустышка"
      отсутствует совсем, есть "Тайная комната" к которой стремятся герои, чтобы
      исполнить свои желания...

(*) - "...опустил..." - слово подчеркивает, что Тарковский не сделал упор на
      точность с повестью братьев Стругацких "Пикник на обочине" и сообща с ними
      исключил в своем фильме визуальные эффекты, какими была нашпигована
      фантастическая история в самой книге... связь была и с нехваткой по тем
      временам спецэффектов, в основном это были совмещенные кадры и мультипли -
      кация...

(*) - "Зона" - это территория отчуждения на которой произошел визит пришельцев в
      фантастической повести"Пикник на обочине",а также в фильме "Сталкер" 1979г.

(*) - "Как Сталкер быть апостолом не в силах..." - ( в д с ) - речь идет о герое
      фильма А.Тарковского "Сталкер" т.к. отличие персонажа с повестью братьев
      Стругацких "Пикник на обочине" - слишком заметен и не вооруженным взглядом
      ( мельком )... В книге, Сталкер, мародер - Зоны; он ищет и продает
      артефакты, торгует загадками Зоны. В фильме Сталкеру, Тарковский, опять же
      по совместному сценарию с братьями Стругацкими, дает образ апостола,- он -
      Сталкер, приходит в Зону как на свидание с тишиной и покоем...

(*) - "...не привыкать мне пожертвовать собой  (!)" - ( в д с ) - текст
      подчеркивает сомнения ( неуверенность ) т.к. и в фильме - и в книге
      отмечена ( прописана )некоторая отрицательная черта главного героя
      ( персонажа ),когда он жертвует другими жизнями,для достижения своих целей.
      В книге он жертвует юношей, а в фильме "Сталкер" 1979 г., предлагает тянуть
      жребий и мухлюет со спичками...И в книге и в фильме четко показывается
      страх героя перед Зоной.

(*) - "Как гнида, наслаждается здесь властью..." - речь продолжается о жребии,
      где Сталкер специально подсунул длинные спички, после всего этого между
      спутниками разгорается спор и они сомневаются в бескорыстности Сталкера,
      именуя его "гнидой". Слова одного из спутников: "...и спичку мне подсунул
      с длинным концом. И ты, гнида,решаешь,кто из нас должен умереть,а кто нет.
      Ты даже в комнату не заходишь - зачем? Тебе достаточно наслаждаться твоей
      властью."

(*) - "Свои минуты в дальней, скрытой части не загадаются..." - ( в д с ) - речь
      идет о фильме "Сталкер"; по фильму главный персонаж-Сталкер и его спутники
      не сделав то, о чем они мечтали,что постоянно проворачивали в своей голове,
      вернулись в город... А в книге Сталкер,найдя "Золотой шар"загадал желание,
      что прокричал ему спутник перед гибелью...

(*) - "Шары" - речь идет о повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", где
      есть "Золотой шар", по всей видимости, если на Земле несколько таких "Зон",
      то и "Шаров" получается тоже... Еще в этом есть отрицание т.к. в фильме о
      "Золотом шаре" не упоминается совсем...

(*) - "...но есть шум "водопада"..." - в этом случае речь идет о фильме
      А.А.Тарковского "Сталкер". В фильме существуют искусственные ( заросшие )
      протоки воды и такие же водопады,где вода создает нарастающий звуковой фон.

(*) - "...из уст того, кому туда не надо, он сам об этом честно говорит!"-( вдс )
      - речь о высказывании главного персонажа Сталкера на издевательские
      замечания одного из спутников, про то что он сам ( Сталкер ), не  заходит в
      комнату, и что он гнида... Позже Сталкер скажет: "Я - гнида, да, гнида:
      хочу, чтобы таким же как я, несчастным людям,оставался в жизни этот кусочек
      счастья - эта комната."

(*) - "... и слово, и молитва, что звучит из уст того..." - речь идет о главном
      герое ( персонаже )Сталкере;на протяжении всего пути ( спутников на Зону ),
      можно ни раз слышать,как Сталкер молится... это подтверждает образ апостола
      и блаженного. Подтверждают это и умозаключения - слова жены главного героя
      в конце фильма: "Вы наверное уже поняли. Он блаженный..."


PS:
      Фильм и книга оставляют совершенно разные впечатления. Словно две разные
      истории с одной моралью.
      Страсти - это доминирующие чувства человека.
      Страсти характеризуются энтузиазмом и сильным влечением к объекту страсти.
      Объектами страсти могут быть; люди. предметы, идеи...
      Страсти - сильные чувства, с трудом управляемые рассудком;вызывают ощущения
      страха, ужаса, страдания, мучения...
      Только надежды могут помочь в безвыходной ситуации, только с ними человек
      остается человеком.

      *            *       *     *   *   *     *       *            *


Рецензии