1997. Без системы или Кислота жизни
Ты встретил здесь тех, кто несчастней тебя;
Того ли ты ждал, того ли ты ждал?
Борис Гребенщиков
___________________________________________
1. Факты
Разумное всегда жестоко
Действительное — ловкость рук
Дверной глазок объемля оком
Смотрю в конкретное «вокруг»
Там три посылки теоремы:
Телега, танк и «Мерседес»
Скрипят без дела, баз системы
Не за «Итоги», за «Процесс»
Засушен приводной ремень
Синдромом утолённой жажды
Судеб, событий, перемен
Мы ждали, и дождался каждый
Гремят короны, блещут латы
Кувшин уж полон, вот он — бал
Все хипаны и панки взяты
Кто в рай, кто в телесериал
Чуть на порог — как на войну
Не правда ли, уже не в новость
Прыжки не в высь и в глубину
Всё больше с поезда на поезд
Здесь разбиваются сердца
Здесь оставляются надежды
За неимением глупца
На спор сбираются невежды
Всё больше старых ощущений
Всё меньше новых перемен
Минуло время превращений
И государственных измен
Что происходит? Распродажа
Везде, повсюду и всего
Я продаю песок на пляже
А то — и виды на него
И в русле высохшей реки
Воды в помине не осталось
Корректные нерыбаки
К плывущим соблюдают жалость
Теперь, как херувим на дне
Мир погружён в круговращенье
Процессов взятия извне
Обрядов самоочищенья
Отвага — зажигать весь свет
Боязнь — не преступить порога
Предположить, что Бога нет,
Но всё ж, не меньше верить в Бога
Внук давних молчаливых дней
Испытывает благодарность
За то, что говорит «о'кей»
Таланта скромная бездарность
За то, что он смолит «Верблюд»
Терзая шоколадомарса
За то, что сей рабочий люд
Читает Маркеса, не Маркса
Мой крест незним ни Сыну, ни Отцу
Твоей стене не миновать Берлина
Внемлите! Ныне катится к концу
Двадцатый век. Сердца — из нафталина
Его заветы из немногих фраз
Его цветы, сокровища и войны
Как результат, соединились в нас
А потому сегодня мы спокойны
Продуктам нынешним бесспорно
Учёт не нужен и контроль
Вперёд, вперёд дорогой торной
Игры сюжетно-ролевой!
Ряд бесконечный членов ряда
Конечных сумм не превзойдёт
Как мало есть, которых надо
Как много есть наоборот
2. Снова факты
Как мало есть, которых надо
Как много есть наоборот
Не отдохнуть под звездопадом
Пожалуйте в звездоворот
Смешались векторы потока
В асимптотической трубе
Который год Заря Востока
Сама восходит по себе
И будет день!? Быть может, нет?
Кто знает, небеса капризны
За той Зарёй стремлюсь вослед
Слепой [,] от осознанья жизни
Судьба напутствует: плыви
Сквозь полубеды-полусчастья
В театре происки любви
А в баре поиски причастья
Не лучше ль с новой переменой
Забыться, избежать, забыть
Сжигая чудные мгновенья
Земные небеса коптить?
Так жить, испытывая вкусы
Лет десять-двадцать-двадцать пять
Слегка смотря вперёд по курсу
Слегка оглядываясь вспять
Средь обстоятельств общей силы
Мостов, шлагбаумов, дорог
Портрет единственный и милый
В укромный спрятав уголок
Своих отчаяний боюсь
И, данью собственных пророчеств,
Быть может, там и окажусь —
В кругу десятом одиночеств
Бывали дни длиной в года
Вонзались в душу мыслей свёрла
Но вязнет слово «никогда»
Свинцовой пулей где-то в горле
И снова «never say […] again»
Что будет — было и осталось
Обрывки фраз, ключи дверей
Надежды [,] боль, мечты [,] усталость
Зеленоглазая Весна
Властительница снов и счастий
Что делать, если ты одна,
Неразделимая на части
Что дальше? Выход из пике?
Преодоление порога?
А, может, дело в тупике
И лишь одна назад дорога?
Страдая сутки напролёт
То плачу, то бросаюсь с башни
Но всё же день не настаёт
Неповторимый день вчерашний
Известно, в чём моя вина
Любя, противиться природе
Не делать воду из вина
Не прятать золото в породе
И, в сущности, я был таков
Сомненью данным на потребу
Растущим, как растёт морковь
Скорее вглубь, чем вширь и в небо
Вот две души с одной ногой
И теоретик, и эмпирик
Нет, я не Фауст, я другой
Уже испытанный алхимик
Живущий целые века
Во имя капли эликсира
Не нужный никому пока
За редким исключеньем, в мире
Чуть-чуть умеющий играть
В обычные разлуки-встречи...
Но если камни собирать,
То философские, конечно
Плывёшь ли с песней через Стикс
Иль прячешься за дверкой шкафа
С планеты А до точки Икс
Не достучишься телеграфом
3. Опять факты
С планеты А до точки Икс
Не достучишься телеграфом
Не Ренессанс — римейк, ремикс
Вселенный умножают трафик
Где нынче руль, почём ветрило
Не знает даже Брайтон Бич
Уже всё было, было, было...
Модерн и ретро, гранж и китч
Кто виноват? Земля и Небо
И крыша наперекосяк
Есть песня, значит много хлеба
Предтеча вечности — пустяк
Текущий день легко и просто
Являет персонаж былой
То витязя на перекрёстке
То Леди Золушку с золой
Вот Дон Кихот с Прекрасной Дамой
Вот Штирлиц с пулей у виска
Тысячелетних ожиданий
Тысячелетняя тоска
А Гамлет кто? Он был иль не был?
Он Сын, а значит за Отца
Ужель обременяет небо
Одна пропащая овца?
Вёрст по шоссе до Рубикона
Такое же число, как встарь
Многозначительны иконы
Лишь плачет ртутью кино[-]варь
Полжизни за строку ГБ
Полцарства за билет Мавроди
Мы все принадлежим судьбе
Ещё — принадлежим природе
Вспять не поворотили реки
И стали просто, кем могли
Ловцами лишних человеков
Пока что щёлочью земли
Быть может, век, вослед грядущий
Иной расклад преподнесёт
Разумно мыслящих и ждущих
В другие дебри занесёт
И толпы новых паладинов
Ещё послужат новостям
Пока ж пути исповедимы
Резонно следовать путям
В ближайшем мысленном пределе
В координатах мировых
Я остаюсь как бы[л] при деле
Точнее, при ролях былых
Разборною игрушкой «Лего»
На испытательном столе
Зелёным деревом под снегом
Когда-то выпавших проблем
Звучащей вслух субдоминантой
В стоячей музыке воды
Потенциальным эмигрантом
Своей питательной среды.
Покуда есть альтернатива
Дотоле будет суета
Распалась жизни перспектива
Открылась жизни кислота
Всё бдит всевидящее око
И циркуль замыкает круг
Разумное всегда жестоко
Действительное — ловкость рук
4. Комментарии
Не за «Итоги», за «Процесс»— «ИтогИ» — телепрограмма НТВ, «Процесс» — роман Ф. Кафки.
За неимением глупца / На спор …— А.С. Пушкин обращался к Музе со словами: «И не оспоривай глупца».
Что происходит? — Первый основной вопрос русской интеллигенции.
… песок на пляже/ А также виды на него — Согласно мнению Бориса Гребенщикова, «торговля открытками с видом на пляж» — одно из двух достойных занятий для тек, кто выше нуля.
Таланта скромная бездарность — По мнению Иоганна Вольфганга фон Гёте, скромны только бездарности.
Заветы из немногих фраз — Подразумевается цитата из песни группы «Аквариум». «Электрический пёс»: «Но есть эпиграф, вот несколько фраз/ Мы выросли в поле такого напряга/ Где любое устройство сгорает на раз».
Учёт не нужен и контроль — В.И. Ленин полагал, что первоочередными задачами Советской власти являются учет и контроль.
Ряд … конечных сумм не превзойдёт — Речь идёт о математическом объекте, бесконечном числовом ряде, члены которого уменьшаются настолько быстро, что даже сумма их бесконечного количества имеет конечное значение.
Слепой [,] от ощущенья жизни — Знак [] (скобки квадратные)при записи правил языков программирования означает, что помещенный в них фрагмент текста можно либо читать, либо не читать. Далее по тексту данный знак употребляется в аналогичном смысле.
В кругу десятом— «Десятка» — центр мишени.
… never say [...] again – В кавычках подразумевается ещё одно слово «never». Таким образом, автор имеет в виду два варианта перевода английской фразы: «Никогда не говори «никогда» и «Никогда не говори ещё раз».
Что делать? — Третий основной вопрос русской интеллигенции.
… с песней через Стикс — Согласно древнегреческому мифу, Орфей посредством песни уговорил Харона перевезти его на ладье в царство Аида.
Кто виноват? — Второй основной вопрос русской интеллигенции и одновременно песня группы «Воскресенье».
Есть песни, значит много хлеба — Логический вывод из цитаты Л.И. Брежнева в книге «Целина»: «Есть хлеб — будет и песня».
Сын, а значит, за Отца — «Сын за отца» — боевик киностудии «Беларусьфильм» снятый в 1996 г.
Киноварь — Соединение ртути и серы, природный минеральный пигмент для приготовления краски.
Кино-варь — Имеется в виду коммерческое, так называемое «кооперативное» кино 90-х годов прошлого века.
… за строку ГБ — 1) ГБ=Б.Г. 2) ГБ = КГБ (Комитет государственной безопасности СССР).
… щёлочью земли — при химической реакции нейтрализации из щёлочи и кислоты образуется соль.
Звучащей вслух субдоминантой — Субдоминанта в теории музыки — вторая нота в основном тональном аккорде, наряду с тоникой и доминантой.
… всевидящее око … циркуль — Элементы масонской символики.
Свидетельство о публикации №120070102754