С кем вы, мастера культуры

Вчера принял участие в споре: может ли писатель быть идеологом? И с кем быть творцу – с властью или с народом? Спор старый, да и бесполезный, в общем-то…
Как можно скрестить серого бегемота с белой мышью, если природа этих существ абсолютно разная?! Когда власть требует от творца политической лояльности – это всегда смешно. Ведь творчество – это, прежде всего, свобода воображения и мысли!
Мои некоторые приятели (в прошлом – неплохие поэты и писатели!) во второй половине жизни вдруг совсем перестали писать. Или пишут такое, что не хочется даже брать в руки!
Но когда массовый потребитель требует от творца «жечь на злобу дня» – считаю, что это вторая крайность, никогда ни к чему хорошему не приводящая.
Глубоко мной уважаемый писатель и мыслитель Виктор Ерофеев как-то сказал: «Хуже любой власти в России может только быть кровавый русский бунт!» (перефразировав Пушкина, с его бессмертным: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный»).
Бунт в России никогда не приводил к позитивным изменениям, не Разинский, ни Пугачевский, ни Ленинский… То служилых людей сажали на кол, то фонарные столбы в Петербурге были увешаны городовыми (как в Октябре семнадцатого года).
…Уральские события и весь этот религиозный хайп, поднимаемый схиигуменом Сергием – очень опасная забава всех наших радикалов, красных революционеров, царепоклонников-монархистов и присоединившихся к ним православных писателей-патриотов.
Портреты убиенного царя Николая Второго рядом с портретами Сталина – вся эта жуткая идеологическая мешанина! – лишь популистский трюк данной гоп-компании, состоящих из бывших уголовников и уволенных ментов, переодетых в казаков. И направлена на расширение собственной идеологической базы, на стремление запустить процесс сепаратизма в масштабах всей страны.
Урал, Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ – очень опасные зоны, где зреет серьёзное недовольство существующей властью, подогреваемое ненавистью к Москве и ко всему культурному и западному.
Но почему именно сейчас пошло это бурление? Возможно, Власть сама заигралась с этими ряжеными казачками. С постоянной травлей всего Западного и просвещенного…
(Помните Пушкинскую площадь прошлого года в Москве?)
…Я знаю большое количество деятелей культуры, что сочувственно относятся ко всем этим брожениям. Хотя и публично молчат, держа фигу в кармане! Они устали от полицейского хамства и несправедливости правовой системы. Но сможет ли власть сделать правильные выводы? И увидеть за спинами бородатых деятелей озлобленный лик народа?
Всё намного серьёзней, чем лежит на поверхности. И даже события с «Норникелем» вызывают реакцию ненависти не только к одному бизнесмену Потанину, но и ко всему олигархическому классу в целом…
«Боже, храни Россию!» – произнёс российский самодержец Николай Второй и отрёкся от престола, деморализовав своим поступком и армию, и государство в целом.
Хочется и сейчас повторить: «Боже, храни Россию!» Прежде всего – от неё самой! (А не от Запада, погрязшего в бунтах и геях; не от Америки, что трясут, как грушу, 12 % чёрного населения, а оставшиеся 88% белых послушно стоят на коленях и просят у них прощения – за рабство, сгинувшее уже больше полутора веков назад!)
Нам надо самим думать, что будет завтра с нашей страной, с нашей удивительной культурой, что досталась нам в наследство, с нашей наукой и образованием. Может, хватит уже строить церкви и мечети вместо школ и больниц? Сокращать музеи и библиотеки, расчищая дорогу мракобесам всех мастей?
Уральский Сергий – это лишь первая ласточка…
«С кем вы, мастера культуры?» – вопрошал Максим Горький. Но когда его любимые большевики победили, то подобные вопросы отпали в России сами собой.
Так вот, хочется ответить: «Я – со здравым смыслом и с Россией!»


Рецензии