От чего отказался Есенин-18

ОТ ЧЕГО ОТКАЗАЛСЯ ЕСЕНИН

Литературный анализ

(Продолжение)

Итак, творческое взросление поэта неразрывно связано с ростом духовным, то есть с началом постижения Истины Христовой, с началом применения Её законов в оценке мира и самого себя. Вершиной этого внешне невидимого похода всегда были и всегда будут глубина и правдивость видения жизни земной, а по большому счёту непреклонное отрицание зла, несправедливостей, гадостей бытия, призыв к изменению мира на основе безупречных Божественных Заповедей, высших критериев человеческого существования.

Можно об этом обязательно-неотвратимом явлении сказать и по-другому. В нём точнейшее отражение закона искушения, суть которого в осознанном признании ошибочности атеизма, возвеличивания во многом ограниченных способностей человека, отхода от вековых русских христианских традиций. Ну и понятно — в возвращении к Христовой вере в её более глубоком постижении, понимании.

Творчество Сергея Есенина — лучшее подтверждение закономерности, открытой святителем Василем Великим. Оговорюсь, что нам с нынешним исследованием крепко повезло. У гения нашего — подчеркнём ещё раз — нет ни одного произведения, где бы он покривил душой, вышел из послушания совести, жизненной правде. Не потому ли так искренни и чисты первые есенинские опыты в стихах — признания в любви Спасителю, Богородице, созданной Господом Природе?

Много можно привести стихов на эту тему. Мы ограничимся одним, в котором поэт искренне говорит о своём христианском чувстве, зрелом, ярком уже в 19 лет:

*       *       *

Чую радуницу Божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.

Он зовёт меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный дух от Бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В Богородицын покров.

При такой крепкой православной вере невозможно было предположить, что не пройдёт и года, как сердце Сергея закружит сатанинская революционная страсть восстать против Спасителя. Но губительно-спасительное искушение проснулась:

*       *       *

Не ищи меня ты в Боге,
Не зови любить и жить...
Я пойду по той дороге
Буйну голову сложить.

По дороге бунтарской, на которой, действительно, тысячи россиян сложат буйные головы. Сложит и наш герой, лучший лирик и трагик эпохи… А пока революционный вихрь («Ветер, ветер На всём Божьем свете». — Блок) подхватил поэта и понёс по несбыточным мечтам и надеждам. Крушила православие безумная большевистская власть.  Не отставал от её разрушительной гордыни и Сергей Есенин. Та «прославляла» себя иудейскими, безбожными делами, а герой нашего эссе — воистину кощунственными строчками. Их мы уже приводили, однако приведём ещё раз, подкрепив соседним (по той же поэме «Инония») четверостишием:

Время мое приспело,
Не страшен мне лязг кнута.
Тело, Христово тело,
Выплёвываю изо рта.

Не хочу восприять спасения
Через муки его и крест:
Я иное постиг учение
Прободающих вечность звезд.

Новый революционный пророк постиг иное учение. Какое же? А вот такое — революционное, марксистское, перенятое у отцов  ложной (потому что без Бога) демократии:

Я сегодня рукой упругою
Готов повернуть весь мир…
Грозовой расплескались вьюгою
От плечей моих восемь крыл.

Вот и принялись переворачивать созданный Творцом, но дюже подпорченный за века людьми, Творца явно забывшими. И в 17-ом году пере-вернули!  Взахлёб возвестил об этом Есенин:

Радуйся, Сионе,
Проливай свой свет!
Новый в небосклоне
Вызрел Назарет.

Новый на кобыле
Едет к миру Спас.
Наша вера — в силе.
Наша правда — в нас!»

*        *        *

В юношеские годы, в пору увлечения шедеврами Гоголя, Есенин обратил внимание на, казалось бы, парадоксальные мысли о том, что цивилизация несёт духовную гибель человечеству. Гибель неизбежную, если будут забываться нравственные заветы Господни. Это доказывали литературные труды самого Гоголя («Мёртвые души», «Петербургские повести»), Пушкина («Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка», «Повести Белкина»), Лермонтова («Печорин»), Гончарова («Обломов», «Обрыв», Тургенев (всего его романы).

Есенин и сам взялся было за эту глобальную тему (повесть «Яр», стихотворение «Мир таинственный, мир мой древний»), да сбила заманчивая идея, вихрем ворвавшаяся в русские пределы, — идея построения самого справедливого строя на земле, строя народного, строя социалистического. Может быть, в этом спасение мирового  «цивилизованного» развития?  Но — без Бога? Да — без Бога! Однако с настоящими, наконец-то реализованными Свободой, Равенством, Братством, которых за всю длинную историю не знали люди земли. И недаром гениальный Блок стал на сторону восставших «двенадцати». И «двенадцать» восстали недаром. Наступает эра духовного рождения народов, осознания своих сил и богатырских возможностей, время изменения мира для счастья людского. И вести прозревающие массы к этому счастью обязан поэт-пророк.

Листьями звёзды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и на небесах!

Души бросаем бомбами,
Сеем пурговый свист.
Что нам слюна иконная
В наши ворота в высь?

Нет никаких преград в этой святой борьбе, всё преодолимо, всё оправдано.

Если это солнце
В заговоре с ними, —
Мы его всей ратью
На штыках подымем.

Если этот месяц
Друг их чёрной силы, —
Мы его с лазури
Камнями в затылок.

Разметём все тучи,
Все дороги взмесим,
Бубенцом мы землю
К радуге привесим.

Ты звени, звени нам,
Мать-земля сырая,
О полях и рощах
Голубого края…

(Продолжение следует)


Рецензии