Забытые имена2. Лев Иванов балетмейстер

 Лев Ива;нович Ива;нов (1834—1901) — русский артист балета, балетмейстер, балетный педагог. Исполнял ведущие роли классического репертуара и характерные партии. В балетмейстерской работе большое значение придавал музыке, видя в ней источник хореографической образности.

"ОН НАУЧИЛ "ТАНЦЕВАТЬ" РУКИ...
2 марта 1834 года пришел в этот Мир ЛЕВ ИВАНОВИЧ ИВАНОВ, артист балета,балетмейстер, балетный педагог, реформатор мировой хореографии, тот, которого называли "душой балета", автор "Танца маленьких лебедей".
До Льва Ивановича во всех балетах все "крылатые существа" были снабжены крыльями. Он произвел целую революцию в классическом балете, отказавшись от больших крыльев и вопреки классическому канону сочинил движения рук, которые передают взмахи лебединых крыльев. Единственные крылья, сохранившиеся в двадцатом веке в балете, - это миниатюрные крылышки Сильфиды, перешедшие в балет "Шопениана".
Кроме Этого, все массовые ("лебединые") сцены балета перестали быть "декорацией" или служить лишь обозначением места действия. Одна из гениальных находок автора - символический язык массовых действий, которые словно вторят основным позам и жестам главной героини.
У Льва Ивановича брали свои первые балетные уроки многие будущие звезды русского балета.."

 Рожден под звездой силы и успеха в работе.Умер в 67 лет?!(рано).По циклам судьбы умер на пике силы,а это означает - насильственная смерть.Предполагаю отравление.

 Огромный потенциал Льва позволили ему быть в разных амплуа.С 1869 года, когда после отъезда из Петербурга А. Сен-Леона, занимавшего должность главного балетмейстера петербургской императорской труппы, на его место был назначен М. И. Петипа, Л. И. Иванов занял положение первого танцовщика и мимика императорского петербургского балета. Однако довольно скоро он уступил первенство П. А. Гердту. Сам же он, уйдя с первых партий, занялся режиссурой и балетными постановками. С 1882 года режиссёр, с 1885 второй балетмейстер Мариинского театра, помощник М. И. Петипа.

 Чем обосновано такая уступчивость в работе - огромной добротой и кротким нравом.
 Его знаменитые ученицы относились довольно критически к педагогическим талантам своего учителя, ведь «доброта — не главное достоинство учителя классического танца, науки суровой, подчас жестокой». Так, Екатерина Вазем, одна из первых учениц Иванова, отмечала:

    Он никогда не был хорошим педагогом — главным образом вследствие природной мягкости и апатичности своего характера. Он не был способен заставить учиться и не умел поддерживать дисциплину.
    — Е. О. Вазем

 Мне хочется добавить свое видения Льва Иванова.Я сам долго занимался танцами и ценю тех балетмейстеров,которые ставят ДВИЖЕНИЕ ОТ МУЗЫКИ.Тогда красота хореографии выходит на первое место и сюжет становится Единым в Образе Движении и Музыке.Обычно хореографы ставят движения отдельно от музыки,и получается разорванная картина движения и музыки.Лев Иванович был музыкален,он мог только на слух воспроизвести любое музыкальное произведение,услышав один только раз!Его дар видеть в музыке - Движение делало его мастером уникальных эпизодов.Музыкальность Льва давала ему видеть движения в музыке и потому он без особых препятствий мог идти за музыкой в движении.Что свойственно и мне,потому так понятно,как рождается движение внутри человека,от одной ноты до целого куплета.
 Умение не цепляться за шаблоны балетного искусства,а видеть особенности музыки и претворять ее в уникальное движение,неповторимое ранее - это дар.Этот дар интрепретируют как мягкость,а именно мягкость дает членам тела чутко реагировать на малейшее движение музыку в ту или иную сторону и чутко следовать движением тела и членами в соответствии рисунку динамичной музыки.Таких мастеров сейчас нет и потому такое отношение к Льву Ивановичу.

 Как то я отдыхал в южном городе,и жаркими вечерами ходил в кафе,где под живую музыку певца исполнялись популярные песни.И вот заметил,что кто-то стоит сзади меня и смотрит в упор на мои яркие движения в такт и образ музыки.Я,не прерывая танца,повернулся органично к этому человеку,и увидел внимательный и сосредоточенный взгляд,уже не молодого мужчины,одетого в костюм.Продолжая танцевать в образ музыки,заметил,что мужчина смотрит на мои необычные и точные движения,которые практически не повторялись.Как музыка не повторяется,так и движения несли картину неповторимых па,с четкими и выразительными акцентами на тактах и паузах.Я четко изменял такт и умел увеличивать или приостанавливать движения,уходя в разные уровни пространства.Мужчина продолжал сосредоточенно следить за всеми моими движениями,стоя в метре от меня.Вокруг все танцевали и веселились как могли,конечно их танцы были не идеальные,но простые и повторяющиеся.Я оттанцевал песню,и спросил:Почему мужчина не танцует,а смотрит за моим танцем внимательно?Мужчина сконфузился и пригласил меня за столик.Он предложил мне выпить,я отказался сославшись на невозможность красиво танцевать в пьяном виде.Тогда мужчина начал рассказывать.Он сказал что он хореограф из Москвы и его очень удивил мой стиль танца,и попросил рассказать,что это.Я ему рассказал,что танцую с детства,и что слушаю музыку и танцую то движение,которое дает музыка,а не шаблон от ума.Кроме того я рассказал,что я мастер боевых искусств и хорошо владею своим телом и могу двигать любой частью тела, независимо от самого тела.Руки и ноги,тело, могли выполнять любое сложное  движение независимо и быстро.В Японии,чтобы начать заниматься Дзю-до,отправляли своих учеников в Россию,на первых два года в балетные школы.Танец высокого уровня приравнивается боевым приемам с силовыми захватами и ударной техникой.Это БУСИДО!
 Во время нашего разговора подошла женщина и села за столик.Мужчина представил ее мне как знакомую, и попросил договорить завтра,ему нужно было поучиться у меня многому.Я танцевал еще долго и видел как зависим этот мужчина от знакомой.Я понял,что он много пьет и это стало причиной его застоя в жизни.Хореограф увидел во мне ту самую нить соединяющую музыку и движение ВОЕДИНО.Он увидел потому что был готов это увидеть,и красота танца поразила его настолько,что он стоял столбняком около меня,пока я танцевал.Его не волновало,что окружающие думали о нем как о чудаке,его волновало то,что он видит как Точно танцор преобразует Музыку в Движение.
 Ко мне много раз подходили и спрашивали о школе моего танца,видя красоту движения под музыку.Стиля такого нет,есть очень тренированное тело,способное уловить тончайшие движение музыки и синхронно показать это движение в пластике тела.Это многолетние тренировки,но Дар дан изначально,дар слышать и видеть музыку в движении.

 Я хочу показать один аспект,который открывает этот дар - Доброта!Только Добрый человек способен слышать Музыку Сфер,способен видеть музыку Сфер и способен реализовать движение в теле, соответствующее этой музыке.Лев Иванович был Добрым человеком,настолько Добрым,что этим пользовались и платили ему за мастерство в несколько раз меньше чем другим!Даже на похороны ему собирали,и это говорит о черствости душ начальства, его учеников,его близких.
 Доброта не в тренде,так сейчас могут сказать молодые.Но его тяжелая судьба,его труд остается примером нам.Когда мы помним,ценим,понимаем наших предков,и отдаем дань Доброте и Мастерству в Доброте,тогда Россия будет сильна и богата.А пока у нас в примерах писатели которые далеки от Доброты,но имеет и звания и злость в дуэлях,Россия будет жить их злостью,их карьерой,и питаться темной энергий Славы призрачных гениев.

Россия всегда была Православной,где Дар от Бога это Доброта,Любовь,бескорыстие и воля к победе.Поэтому надо уходить от шаблона "великих" и возвращаться к православным канонам заповедей,уходя от гордыни тщеславия и монументов.

 Надеюсь,что со Временем воздадут истинную славу мастеру,и начнут расследование дела покушения на жизнь Льва Иванова.Нет дел за давностью,есть забытье Доброты,глобального мира.      


Рецензии