Тайные коды классики. М. Казиник

 Михаила Казиник - скрипач, искусствовед, писатель, популизатор искусства, часть статьи.

Вопрос журналиста:
- Вы много ездите с лекциями, общаетесь с нашими соотечественниками по всему миру. Как вам кажется, они отличаются от живущих в России?

Михаил Казиник:
-Раньше я бы сказал, что они разные. Русские, живущие в России, мне ближе, потому что они идут к искусству, к свету из тьмы, а, к примеру, русские, живущие в Америке, – из нормальных домов, по нормальным дорогам, в хороших машинах, хорошо поевшие. А в России могут и вместо еды слушать Чайковского. Но вот недавно у меня было подряд два вечера в Чикаго, и после первого концерта вдруг на весь Мичиган объявили, что завтра страшный торнадо, и попросили воздержаться от выезда из дому. И буквально за час до концерта этот торнадо начался. Ко мне подбежал мой побледневший продюсер: «Михаил Семенович, все, конечно, они не приедут, это ясно. Наш второй концерт пролетит. Как жалко!». И вдруг – звонки зрителей: «мы едем»; там поваленное дерево, у кого-то отключили свет, но «мы едем»! Люди не могли открыть дверцы машин, и молодые помогали старикам удержать дверь. Люди перебегали эти метры от машины до зала. И когда я вышел на сцену, то увидел полный зал. У меня даже слезы навернулись на глаза, потому что они ведь рисковали, им же говорили, что без крайней необходимости не выходить из домов. И тут мне говорят из зала: «А это и была крайняя необходимость». Так безрассудно, наверное, может поступить только русский человек.

ЖУРНАЛИСТ:

-Что же на самом деле такое «русская культура»? Можете дать определение?

Михаил Казиник:

-Русская культура – это прежде всего язык, речь и особое понимание русской литературы, музыки и поэзии. Это великое явление. Очень много столетий Россия была закрыта, и только Петр Первый, прорубивший окно в Европу, способствовал тому, что буквально за сто лет Россия не только догнала весь мир и европеизировалась, но и показала всему миру величайшие образцы литературы, музыки, поэзии и архитектуры. Живопись пришла немного позднее, уже к XX веку – это были Малевич, Кандинский, Шагал и другие. Ни одна нация и народ, кроме разве что норвежцев, не показала миру такого быстрого духовного роста. Но когда патриоты начинают кричать «ура», я успокаиваю их и говорю: это не все вы, это только группа людей, а вы даже не освоили еще то, что они создали. Я привожу им пример. Однажды я выступал в Швеции для фермеров, и мы играли Второй квартет Бородина. Подошел 90-летний фермер и со слезами на глазах говорит: «А я думал, что умру и больше никогда не услышу моего любимого Второго квартета Бородина!». Тогда я подумал: найти бы в России такого фермера, который не хочет умереть, пока не услышит еще раз Второй квартет Бородина. Вот это и есть другой уровень. Поэтому радоваться и гордиться за русскую культуру надо только когда ты сам ее освоил, почувствовал, когда она через тебя и через твоих детей прошла. Послушайте Бородина, Мусорского, поймите Чайковского и Скрябина, тогда вы постигнете мессианство и дух русской культуры. А пока вы их не поняли – не кричите «ура». Не восхваляйте самих себя, пока не прочтете и не поймете Лескова, которому, между прочим, завидовали и Достоевский, и Толстой…


Рецензии