Бен Джонсон - Песочные часы

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ

Подумайте об этой маленькой пылинке, что на глазах у Вас,
небрежно по стеклу скользила.
Могли бы вы поверить что когда-то это тело было
И оно любило?

Как муха билось в пламени любви, терзалось,
И в пепел под желанными глазами превращалось?
Да, в смерти, как и в жизни непорочной,
Чтоб не говорили,
Покоя не находит прах, тех, что любили.

БЕН ДЖОНСОН
Перевод Дениса Говзича

И ОРИГИНАЛ

The Hourglass

DO but consider this small dust, here running in the glass,
By atoms moved.
Could you believe that this the body was
Of one that loved?
 
And in his mistress' flame playing like a fly,
Turned to cinders by her eye?
Yes, and in death as life unblest,
To have't expressed,
Even ashes of lovers find no rest.

Ben Jonson

С ещё одним стихотворением автора можно ознакомиться по ссылке
http://stihi.ru/2020/06/12/289

ОБ АВТОРЕ

Бенджамин или Бен Джонсон (Jonson) (11.6.1573, Лондон, — 6.8.1637, там же), английский драматург, поэт, теоретик драмы. Учился в Вестминстерской школе. Его первая комедия — «Обстоятельства переменились» (1597, изд. 1609). Совместно с Марстоном и Чапменом Джонсон написал комедию «Эй, к востоку» (1605), содержавшую политические намёки, за что авторы подверглись аресту. В 1616 Джонсон издал собрание своих сочинений. Оспаривая в прологах пьес творческие принципы современников, в том числе своего друга У. Шекспира, Джонсон требовал бытового правдоподобия в сюжете, однолинейного изображения характеров. Согласно своей «теории юморов», в комедиях «Всяк в своём нраве» (1598) и «Всяк не в своём нраве» (1599) толкует «юморы» как индивидуальные «странности», а в комедиях нравов — «Вольпоне, или Лиса» (1605), «Эписин, или Молчаливая женщина» (1609), «Алхимик» (1610) и «Варфоломеевская ярмарка» (1614) — как социально-типические пороки аристократии и буржуазии. В трагедиях «Падение Сеяна» (1603) и «Заговор Катилины» (1611) воплощены принципы классицизма. Джонсон написал также около 30 «масок» — пьес-аллегорий на мифологические сюжеты для придворных спектаклей.

Е.В. Корнилова.
Большая Советская Энциклопедия

Поэзия

Поэзия Джонсона, также как драма, основана на его классических учениях. Некоторые из его знаменитых стихов — точные переводы греческих или римских текстов. Джонсон, в значительной степени избегал дебатов о рифме и акценте, который поглотил елизаветинских классиков, таких как Campion и Harvey. Используя и рифму, и акцент, Джонсон подражает классическим качествам простоты, сдержанности, и точности.
«Эпиграммы» (изданные в 1616 г) являются началом жанра, который был популярен среди последних елизаветинских и Относящихся к эпохе Якова I зрителей, хотя Джонсон был, возможно, единственным поэтом своего времени, чтобы работать в его полном классическом диапазоне. Эпиграммы выражают различные отношения, больше всего, но не все их от сатирического запаса дня: недовольство женщинами, придворными, и шпионами имеются в большом количестве. Обвинительные стихи являются короткими и анонимными; похвальные эпиграммы Джонсона, включая известное стихотворение to Camden и строки Люси Хэрингтон, несколько дольше и главным образом адресованы определенным людям. Хотя это — эпиграмма в классическом смысле жанра, «On My First Son» не является ни сатирическим, ни очень коротким; стихотворение, и другие похожие, напоминают то, что более поздний возраст иногда назывался «лирической поэзией». Стихи «The Forest» также появились в первом фолианте. Большинство из этих пятнадцати стихов были адресованы аристократическим сторонникам Джонсона, но самым известным является его стихотворение, которое было написано в загородном доме «To Penshurst» и стихотворение «To Celia» («Come, my Celia, let us prove»), который появляется также в «Volpone».
Underwood, изданный в расширенном фолианте в 1640, является большей и более гетерогенной группой стихов, содержащее «A Celebration of Charis» — огромное количество любовных стихов; различные религиозные части, восхваляющие произведения Шекспира и сонету On Mary Wroth; «Execration against Vulcan» и другие. Данный фолиант также содержит три элегии, которые часто приписывались Донну (один из них появился в посмертных стихах Донна).
Также Бену Джонсону приписывают авторство известного афоризма: «Хорошая жизнь — самый неопровержимый аргумент».
Если репутация Джонсона как драматурга была тесно связана с Шекспиром, его репутация, как поэта, начиная с начала двадцатого века, была связана с Джоном Донном. В этом сравнении Джонсон представляет рыцарское направление поэзии, которая подчеркнула изящество и ясность выражения; Донн, в отличие от этого, воплощал метафизическую школу поэзии, с её уверенностью относительно напряженных, причудливых метафор и часто неопределенного выражения. Так как критики, которые сделали это сравнение (Герберт Грирсон, например), были должны до переменных степеней, открывающих вновь Donne, это сравнение часто работало в ущерб репутации Джонсона.
В его время, тем не менее, Джонсон был таким же влиятельным, как и Donne. В 1623, историк Эдмунд Болтон назвал его лучшим и наиболее блестящим английским поэтом. Это суждение было широко использовано, и сильно повлияло на младших поэтов. Основания для того, чтобы описать Джонсона как «отца» рыцарских поэм ясны: многие из таких поэтов описали себя как его «сыновья» или его «кланом». Во всех этих отношениях Джонсон может быть расценен, как самое важное лицо в предыстории английского неоклассицизма.


Рецензии