Телевизор. Роальд Даль

Есть вещь важнейшая одна,
Детей касается она,
Не позволяйте НИКОГДА,
Чтоб телевизора среда
Их затащила бы в пучину –
Долой из дома дур-машину.
Они ложатся на полу
И пялятся на ерунду,
С коробки взгляд они не сводят,
Уже глаза с орбит выходят
(На той неделе видел я в одной квартире,
Глазные яблоки катились, штуки три-четыре).
Сидят и смотрят, смотрят и сидят,
Ни есть, ни пить, как под гипнозом не хотят.
Они как будто бы в дурмане
От хлама жуткого, что на экране.
Ах да, ведь с ним они смиренны, как овечки,
Не лезут на окно и не подходят к печке,
Они не будут драться и играть,
Вы можете готовить и стирать,
И перемыть посуды целый таз,
Но вы задумались хоть раз,
Как эта жуткая «телеиконка»
Влияет на любимого ребенка?
ОН УБИВАЕТ ВСЕ ОЩУЩЕНИЯ!
НЕТ УЖ НИ КАПЛИ ВООБРАЖЕНИЯ!
ГОЛОВА КАК ПОМОЙНАЯ ЯМА!
РЕБЕНОК СТАЛ СКУЧНЫМ ОТ ТЕЛЕДУРМАНА!
СКАЗКИ ОН НЕ ПОНИМАЕТ,
В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ НЕ ГУЛЯЕТ!
ИХ МОЗГ СТАЛ МЯГКИЙ СЛОВНО СЫР!
А УМ УЖ ПРОРЖАВЕЛ ДО ДЫР!
ОН ЛИШЬ БЕЗДУМНО ВИДИТ МИР!
«Ну, хорошо, чтоб чад спасти,
Мы телевизор можем унести,
Но как тогда детишек развлекать,
Вы не могли бы подсказать?»
«А как, скажите, господа,
Вы забавляли их, когда
Этот монстр теле-няня
Был ещё в далеком плане?»
Вы забыли? Где ответ?
Мы раскроем вам секрет:
ОНИ ЧИТАЛИ И ЧИТАЛИ,
А после снова продолжали
ЧИТАТЬ ещё. Великий Скотт!
Его читал раскрывши рот!
От книг у нас ломились полки!
В шкафу не закрывались створки!
И на кровати у подушки
Ждали меня книги-подружки!
Такие чудесные добрые саги,
Где были драконы, феи и маги,
И дальние страны, и острова,
Где сушит вёсла воришек братва,
Пираты в шляпах и ярких штанах,
Галеры под парусом на волнах,
И людоеды вокруг костра,
Но готовят они там не осетра
(Пахнет так вкусно, что там такое?
Ой, Пенелопа, как ты попала в жаркое?)
Беатрис Поттер для юных чтецов,
Где Мистер Тод среди подлецов,
Поросёнок Бланд и бельчонок Орешкин,
И Миссис Тигги-Мигл, конечно.
Как верблюд получил горб, наконец,
Как обезьяна потеряла крестец,
И Мистер Жаба большерот,
И Мистер Крыса, и Мистер Крот.
О, что за книги они знавали,
Те дети, что давным-давно проживали!
Мы молим, мы просим, пожалуйста, ну,
Выбросьте эту ТВ-ерунду,
А на его место поставить возможно
Чудесную полку и книжек немножко.
А потом ещё больше книг добавляйте,
На косые взгляды внимания не обращайте,
Пусть кричат, кусают, пинают,
Пусть даже метлой вас прогоняют,
Не бойтесь, поверьте молве,
Что через неделю или две
От пустоты в своей голове
Они почувствуют нужду
Прочитать хоть книгу одну.
И так начнут – о, боже мой!
Увидите, само собой
Сердца наполнятся добром,
И словно поразит их гром,
Как восхищались теле-ведром!
Что видели в экране мерзком,
Отвратительном, неинтересном!
И позже ваш ребенок каждый
Полюбит вас больше и спасибо скажет.

***

Roald Dahl
Television

The most important thing we've learned,
 So far as children are concerned,
 Is never, NEVER, NEVER let
 Them near your television set —
 Or better still, just don't install
 The idiotic thing at all.
 In almost every house we've been,
 We've watched them gaping at the screen.
 They loll and slop and lounge about,
 And stare until their eyes pop out.
 (Last week in someone's place we saw
 A dozen eyeballs on the floor.)
 They sit and stare and stare and sit
 Until they're hypnotised by it,
 Until they're absolutely drunk
 With all that shocking ghastly junk.
 Oh yes, we know it keeps them still,
 They don't climb out the window sill,
 They never fight or kick or punch,
 They leave you free to cook the lunch
 And wash the dishes in the sink —
 But did you ever stop to think,
 To wonder just exactly what
 This does to your beloved tot?
 IT ROTS THE SENSE IN THE HEAD!
 IT KILLS IMAGINATION DEAD!
 IT CLOGS AND CLUTTERS UP THE MIND!
 IT MAKES A CHILD SO DULL AND BLIND
 HE CAN NO LONGER UNDERSTAND
 A FANTASY, A FAIRYLAND!
 HIS BRAIN BECOMES AS SOFT AS CHEESE!
 HE CANNOT THINK — HE ONLY SEES!
 'All right!' you'll cry. 'All right!' you'll say,
 'But if we take the set away,
 What shall we do to entertain
 Our darling children? Please explain!'
 We'll answer this by asking you,
 'What used the darling ones to do?
 'How used they keep themselves contented
 Before this monster was invented?'
 Have you forgotten? Don't you know?
 We'll say it very loud and slow:
 THEY… USED… TO… READ! They'd READ and READ,
 AND READ and READ, and then proceed
 To READ some more. Great Scott! Gadzooks!
 One half their lives was reading books!
 The nursery shelves held books galore!
 Books cluttered up the nursery floor!
 And in the bedroom, by the bed,
 More books were waiting to be read!
 Such wondrous, fine, fantastic tales
 Of dragons, gypsies, queens, and whales
 And treasure isles, and distant shores
 Where smugglers rowed with muffled oars,
 And pirates wearing purple pants,
 And sailing ships and elephants,
 And cannibals crouching 'round the pot,
 Stirring away at something hot.
 (It smells so good, what can it be?
 Good gracious, it's Penelope.)
 The younger ones had Beatrix Potter
 With Mr. Tod, the dirty rotter,
 And Squirrel Nutkin, Pigling Bland,
 And Mrs. Tiggy-Winkle and-
 Just How The Camel Got His Hump,
 And How the Monkey Lost His Rump,
 And Mr. Toad, and bless my soul,
 There's Mr. Rat and Mr. Mole-
 Oh, books, what books they used to know,
 Those children living long ago!
 So please, oh please, we beg, we pray,
 Go throw your TV set away,
 And in its place you can install
 A lovely bookshelf on the wall.
 Then fill the shelves with lots of books,
 Ignoring all the dirty looks,
 The screams and yells, the bites and kicks,
 And children hitting you with sticks-
 Fear not, because we promise you
 That, in about a week or two
 Of having nothing else to do,
 They'll now begin to feel the need
 Of having something to read.
 And once they start — oh boy, oh boy!
 You watch the slowly growing joy
 That fills their hearts. They'll grow so keen
 They'll wonder what they'd ever seen
 In that ridiculous machine,
 That nauseating, foul, unclean,
 Repulsive television screen!
 And later, each and every kid
 Will love you more for what you did.


Рецензии