Водолаз в царстве круглых рыб

Отвечай

Отвечай,
Далеко ли простирается
Твое тело,
Вселенная -
Человек — беспокойный нейтрон,
Оторвавшийся от ядра.
Человек,
Как в море за жемчугом,
В черный космос нырнет за звездой.
Я ныряю в скафандре в небо,
Не нащупать ногами дна…
Я лечу среди солнц и планет —
Водолаз в царстве круглых рыб.
1954
Наталья Астафьева

Наталья Георгиевна Астафьева (по паспорту Наталья Григорьевна Романова-Астафьева; 19 сентября 1922, Варшава - 3 декабря 2016) – русская и польская поэтесса, переводчица.

Водолазы

Какой-то древний царь впал в страшное сомненье:
Не более ль вреда, чем пользы, от наук?
Не расслабляет ли сердец и рук
Ученье?
И не разумнее ль поступит он,
Когда ученых всех из царства вышлет вон?
Но так как этот царь, свой украшая трон,
Душою всей радел своих народов счастью
И для того
Не делал ничего
По прихоти, иль по пристрастью,—
То приказал собрать совет,
В котором всякий бы, хоть слогом не кудрявым,
Но с толком лишь согласно здравым
Свое представил: да, иль нет;
То есть, ученым вон из царства убираться,
Или попрежнему в том царстве оставаться?
Однако ж как совет ни толковал:
Кто сам свой голос подавал,
Кто голос подавал работы секретарской,
Всяк только дело затемнял
И в нерешимости запутывал ум царской.
Кто говорил, что неученье тьма;
Что не дал бы нам бог ума,
Ни дара постигать вещей небесных,
Когда бы он хотел.
Чтоб человек не боле разумел
Животных бессловесных,
И что, согласно с целью сей,
Ученье к счастию ведет людей.
Другие утверждали,
Что люди от наук лишь только хуже стали:
Что всё ученье бред,
Что от него лишь нравам вред,
И что, за просвещеньем вслед,
Сильнейшие на свете царства пали.
Короче: с обеих сторон,
И дело выводя и вздоры,
Бумаги исписали горы,
А о науках спор остался не решен;
Царь сделал более. Созвав отвсюду он
Разумников, из них установил собранье
И о науках спор им предложил на суд.
Но способ был и этот худ,
Затем, что царь им дал большое содержанье:
Так в голосах между собой разлад
Для них был настоящий клад;
И если бы им волю дали,
Они б доныне толковали
Да жалованье брали.
Но так как царь казною не шутил,
То он, приметя то, их скоро распустил.
Меж тем час-от-часу впадал в сомненье боле.
Вот как-то вышел он, сей мыслью занят, в поле,
И видит пред собой
Пустынника, с седою бородой
И с книгою в руках большой.
Пустынник важный взор имел, но не угрюмый;
Приветливость и доброта
Улыбкою его украсили уста,
А на челе следы глубокой видны думы.
Монарх с пустынником вступает в разговор
И, видя в нем познания несчетны,
Он просит мудреца решить тот важный спор:
Науки более ль полезны или вредны?
«Царь!» старец отвечал: «позволь, чтоб пред тобой
Открыл я притчею простой,
ЧтО размышленья мне внушили многолетны».
И, с мыслями собравшись, начал так:
«На берегу, близ моря,
Жил в Индии рыбак;
Проведши долгий век и бедности, и горя,
Он умер и троих оставил сыновей.
Но дети, видя,
Что с нуждою они кормились от сетей
И ремесло отцовско ненавидя,
Брать дань богатее задумали с морей,
Не рыбой,— жемчугами;
И, зная плавать и нырять,
Ту подать доправлять
Пустились сами.
Однако ж был успех различен всех троих:
Один, ленивее других,
Всегда по берегу скитался;
Он даже не хотел ни ног мочить своих
И жемчугу того лишь дожидался,
Что выбросит к нему волной:
А с леностью такой
Едва-едва питался.
Другой,
Трудов нимало не жалея,
И выбирать умея
Себе по силе глубину,
Богатых жемчугов нырял искать по дну:
И жил, всечасно богатея.
Но третий, алчностью к сокровищам томим,
Так рассуждал с собой самим:
«Хоть жемчуг находить близ берега и можно,
Но, кажется, каких сокровищ ждать не должно,
Когда бы удалося мне
Достать морское дно на самой глубине?
Там горы, может быть, богатств несчетных:
Кораллов, жемчугу и камней самоцветных,
Которы стоит лишь достать
И взять».
Сей мыслию пленясь, безумец вскоре
В открытое пустился море,
И, выбрав, где была чернее глубина,
В пучину кинулся; но, поглощенный ею,
За дерзость, не доставши дна,
Он жизнью заплатил своею.
«О, царь!» примолвил тут мудрец:
«Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,
Но дерзкий ум находит в нем пучину
И свой погибельный конец,
Лишь с разницею тою
Что часто в гибель он других влечет с собою».
Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов (2 [13 по новому стилю] февраля 1769, Москва - 9 [21] ноября 1844, Санкт-Петербург) – русский баснописец, публицист, издатель сатирико- просветительских журналов. Известен как автор басен, таких как «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука». Многие фразы и выражения из басен Крылова стали фразеологизмами в русском языке.

Примечания
РадЕть – заботиться, проявлять усердие, старание по отношению к чему-либо.
ПристрАстие – сильная склонность, влечение.
«Другие утверждали, что люди от наук лишь только хуже стали» – намёк на трактат Руссо «О влиянии наук на нравы».
Содержа;ние (устар.) – жалование, пособие, зарплата.
ДонЫне – до наших времен, до сей поры.
ПустЫнник – человек, поселившийся в пустыне, в уединении и из религиозных соображений отказавшийся от общения с людьми, отшельник.
ПОдать – в царской России до второй половины 19 в.: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан.
ДоправлЯть – взыскивать.
ПучИна – водная глубь, морская бездна.

Басня написана в 1813 г. в Приютино по заказу А.Н. Оленина для торжественного чтения на открытии имп. Публичной библиотеки. Первая публикация: «Описание торжественного открытия имп. Публичной Библиотеки, бывшего 2 января 1814 г.», СПБ., 1814 г., стр. 99–103. Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3;х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга пятая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

Спор

«У меня, — сказало море, —
На моем глубоком дне,
Много раковин чудесных,
Много светлых жемчугов».

«У меня, — сказало небо, —
В недоступной вышине,
Утром — солнце, ночью — месяц,
А над ними Вечный Бог…»
1848
Сергей Дуров

Сергей Фёдорович Дуров (4 [16] января 1815, Орловская губерния - 6 [17] декабря 1869, Полтава) – русский поэт, прозаик, переводчик.


Жемчужная галерея

Художник Станислав Сугинтас

Станислав Сугинтас/ Stanislav Sugintas (родился в Вильнюсе (Литва) 10 марта 1969 года). После окончания школы поступил в Академию искусств в Минске и окончил ее в 1993 году. Занимался иллюстрациями, рекламой и живописью. Персональные выставки проходили в Испании (Барселона, Таррагона, Лерида, Сарагоса), в Бельгии (Антверпен), Франция (Лилль, Париж). Принимал участие в "Арт-Экспо в Нью-Йорке. Живет и работает в Минске.

Художник Ирина Слепова

Художник Ирина Слепова. Жемчужина Бога (картина сборника)

Ирина Слепова - художник-космист, принадлежит к поколению художников - носителей идей нового мышления, воспевающих одухотворенный Космос, взаимосвязь человека и Вселенной, красоту миров высших измерений, которые находятся в тесном взаимодействии и существуют как единая реальность.

Художник Антон Вишневский. Долина жемчужин

Гармония внутреннего и наружного Мира, легкость жизни протекающей через нас, проявления творца в любви мироздания. Вот, что отображает «Долина жемчужин» одним предложением. Из маленькой песчинки создаётся жемчужина, как от наших мыслей создаётся события жизни, раскручивая их в материальном мире различных масштабов. Можно увидеть лодку у которой есть начало и конец (Альфа и Омега) = где сомой сутью является сома лодка, как и жизнь человека (путь). Рядом пролетающие чайки, рождаясь в пламени трубки Мира, описывая круг своей жизни, возвращаясь в нее же. В основе картины две спирали и жемчужина творца: где первая открывает вселенную (Улитка - символ плодородия, находиться над головой женщины), а вторая укореняется в материальном мире (Дерево жизни, находящаяся у ее ног). Между открытой и закрытой спиралью, на Дереве жизни можно увидеть основную жемчужину - любви творца. Это и есть триединство: начало, процесс, завершение. Гриб, книга, яблоки, рыбы, водопад, золотое руно, драгоценные камни и многие другие элементы несут в себе философию жизни и творческого потока мышления созидательных процессов. Картина отражает высокие вибрации, позитив и процес творения.

Художник Антон Вишневский. Вкус жизни

Что в жизни самое главное? Мы можем услышать на этот вопрос, много ответов. «Вкус жизни» - раскрывает эти ответы: своей энергией, композицией в которой проигрывается гармоничная линейка событий. Напоминает нам, что необходимо радоваться настоящему времени и получать от жизни все самое лучшее, не жить в прошлом, а также не витать в облаках будущего, которое еще не настало. В этой картине вы можете увидеть все энергии Земли, а также скрытый сюжет, который является загадкой для зрителя! Проходя через пещеры, водопады и поднимаясь по лестницам, пролетая над облаками и переплыв на звёздной яхте - вы получите ответы на свои вопросы. Сочное сочетание цветов гармонизирует пространство вокруг картины, передавая радужное, позитивное настроение зрителю. Игра красок, напоминает все цвета Красного моря, создавая весеннее настроение внутреннего и наружного мира.

Антон Вишневский – неординарный украинский художник, родом из Днепра (Днепропетровска), родился 23 декабря 1985 г., Антон с раннего детства имел богатое воображение, вбирая в себя различные знания из мифологии и культуры древних цивилизаций,  эзотерики, что, несомненно, повлияло на его талант.

Картины можно посмотреть в публикации htt ps://ww w.chi talnya.ru/ work/3660060/ (без пробелов)



_________________________
Астафьева Наталья. Отвечай. https://e-verses.ru/otvechaj/
Крылов Иван. Водолазы. https://ru.wikisource.org/wiki/Водолазы_(Крылов) Аудиофайл (читает басню - ?)
Дуров Сергей. Спор. https://ru.wikisource.org/wiki/Спор_(Дуров)
Мораль басни "Водолазы" Крылова htt ps://www.literaturus.ru/2018/02/moral-basni-vodol azy-krylova.html
Антон Вишневский   htt ps://www.artsland. ru/index.php/art/view/10630/dolina-zhemchuzhin-sju rrealizm-sjurrealizm (без пробелов)
Ирина Слепова  https://nowimir.ru/GAL/063014.htm
Станислав Сугинтас https://nowymir.narod.ru/index/0-116


Рецензии