Соловей

На закате распелась душа,
Соловей подхватил мой мотив.
С ним вдвоём мы поём не спеша
О стране православных святынь.
 
Помогай же, мой маленький друг,
Чутко выверить Родины смысл —
Там, где струги и верность кольчуг,
Там, где блеск куполов золотист.
 
В нашей песне тоска о былом
Растекается в небе, как рать,
Где дружин боевым ремеслом
Русь сумели навек отстоять.
 
Ноты памяти душам близки,
И славянская трель соловья
Васильковый выводит мотив
О стране. Никого не судя.
 
А случись нам явиться на суд,
Ярым оком посмотрит наш Спас.
Он оплечной иконой всю суть
Веры видит, что в сердце у нас.
 
Мы с тобой, соловей, земляки —
В нашей песне закатной порой.
Летом ночи, как жизнь, коротки
Над  твоей и моею Москвой.


Рецензии
Добрый вечер, Владимир, простите что долго молчал. Из плюсов - образно и искренне, как всегда, чуть фонит рифма в первой строфе, но не беда - у меня это бывает гораздо чаще. И патриотизм, ощущение русскости и идентичности у вас искренние, что конечно располагает. Я только удивлен, как вы переносите мои идеи - это же словно от противного. ))) Чувство патриотизма, идентичности и сплоченности, может таить в себе огромную опасность и как правило это так. Не у Вас, подчеркиваю, но тем не менее. Так это в России, Израиле, Украине и Польше, да наверное в любом ином месте и во все времена, по самой сути явления. У меня есть об этом кое что, не слишком поэтически удачное. Вам доводилось читать статью "О патриотизме" Толстого? Это написал во всех смыслах и глубоко, эталонно русский человек, который вместе с тем, как личность и христианин, ощущал себя СЫНОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, БРАТОМ ЛЮБОМУ ДРУГОМУ И ЧЕМ-ТО ГОРАЗДО БОЛЬШИМ. И во всем огромном ворохе толстовских идей это - нравственная солидарность людей поверх любых барьеров идентичности, для меня наиболее дорога, быть может. Чувство патриотизма и идентичности - ну, это так, к слову, как Вы сам любите))) - должно кончаться там, где оно обращается ксенофобией, ненавистью к чему-то другому и барьерами отчуждения и вражды, забвением высшей ценности неповторимого человека. Однако - к прозрачному, образному и поэтически чистому чувству патриотизма, любви к родной стране и культуре, слияния с ними, выраженному у вас, всё это конечно не относится. Спасибо, с уважением.

Николай Боровой   20.05.2021 22:42     Заявить о нарушении
Рад Вашему отзыву, Николай! Это всегда для меня некоторое событие, как встреча со старым другом и умным собеседником. Да, именно так.
Вы, можеть быть, удивитесь, но я никогда (ни в мыслях, ни вслух) не называю себя патриотом. Идентичность безусловно присутствует, но ровно в той степени, которой мне хватает для некой внутренней гармонии и отрицания ксенофобии. Я, в целом, против навешивания различных ярлыков, потому что они создают клетку для мышления и ограничивают его свободу.
По поводу патриотизма. Помните, как у Пушкина: "почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью, и что дети их бегают в красной рубашке.". Чуть заменить слова - и получится о нашем времени. Видимо, такой показушный патриотизм глубоко заложен и становится неотъемлемой частью нашего коллективного бессознательного, т.е. практически архетипом.
Позиция Пушкина чётко обозначена в "Рославлеве": "" ... гостиные наполнились патриотами: кто высыпал из табакерки французский табак и стал нюхать русский; кто сжег десяток французских брошюрок, кто отказался от лафита и принялся за кислые щи. Все закаялись говорить по-французски; все закричали о Пожарском и Минине и стали проповедовать народную войну".
У того же Пушкина мне более близко: "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!"
Что касается Толстого, то возможно Вы имели в виду его книгу "Христианство и патриотизм"? По моему убеждению - это та книга, которую неплохо бы было прочитать каждому думающему человеку, поскольку даёт повод для понимания глубоких общественных процессов и помогает осознать своё личное отношение, как к государству, так и к религии.
Не могу не процитировать в рамках нашей беседы: "Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство." Точка.
Также не могу не процитировать слова одного неглупого человека, жившего в 19-м веке - С.П. Шевырева, ярого, надо признать, славянофила. "Любовь к человечеству, не применённая к нашим ближним, олицетворяемым для нас в отечестве, перерождается в отвлечённый и праздный космополитизм. Любовь к отечеству, не озарённая светом любви к человечеству, переходит в узкий или квасной патриотизм.".
С уважением,
Владимир.

Владимир Скакун   21.05.2021 18:13   Заявить о нарушении
Все верно, именно это я имею в виду. И это я имел в виду у Толстого. Цитаты из Пушкина хороши и по делу - суть официального русского патриотизма и его "метки" с тех пор не изменились. Пушкин тоже был человеком в той же мере русской, в которой европейской и общечеловеческой идентичности. Любопытно, что далее, в становлении русской классической музыки, по которому борения культурно-национальной и патриотической идентичности пролегли кроваво и знаково, сталось следующее - Рубмнштейн и Чайковский, западники и романтики, разрабатывали в Пушкине и Лермонтове экзистенциального и программно романтического плана сюжеты, в которых оба были близки Байрону, Гете и эт центра, то есть обращались к универсальной составляющей их творчества, а вот славянрфилы- стасовцы разрабатывали программно национальное.

Николай Боровой   21.05.2021 19:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.