Иван Иванович Шишкин

Есть на Каме городок , Елабуга, простой, купеческий, неброский городок.
Вот там жил небогатый купец Иван Васильевич Шишкин.   
Его широкие интересы,тяга к науке и культуре были необычны для купеческой
среды провинциального города.
В его семье в 1832 году, 25 января. родился сын, его назвали Иваном, как и отца.
 С ранних лет мальчик тянулся  к художеству и получал поддержку своего отца.
Уже в ранних, детских рисунках будущего художника ярко видны пейзажные
зарисовки – берега Камы, синие отроги гор, травы, деревья…
 в 12 лет он поступил в казанскую гимназию и проучился до пятого класса.
 В двадцать лет Иван едет в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества ,
где получил солидную профессиональную подготовку в классе Мокрицкого.
Через четыре года,по окончании училища он поступает в петербургскую Императорскую
Академию художеств, которую заканчивает с большой золотой медалью
и получает право заграничной поездки.
 После трехлетнего пребывания за границей, по возвращении своем он сходится
 с кругом художников, впоследствии  организовавших Товарищество Передвижных Выставок,
духовным руководителем которого был Крамской.
Шишкин работает вдохновенно, появляются работы «Рубка леса», «Полдень»,
 «Сосновый бор», «Лесная глушь». В 1878 он пишет картину «Рожь»,
Одно из лучших произведений, принесшее художнику заслуженную славу.
Описывать эту картину и не надо вовсе, каждый помнит это поле поспевающего
хлеба, высокие сосны, текущую вглубь пейзажа дорогу.
Восьмидесятые годы – это годы расцвета творчества художника.
Стройным аккордом в шишкинской  живописной симфонии звучит картина
«Среди долины ровныя!» Спокойную красоту пейзажа венчает огромный,
величественный дуб, а в глубине пейзажа все потонуло в  туманной синеве..
Проселочная дорога прихотливо вьется, цветут ромашки,  боярышник.
Глубокая, предгрозовая тишина царит в природе.
 "Лесные дали" – словно бы с горы открывается широкая панорама лесов,
сглаженных временем уральских хребтов, чуть поблескивает лесное озеро…
Седой Урал открывается во всем величии мощи.
 Крамской говорит: - «Когда он перед натурой, то точно, в своей стихии.
Тут он ловок. Смел, не задумывается… Я думаю. Что это единственный у
нас художник, который  знает пейзаж ученым образом…»
 Едва ли не самым известным произведением художника является
«Утро в сосновом лесу». Художник долго не показывал картину друзьям.
 Однажды Савицкий пришел к Шишкину и не застал его  в мастерской.
 Из любопытства он открыл шторку, закрывавшую мольберт и не смог удержаться,
 схватил кисти, краски и вписал  медвежат с медведицей и полотно, словно бы ожило, задышало.
Первая жена Ивана Шишкина Евгения Александровна Васильева подарила мужу
двух сыновей – Владимира и Константина, а также дочь Лидию.
 Оба мальчика скончались еще в раннем детстве.
Второй супругой Шишкина стала Ольга Антоновна Лагода, пейзажистка, ученица мэтра.
В этом браке родилась девочка Ксения.
 В последние годы творчества Шишкин добился особого успеха в передаче колорита,
свето-воздушной среды.
Картина «В лесу графини Мордвиновой», весь пейзаж окутан легким светом,
очень напряженно написана глубина елового бора, оттуда ползет ночной мрак,
и только на стволах, на зеленом мху трепещут последние отсветы солнечного света.
Сумеречную торжественность подчеркивает фигура седого лесника.
 Шишкин никогда не писал портретов. но в каждой его картине, вглядитесь.
и вы увидите воду - лужица. ручеек, озеро...
Очень редкий мотив в творчестве Шишкина – зимний лес.  Это картина «Зима»
 Деревья засыпаны снегом, на фоне чуть розоватого неба они вырисовываются
темными силуэтами.
 Еще в Москве он поражал тем, как по памяти пишет уголки родной природы.
Репин писал о  нем: -«… публика. Бывало ахнет за его спиной.
Когда он своими могучими лапами ломового, корявыми, мозолистыми от работы пальцами
начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок.
А рисунок, точно чудом… выходит еще изумительней и блистательней».
 А картину «Сосна» , каждый человек  легко узнает и сразу в душе звучать начинают строки М.Ю.Лермонтова:
               На севере диком стоит одиноко
               На голой вершине сосна
 Шишкин – художник глубокой  творческой страсти, целеустремленности, напора.
 Он умер у мольберта, работая над новой картиной.
Это было 20 марта 1898 года
Тело художника похоронили на Смоленском православном кладбище.
В 1950 году останки Шишкина перевезли на Тихвинское кладбище.
Иллюстрация. И.Шишкин с портрета Крамского.


Рецензии
Спасибо за интересный рассказ о художнике Шишкине!
Кстати, картина " Утро в сосновом бору" знакома мне ещё с детства.Несколько лет я жила на Севере,в городе Салехарде- у бабушки с дедушкой.В гостиной на одной стене висела репродукция с этой картины,а на другой- "Три богатыря" Васнецова.

Наталья Дубовик3   18.06.2020 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.