Афористика. Брюсов Валерий

1) Юноше кажется прекрасным; старцу - смешно. (Проза, “У Мецената”)
 
2) ...Кто вздумает лететь в колеснице на олимпийских играх, не умея управлять конями? Кто пустится в открытое море на челне, не зная, как взяться за вёсла? Между тем, сколько людей отдаются любви, не ведая её законов! (Проза, “У Мецената”, Овидий)
 
3) Исполнится ли твоё чаянье, и правда ли, что стихи всё равно не умрут, хотя бы никто никогда и не прочитал их? (Проза, “Голубочки - это непорочность”)

4) Он яростно начал одеваться. (Проза, “Роман из современной жизни”, Глава *) - /Некогда Чуковский, написав свою изумительную книгу о Чехове, практиковал подобные стилистические ремарки, цитируя наиболее редкостную Чеховскую манеру адаптировать, этак скажу, гротеск-реалии (всего человеческого) в банальном. - Сия фраза вполне подстать тем самым Чеховским вывертам. - от сост./

5) 

       - Ах, Фео! Совсем ты не знаешь своей матери! Разве ж у неё есть свои мысли?

       - Но ведь я её сын! 

                (Проза, “Роман из современной жизни”, Глава X*)

6) “Гениальные мысли соскальзывают с языка случайно. - объяснял Игорь, - и теряются, если их не подбирать.” (Проза, “Роман из современной жизни”, XI)

7) Если нет сенсации подлинной, они не задумаются “домыслить”. (Проза, “Роман из современной жизни”, Под стеклянным шаром, I)

8) ...В чём особенности Отелло? Это не статический образ, как, например, “Beata Beatrix” Россетти, это не излияние настроения, как стихотворение Шелли, - это образ действующего человека. (Брюсов о литературе и театре, “Театр Будущего”) - /Это яркий пример всех тех извечных ляпусов и экивоков, издавна наследуемых школой Русской критики, школой столь же ещё не вполне зрелой, сколь зачастую в себе дисконтекстной, т.е. “пренебрегающей контекстом”. Понятно, конечно, что в России юридистика беспрецедентна; тогда, как юридистика Западная - только, и изначально, прецедентна; - но так ли верно, однако, чтобы и литературная (учёная) критика, как если бы тому согласно, оставалась бы в себе также “беспрецедентной”, т.е. дисконтекстной? Критическую литературу, однако, составляет контекст; без контекста она не имеет в себе следственности, она делается не-дедуктивной. (Это как если бы обрезать все ветви у дерева и провозгласить его, оттоль, деревом жизни только потому, что оно вполне прямое и в небо зрить не мешает ветвями.) - В данном примере: какое конкретное, контекстное отношение имеет Шелли к Отелло? Шелли иже никогда не интересовала тема Отелло. Соответственно, так и труды Шелли, если и имеют контекстные связи с творчеством самого Шейкспира (безусловно, имеют!), то прежде всего с его “Королём Лиром” и истор. драмами, или с сонетами. Брюсов, однако, просто из воздуха, из одного лишь упоминания об имени автора, выводит эту псевдо-логическую, псевдо-критическую связь, а, тем самым, пусть и невольно, но дискредитирует саму природу драматического героя Шелли. (Брюсов, вероятно, едва ли читал “Ченчи”, столь походя выражая здесь своё мнение.) Это непозволительно. В своих критических выводах, в делаемых сравнениях, мы можем обращаться только к тем авторам, произведения (или же критика произведений) каковых имеет прямое контекстуальное отношение к предмету наших критических изысканий. Русски-прерусское “от вольного”, издавна разобщает Русскую литературу с Всемирной, и настолько, что делает её заведомо, как если бы незаконнорожденным бастардом. В многочисленных её продуктах; дай вам бог, если не во всех. - сост. М. Гюбрис/

9) ...Только в искусстве, особенно в поэзии и драме, художнику не только позволяется, но почти вменяется в обязанность трактовать о бесспорном! (Брюсов о литературе и театре, “Театр Будущего”)

10) ...Чехов, умноживший себя словно с помощью клише. (Брюсов о литературе и театре, Статья о “Вишнёвом Саде” Чехова)

11) В лучшей пьесе пришла к нему “идея”! <и, следом, в этом же, последнем абзаце> ...Заставлять Пегаса пахать землю!...(=, =) 

12) Перепеватели чужого, хотя бы и искренние, не нужны. (Брюсов о литературе и театре, “Об отношении к молодым поэтам”)

13) Для России, война - зло двойное, тройное. (Статьи, речи, документы 1917-1923, Проект воззвания Московских писателей)

14) ...В поэзии дорого только “завтра”! (Статьи, речи, документы 1917-1923, “В поэзии дорого только Завтра!”)

15) Пропагандировать возможно лишь живое. (Статьи, речи, документы 1917-1923, “Мы переживаем эпоху творчества”)

16) ...Слово “гипербола” объяснено там же: “линия, которая обозначилась бы на поверхности сахарной головы, если её рассечь сбоку отвесно”... (Статьи, речи, документы 1917-1923, Записка об издании словаря Русского языка) - /во мне взыграло чувство остракической сатиры - от сост./ 


Рецензии