В иллюзиях
1.
В иллюзиях своих я, как в купели.
Утопии – кармическая мгла;
Душа моя наполнена до дна
Напевами бродячих менестрелей.
В дремотности – неделя за неделей,
Забытость отражают зеркала;
Из марева холсты я соткала
Для бледных и неясных акварелей.
Размытый облик призрачного счастья…
Да так ли я хочу с ним повстречаться,
Держа себя решительно в узде?
Вполне довольно лёгкого обмана,
И я качаюсь на волнах пиано –
Младенец в нежной розовой воде.
2.
Младенец в нежной розовой воде,
На свет гляжу прозрачными глазами,
Как маятник я между полюсами
В уютной расслабляющей среде.
Но ангел надо мой прошелестел,
Сломав однообразие гризайли*.
Пред красками, как перед образами,
Мой взор тотчас восторженно прозрел.
Мне облако – почётнейшая стража
Плывущим многоцветием витражным;
Проём оконный – мира не предел.
Я каждый день встречаю обновлённой.
И шар, до миллиарда раскалённый,
Слепящими лучами ярко рдел.
3.
Слепящими лучами ярко рдел,
Титаном разогретым, летний вечер,
Заботливо укутав в бархат плечи
Сподвижнице любви и тайных дел.
Ночами ясно видятся в прицел
Лишь память и мечты – основы жизни.
В них – радости мои и укоризны –
Родник для поэтических новелл.
Без прежних драм не пишутся стихи,
Грядущее – невзрачно без стихий.
Блуждаю в перекрестии тоннелей.
Ночная оплывает пелена.
Мне веки греет тёплая волна –
Гигант на золочёной канители.
4.
Гигант на золочёной канители,
Магический пылающий очаг,
Энергия и жизненный рычаг
Цепочной непрерывной карусели.
Тепло Земле дающий перигелий*
В веках незатухающий маяк,
Алеющий степями дикий мак –
Издревле Феба* гимнами воспели.
Ярило миллиарды лет горит,
И свет его Заката и Зари
Так радостен, могуч и беспределен.
Надежда в каждом месяце весны;
Бессонница; цветные вижу сны;
Мне слышался рожок весёлый Леля.
5.
Мне слышится рожок весёлый Леля.
Купавою* я пылкой рождена,
И брызгами пьянящими полна
Душа моя от самой колыбели.
Коричневые пряди цвета эля
С оттенками кофейного зерна,
Что ж, локоны в любые времена
Опасней и сильней волшебных зелий.
Упорно я закидывала снасти:
Искала цельность, оставаясь частью;
Непонятость – как жизненный удел.
Ищу цветок заветный на Купала*,
Но снова мне довольствоваться малым –
Лист папоротник в таинстве воздел…
6.
Лист папоротник в таинстве воздел,
Молчальницей-водой Венок* уносит.
Омыться не успела в летних росах*,
Покой найти в душистой резеде.
Шестнадцать трав, как способ чудодейств*,
В кольцо сплела я, в пруд стоячий бросив.
Но вечный романтизм уже не сносен –
Ключей ненужных связка на гвозде.
Игрою в суетливые горелки
Меня не соблазнить; кострище меркнет;
Я в праздник вновь осталась не у дел.
Русалки мне тихонько напевают,
Глубокий сон меня одолевает –
Бывает ли мечтаниям предел?
7.
Бывает ли мечтаниям предел?
Для той, что много лет, сама не зная,
Носила имя с символом «другая»*,
А мыслей беспокойный рой гудел,
Как киплинговы пчёлы, налетел –
Народец малый, что напал на Стаю*-
Мне выбора однажды не оставив,
И рифмы, словно нить в иголку, вдел.
И вот живу – в стихи погружена,
Сосуд заполнен строфами сполна;
Строка подобна вьющемуся хмелю.
Уверенней звучит моя струна,
Преграды нет, и я решать вольна,
Как долго слушать Райской птицы трели?
8.
Как долго слушать Райской птицы трели?
Жемчужины новейшей из Гвиней*,
Чью роскошь нам живописал Линней*,
Легендой очарованный на деле.
Увязла в ароматном сладком геле,
Качаясь в гамаке бездумных дней,
В головушке – ни мыслей, ни идей,
Блаженства рай и лёгкость пуха – в теле.
С рождения луны до полнолуний
Бег времени замедлился певуньей;
И я погружена в глубины сна.
Меж снадобий своих я, как колдунья,
Найти хочу осколки прежних уний* –
Фантазиям навек осуждена.
9.
Фантазиям навек осуждена.
Листы средневекового романа,
Смакуя, наподобие гурмана,
Я в юности прочтя,покорена.
Едва усну - иные времена,
Герои и сюжеты – караваном;
Опять со мной отважная Джоанна*,
Бурлящая восстанием страна…
Наш замок осаждает муж постылый,
Защитник далеко, за сотни милей.
Стрела способна всё решить одна.
Ещё чуть-чуть, и я с Джоанной милой,
Вспорхну из башни, дав свободу крыльям…
Иль буду наконец пробуждена?
10.
Иль буду наконец пробуждена?
Мне вечно пребывать в плену гипноза?
Пора оставить мир анабиоза,
И храброй амазонкой – в стремена.
Ростки рационального зерна
Искать среди комических курьёзов.
Не все дороги скрашивают розы –
Набита будет шишка не одна.
Куда ж меня тропа моя ведёт?
Какой в итоге мне предъявят счёт?
За поиски – награда или кара?
Гадаю, что со мной произойдёт:
Являются то Муза, то сам чёрт –
Видением магического шара.
11.
Видением магического шара
То чувств океанический прилив,
То узы, то трагический разрыв -
Меняется сюжет, как в сказке старой.
Манит сладкоголосая кифара.
Как волны, сладок звук и прихотлив,
Любовь кругом, везде её мотив.
Как в коконе, в её извечных чарах…
И чем бы я себя не занимала,
Не скрасить одиночество нимало –
Зелёных рукавов* мне песнь слышна.
Что сбудется, и что уже бывало –
От всех укроет плотным покрывалом
Зашторенность секретная окна.
12.
Зашторенность секретная окна,
Душистые петуньи на балконе –
Укрытие моё от какофоний,
Где звуки и цвета – полутона.
Твердит мне Фитцджеральд, что «Ночь нежна»*.
Мы с Розмари – за чувствами в погоне.
Не разорвать любовные шаблоны;
Сквозь строки книги вторит мне она.
Безжалостным и строгим метрономом
Часы, как стражник, шествуя по дому,
Твердят, что сделать выбор я должна:
Забвение, иль новых красок брызги.
Парады звёзд ведут меня по жизни
И пепельно-холодная луна.
13.
И пепельно-холодная луна –
Скучает о своём Эндимионе*.
Наперсницы*- в заветном медальоне
Мы прядь храним, как в душах – имена.
Но линия так явственно видна,
Как жилки на листах моих бегоний.
Я верю в откровение ладоней –
Читаются они, как письмена.
Луна тоскует где-то вдалеке;
Я строю новый замок на песке,
И выпустив мечту, я кисть разжала.
Рубин лучом играет на руке,
Узор пестрит на шёлковом платке
Предвестником душевного пожара.
14.
Предвестником душевного пожара
Тюльпан алеет - пламенный цветок.
Всему есть свой предел и свой исток;
Случайный взгляд – и сердце задрожало.
Любовь готовит сладостное жало,
Цель избрана, Амур стрелу извлёк.
Как в яблочко, в заветный уголок –
Я участи своей не избежала.
Рисую лик на солнечном стекле,
Проступит на заре от пальцев след;
Сойдутся неизбежно параллели.
В предчувствии стесняет сердце грудь,
Но радость перевешивает грусть –
В иллюзиях своих я, как в купели.
МАГИСТРАЛ
В иллюзиях своих я, как в купели,
Младенец в нежной розовой воде;
Слепящими лучами ярко рдел
Гигант на золочёной канители.
Мне слышался рожок весёлый Леля,
Лист папоротник в таинстве воздел…
Бывает ли мечтаниям предел?
Как долго слушать Райской птицы трели?
Фантазиям навек осуждена
Иль буду наконец пробуждена
Видением магического шара?
Зашторенность секретная окна
Да пепельно-холодная луна –
Предвестником душевного пожара.
14.06.2020
Акварель на холсте.
___________________
1.* вид живописи, выполняемой тоновыми градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого.
4.*ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты
*поэтическое имя Аполлона, бога солнца.
5.*персонаж сказки А. Н.Островского «Снегурочка».
* народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию
6.*купальские традиции запускания венков по воде, купания в реке и в росных травах
7.*по греческой версии имя Алла означает «иная», «другая».
* персонажи Редьярда Киплинга из «Книги джунглей» о Маугли.
8.* семейство птиц, которые относятся к отряду воробьинообразных; всего 45 видов, 38 из которых встречаются только на Новой Гвинее. Птица описана создателем биологической номенклатуры Карлом Линнеем, который, отдавая дань легенде, дал ей название «безногая». Первоначально шкурки птиц доставлялись в Европу лишённые конечностей — жители Новой Гвинеи и Молуккских островов, где эта птица водится, предварительно отрезали их конечности и использовали в качестве украшений. В Европе это привело к возникновению ошибочного мнения о том, что эти ярко окрашенные птицы прилетают из рая и никогда не садятся на землю.
*союз.
9.* Джоанна – героиня повести З. Шишовой «Джек- Соломинка»
11.*старинная английская баллада.https://www.youtube.com/watch?v=yg2Sp_hGrrE
* Розмэри – героиня романа Ф.С. Фицджеральда «Ночь нежна».
12.*Эндимион - олицетворение красоты в греческой мифологии, знаменитый своей красотой юноша. По одной из версий, богиня луны Селена усыпила Эндимиона, чтобы поцеловать спящего красивого юношу, к которому она питала сильную любовь. По другой версии, Селена просила Зевса исполнить любое желание Эндимиона, а последний испросил себе вечный сон, с бессмертием и юностью. В одном из латмийских гротов, по местному сказанию, часто посещала Эндимиона Селена;
* приятельница, названная сестра
Свидетельство о публикации №120061407681
Настоящее произведение искусства, можно сказать - структурный фрактал, обладающий особым завораживающим шармом, чудесная игра зеркальных отражений.
В венке сонетов, состоящем из 14 + 1 = 15 сонетов, осуществляется первая итерация увеличения сложности стихотворения. Следующий уровень: каждый сонет из венка сонетов становится магистральным для своего, второго порядка, венка сонетов, а все 14*14 + 14 + 1 = 211 сонетов образуют венок венков сонетов. Эта конструкция настолько сложна, что она не имеет однозначного названия, различные исследователи именуют ее и венком в квадрате, и кружевом, и короной сонетов. На ней уже явно видна фрактальная природа такого цикла.
Готова ли ты, Аллочка, к такому подвигу?
Также очевидно направление усложнения — в сторону венка венков венков сонетов — он же венок в кубе, или пирамида сонетов, или диадема сонетов, состоящий из 143 + 142 + 141 + 140 = 2455 сонетов.
Диадема сонетов, пожалуй, из области фантастики... вряд ли человеческий
разум в состоянии справиться с подобной задачей...
Алла, ты героиня поэтического фронта! Восхищаюсь твоим долготерпением
и целеустремлённостью. Я бы ни за что, никогда венок сонетов не осилила. Умничка!
Твоя Мари )
Марина Апфельбаум 12.05.2021 09:38 Заявить о нарушении
Позволю себе повторить фразу одного известного "товарища" - "Лучше меньше, да лучше")))
Короткий стих бывает настоящим бриллиантом.
Но в данном случае я загорелась осилить венок, как стихотворную форму. Признаюсь, что это было увлекательное занятие, тут не только тема, рифма, размер строки. Тут и математический расчёт, не побоюсь заявить!)
Готова ли я к очередному подвигу- к короне?
Отвечу прямо:"Нееет!!!")))
Тут моими "иллюзиями" не отделаешься. Тут надо ооочень широко шупальца запустить. Нет, пока не готова!
А вот Лена Картунова создавала корону. Она меня вообще восхищает в этом плане полетами фантазии, и венком заразила меня именно она.
Мариночка, дорогая, не менее твоего потрясения объемом моей работы я потрясена качеством твоего разбора, профессиональными терминами типа "фрактальная природа"!)))
Честно скажу, заглянула в Вику)
Про диадему даже не слышала раньше! Спасибо за урок! И за щедрую похвалу! Я уверена, что ты бы с венком достойно справилась. Другое дело - надо ли? Мне было интересно живописать свой автопортрет в такой форме)
Обнимаю с улыбкой!🤗
Алла Никитко 12.05.2021 11:03 Заявить о нарушении
практически каждый твой текст - своеобразный
индикатор твоего внутреннего мира. Венок тому
яркое подтверждение.
Я-то даже и браться не буду за венок сонетов,
мне в любых твёрдых формах тесно... люблю
простор, полёт, независимость и непредсказуемость...
удивляюсь, что секстину довела до конца...
не моё это.
Марина Апфельбаум 12.05.2021 15:26 Заявить о нарушении
Только восхищаюсь, каждый раз сталкиваясь с непостижимой загадкой твоих работ.
Алла Никитко 12.05.2021 19:06 Заявить о нарушении