11. Чудо Единой Вещи

«Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени правдиво:

То, что внизу, аналогично тому, что вверху.
И то, что вверху, аналогично тому, что внизу, чтобы осуществить чудеса единого мира.

И подобно тому, как все вещи произошли от Единого, так и каждая вещь должна породить Единое через его принятие и к нему приспособление.
Ветер носил её в своём чреве. Земля её кормилица, Огонь - ее пища.
Сила её остаётся цельной (неизрасходованной), когда она превращается в то или иное.

Ты отделишь землю от огня, воду от ветра, а тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.

Ибо это Отделенное восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.

Таким образом,  ты приобретешь полноту  всех существующих миров.
И тогда отойдет  от тебя всякая темнота.

И станет Свет, который есть сила всяческой силы, ибо она побеждает  всякую самую тонкую  вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь.

Ибо так был сотворён наш мир и сотворяются  иные миры.

Отсюда возникнут самые удивительные приспособления, которым еще предстоит появиться»…

***

История «Изумрудной скрижали» воистину удивительна, а время ее написания неизвестно. Согласно легенде, текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен на его могиле Аполлонием Тианским, (1 век н.э.,) по другой версии — Александром Македонским (356г. До н. э.).

Текст представляет собой чрезвычайно сжатую формулировку основных учений герметической философии, своего рода герметический «символ веры». По одной из распространённых версий толкования «Изумрудной скрижали», в ней зашифрован  рецепт получения философского камня.

Также были найдены две версии скрижали на арабском языке, одна из которых приводится в работах алхимика Джабира ибн Хайяна. Э. Дж. Холмъярд обнаружил её в 1923-м году во «Второй Книге о Стихии Мироздания» Джабира. Руска работал с другим арабским вариантом скрижали из книги, озаглавленной «Тайна Творения» и приписываемой Аполлонию, этот вариант был переписан с еще более древней рукописи в составе сборника наставлений для правителя "Китаб Сирр аль-Ашрар", который считается письмом от Аристотеля к Александру Великому. Предполагаемый греческий первоисточник не найден.

Исторически сложилось так, что существует как минимум три стороны этого учения. На Западе после долгого забвения Изумрудная скрижаль появляется на свет в XV веке и становится прародительницей алхимии и многовековых поисков философского камня.

На Востоке( в арабском мире) изначально существовало как философское и духовное учение о Тайне Творения или Стихиях Мироздания. И, наконец, cуществует еще и «закрытая» часть герметической философии, повествующая об основных принципах Истины и путях ее постижения.

Тот, кто знает эти принципы и понимает,как их применять, обладает ключом от двери входа в Науку Единого Мира. По мнению известного исследователя А. Миргородского, принципы эти следующие:

ПРИНЦИП  РАЗУМНОСТИ.   

«Всё есть мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ. Разумная мысль, мысленная идеальность, есть сила высшей области мира, а вещественная реальность есть сила низшей области мира. Общий закон, всегда рассеянный в конкретных проявлениях вещественной реальности, мы постигаем только в форме понятия и выражаем его в виде идеальной стандартной модели, без которой для нас истина вещественной реальности недоступна и непостижима.

ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ (аналогии).

«Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху». Этот принцип заключает в себе ту истину, что всегда имеется соответствие в отношении друг к другу двух подсистем, принадлежащих одной самодеятельной и самовоспроизводящейся системе.

ПРИНЦИП  НЕПРЕРЫВНОГО КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ. 

Ничто не покоится – всё движется, всё колеблется вокруг единого центра.

ПРИНЦИП ПОЛЯРНОСТИ.

Все двойственно, все имеет полюса. Все имеет свой антипод (свою противоположность), противоположности идентичны по природе, но различны в степени. Крайности сходятся и переходят одна в другую.  Все истины есть ни что иное, как полуистины. Все парадоксы можно примирить.

ПРИНЦИП ЦИКЛИЧНОСТИ.

Всё течёт‚ втекает и вытекает‚ все имеет свои приливы‚ всё поднимается и падает — маятникообразное колебание проявляется во всём. Мере колебания налево есть мера колебания направо. Ритмы компенсируются.

ПРИНЦИП ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ. 

Каждый принцип имеет свое следствие‚ каждое следствие имеет свою причину. Все совершается в соответствии с законом. Случай есть ни что иное, как имя закона‚ который не распознан. Существует много планов причинности‚ но ничто не ускользает от Закона».

ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ. 

Все вещи, как материальные, так и духовные, произошли от Единого, поэтому и каждая вещь, и каждая сущность, и каждый разум, и каждая мысль должна породить Единое через его принятие и к нему приспособление.

По уровню своего развития мысль превосходит все вещественные реальные формы движения, какие только нам известны. Создание мысли как высшей и самой совершенной формы движения является прерогативой и миссией мыслящей материи Вселенной. Мысль определяет всё, что существует в вещественной реальности, но сама в этом определении остаётся скрытой.

Поэтому и Истина, реализующая себя через эти принципы, есть только  небольшая ее часть. Остальное Мыслящему Разуму или неведомо, или доступно лишь частично».

***

Как известно, существует множество интерпретаций и толкований Изумрудной Скрижали. Одни видят в ней историю сотворения мира,  другие - человека, третьи - начала и основы алхимической науки. Есть и более поздняя версия - в этом тексте содержится описание Плотного и Тонких миров Земли, а также изложен  путь вхождения туда человека, «владеющего познанием всех трех частей единого мира».

Каждое направление отражает какую-либо частичную истину, грань, стадию всеобщего процесса познания. Задача человека – развитие всех глубоко скрытых в нем способностей и потенциональностей и, в первую очередь, пробуждения высших психических (духовных) функций, выхода на принципиально новый уровень  восприятия и мышления.

Давно доказано, что принципиальная  индивидуальность восприятия и интерпретации свойственна не только отдельному человеку, но и каждому отдельному направлению познания. Отсюда же и понимание того, что интеграция и синтез – единственный путь видения и нахождения «единого во множестве» и единственно верный путь к истинному творчеству, а затем и к сотворению. «Черно-белое» восприятие – это уровень биокомпьютера, а не человеческого разума.

Однако наука  предпочитает апеллировать к разумному принципу, игнорируя  чувственный и духовный аспекты – и совершенно напрасно. Трансформировавшись в сегодняшнем сознании в энергоинформационное учение, допускает существование не только схожих с нашим миров, не только возможность контакта с ними, но и проживание в них после ухода человека с физического плана Земли.

Сведение воедино, в единое знание, как древних, так и современных ветвей – задача не только достойная, но и крайне необходимая. Для достижения определенного прогресса в своем развитии человек должен отнестись к задаче достижения Единства с полной верой в возможность его осуществления.

В процессе любой деятельности он приобретает не только навыки и умения, но и духовный опыт. Задания, которые видятся ему невыполнимыми, образуют  определенного рода границы, однако это не непреодолимые стены, а, скорее, лишь пунктирные разметки. Осваивая свое внутреннее пространство, творческая личность неизбежно приходит к мысли, что именно преодоление этих условных границ и есть истинная цель, а все, что было прежде - лишь подготовка к осознанию  этой цели.

Диалектика этой ситуации состоит в том, что все, что было  достигнуто и освоено личностью, перестает быть главным, не становясь в то же время второстепенным. Если человек занимался чем-то важным всю свою жизнь, то это важное становится постоянным кругом его полномочий. Тем не менее, это средство, но не цель; подлинной трансформации через всемерное усиление средств  добиться невозможно.

При помощи механических усилий можно изменить только внешнее, а не самого человека. Здесь требуются усилия совсем иного рода. Значение имеет только развитие человека как единства внешнего и внутреннего и ничто иное.

В предисловии к «Восприятию» суфия Джафара ас-Садика содержатся те же положения: «Человек - микрокосм, Земля - макрокосм, а Вселенная – мегакосм, и все они есть единство. Все порождается единым. Всего можно достичь, погрузившись в глубины Сущего. Человеку необходимо найти в себе это Сущее и отделить его от от Не-Сущего, а потом объединить со Всеобщим. Это и есть  Работа Делания. Ты начинаешь с себя, а кончаешь всем. Преображение – прежде человека, превыше его».

***

Конечно, история алхимии, как и сама она, сегодня  мало кого интересует. А вот философия герметизма самым странным образом нашла свое место и смогла укорениться во множестве направлений современного поиска - научного, интеллектуального и духовного. Семь же Принципов Истины стали всеобщим достоянием. Исследователи, их использующие, иногда даже не задумываются о том, откуда, как и для чего они пришли в мир людей, о чем желают поведать нам и чего ждут от нас. 

Мы предпочли самый простой и вроде многообещающий путь - путь научно-технического прогресса в механической вселенной, в которой (опять-таки!) все открыто, достаточно понятно, а то, что непонятно, непременно станет таковым в самое ближайшее время. 

Именно так и были синтезированы те самые семь принципов Истины, в то время как сама суть Изумрудной скрижали до сих пор остается тайной за семью печатями. Поэтому и приходится обращаться именно к ней, а не к ее многочисленным прочтениям и интерпретациям. Здесь нет ничего нового; так всегда было и всегда будет. Ибо любая истина всегда обращена непосредственно к человеку, личности, индивидууму, и ему, и только ему принадлежит право выбора своего пути, своей веры и своего понимания  мира.

Так, некоторые смогут увидеть в трудах Гермеса Трисмегиста путь к материальному могуществу через последовательное превращение одного вида материи в другой; другие поймут, что принципы эти работают не только в мире  физического, но и супрафизического (тонкофизического), и во всех вышележащих  планах и уровнях.

То же самое можно сказать как об отдельной личности, так и социуме в целом. И тогда перед человеком, вступившим на путь трансформации (именно ВСТУПИВШИМ  В ЭТУ ИГРУ, А НЕ ПРИСТУПИВШИМ К ЕЕ ИЗУЧЕНИЮ) возникает ряд сложнейших вопросов. 

ЧТО ТАКОЕ «ВНИЗУ» И «ВВЕРХУ»
ЧТО ТАКОЕ «ЕДИНОЕ»?
ЧТО ТАКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ? ЧТО ЗНАЧИТ: «Ты отделишь землю от огня, воду от ветра, а тонкое от грубого осторожно и с большим искусством».

ЧТО ЕСТЬ ЭТО САМОЕ «ОТДЕЛЕННОЕ», и как оно может «восходить от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира»?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОБЕЩАНИЕ: «ты приобретешь полноту  всех существующих миров.
И тогда отойдет  от тебя всякая темнота».

ЧТО ПОНИМАТЬ ПОД СВЕТОМ, «который есть сила всяческой силы, ибо она побеждает  всякую самую тонкую  вещь и проникнет собою всякую твёрдую вещь. Ибо так был сотворён наш мир и сотворяются  иные миры».

ЧТО ТАКОЕ ИНЫЕ МИРЫ И МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ИХ КОНСТРУИРОВАНИИ?

И все это можно объединить в один глобальный, неохватный вопрос:

ЧТО ЕСТЬ ЧУДЕСА ЕДИНОГО МИРА И ЗАГАДКА ЕДИНОЙ ВЕЩИ?

Нам давно и подробностях известно, что есть такое Разобщенный или Расколотый Мир; нас уговорили считать это разобщение естественным и нормальным состоянием; наконец, нас приучили жить и действовать в условиях разобщенного мира и крайне жесткой реальности.

Нас научили противопоставлять индивидуальное и общее. Первое стало главным и определяющим, а второе превратилось в некую всеобщую угрозу, страшную опасность полного поглощения и порабощения уже и «я», и «мы» неким безликим «оно». Т.е. тоталитаризмом, коммунизмом, фашизмом, фундаментализмом, фанатизмом и всем тем, о чем рассказали (или ясно увидели в будущем)  Дж.Оруэлл в романе «1984» и  Евг. Замятин в романе «Мы».

Современный человек воспринимает, чувствует и действует согласно принципу «Разделяй и властвуй», да и в самом себе он устроен точно так же. Поэтому принцип иной - «Объединяй и примиряй» - просто не может придти ему в голову.

Другой, не менее древний: «Человек, познай себя», - был принят и освоен; именно он дал общее направление познанию. Однако понимание себя как единого мира и неотъемлемой части общего уступило место познанию эмпирической реальности, МИРА ФИЗИЧЕСКОГО, МИРА ВЕЩЕСТВЕННОГО, ИЗ КОТОРОГО САМ ЧЕЛОВЕК  ВЫПАЛ САМЫМ СТРАННЫМ И ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ.

Получение знания и овладение знанием стало главным приоритетом; далее это ЗНАНИЕ начало восприниматься как ОРУДИЕ СИЛЫ И ВЛАСТЬ СИЛЫ, КАК ЭКСПАНСИЯ И ПОРАБОЩЕНИЕ. Поэтому сегодняшний человек и мечтать не может не то что бы о Чуде Единого Мира, но вообще о чем-либо едином. 

Пространство, время и смысл человеческого существования, подобно бальзаковской «шагреневой коже», непрерывно съеживаются, уменьшаются и упрощаются. То же самое происходит и со средствами восприятия и возможностями его интерпретации. Мы оказались в жестких оковах собственных предписаний, представлений, стереотипов и паттернов. Причем таких, которые целиком ориентированы на низкие и примитивные стороны бытия или его начальные эволюционные проявления.

Приведем несколько примеров. Что, например, возникает в сознании человека при слове «магия», «мистика», «тонкие миры», «жизнь после смерти», «оккультизм»,  «эзотеризм», «целительство», «уфология»?

В первую очередь - обман, мистификация, шарлатанство, псевдонаука, колдуны, гадалки, ведьмы, ясновидящие, псевдоучителя и псевдоцелители. В лучшем случае, феномены иных видов реальности, опасных, бесполезных и абсолютно не предназначенных для  пребывания там не только человека, но и его разума и сознания.

А вот иное. Вы произнесли слово БОГ. Что вы можете увидеть, почувствовать, пережить и воссоздать в себе? Церкви, храмы, богослужение, колокольный звон, Библию, распятие, икону, пророков, знаменитые иллюстрации Гюстава Доре к Библии многое другое. Это может быть и ничто (если вы сознательно вычеркнули Бога  из своей жизни), и нечто в высшей степени неопределенное. Поэтому  полностью стереть понятие божественного из вашей генетической и операционной памяти никогда не удастся.

Единственное, что вы можете - это начать поиски доказательств его существования или несуществования. Или, если хотите быть честным хотя бы с собой, то скажете: «Да, возможно, Он и есть. Но я не хочу жить ни рядом с Ним, ни в Нем самом. Я не хочу пускать его в себя. Мне неуютно, мне  несвободно, мне тягостно, да и ПРОСТО СТРАШНО… Хотя как тянет…

Спою наши старые песни,
Пришедшие из тумана,
И буду искать в поднебесье
Свой Дом, города и страны...

Так странно, прекрасно и ново
Мерцание звезд в отдаленье...
И Слово родиться  готово,
Чтоб снова  начать Сотворенье.

Понять бы, ЧТО скрыто в той Песне,
Загадочно-звонкой и странной,
Влекущей меня в Под-не-бесь-е —
Куда мне и страшно... и рано..

ЛЕТЯЩАЯ ПЕСНЯ ПОКОЯ...
Когда на Зеленой Планете
Звучит в тишине ТАКОЕ —
То кто-то зажился на свете...

Вот вам и БОГ… Не учение, не традиция, не кресты и не купола, не церковь и не обряд, не канон и догмат. Бог как Путь и Множество путей, Бог как Слово и Песня, Бог как Великая Тайна… Как Вечное Бытие… Как ИСТИНА ЕДИНОГО МИРА… До этого невозможно додуматься… Это возможно только внезапно почувствовать, предельно остро, с невероятной силой восприятия и абсолютно достоверно. А еще точнее - на доли секунды СТАТЬ Тем, Кем Стать Невозможно…

А пути бывают совершенно необычные… Там, где кто-то видит величайшую трудность, другой – самое простое и заурядное  действие.

«Я считаю, что понятие Бога — это простейшее и необходимейшее рассуждение всякого человека, кто начинает хоть немного мыслить и отходить от бытовых представлений.

Мир и бытие существуют или не существуют? Очевидно, что существуют, а иначе мы впадаем в субъективизм самого скверного толка.

Мир зависит от чего-нибудь или не зависит?

Он ни от чего не зависит, потому что ничего другого, кроме него, не существует. Все, что мы можем о нем промыслить, уже вошло в него и живет в нем.

Значит, мир зависит сам от себя? Да! Значит, мир управляет сам собою? Да!
Так позвольте, — это же Бог! Бог как Бытие! Это Начало, Которое Творит Всё, которое ни от чего не зависит, потому что ничего, кроме него, нет.

Значит, получается так, что либо мы мыслим, что мир есть, либо нужно забыть о существовании мира и считать, что мир — это иллюзия. Непознаваемая и никому не нужная иллюзия. Ведь Луна — не мир, а только часть мира. И Солнце — не мир, а только часть мира. Какой-то Арктур или Вега — это часть мира, а не весь мир.

А где же мир-то весь?! Весь мир представляет собою то ЦЕ-ЛО-Е и Е-ДИ-НО-Е, куда Солнце, Луна, Земля, природа и человек входит только как части. Целое, естественно, выше частей, то есть всего того, что входит в понятие мира. Потому и было сказано: «Если бы Бога не было, его стоило  бы придумать». (А. Лосев, философ.)

Стоит напомнить, что 1929 года Алексей вместе с женой Валентиной тайно постригся в монахи от афонских старцев. Супруги Лосевы приняли монашеские имена Андроник и Афанасия. Вслед за Флоренским Лосев стал сторонником имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». В рамках исследования античной эстетики слова и символа он изучал философию Имени как «изначальной сущности» мира.

А что же простые люди? Правы ли они, когда не верят (или наоборот, верят) в сглаз, родовое проклятье, вампиров, колдунов, инопланетян, жизнь после смерти, царствие небесное, высший разум и прочую мистику? Да, правы, причем и те, и другие! Правы в соответствии со старой народной мудростью: «Дыма без огня не бывает»

Просто для одних мистика - это  дремучее суеверие, невежество и  «сон разума». Для других - совокупность явлений и действий, связанных с Тайной Существования Мира и Человека, независимо от условий пространства, времени и физической причинности. Это особая реальность и особый опыт; это способность видеть и понимать то, что находится за пределами житейского восприятия и привычного пространства-времени. Это особые действия и приемы, направленные на изменение  существующей действительности.

Поэтому и истинные тайны мира, и все необычное и скрытое, и все опасности, и приключения, и все виды служения, и все, возникающее в нашем разуме и сознании давно уже здесь, на Земле, в нас и вокруг нас. Все это надо искать не там, не так и не в том, что мы привыкли.

Потому что любые проявления «тонких материй» давно и прочно составляют  неотъемлемую часть нашей реальности как составляющей ЕДИНОГО МИРА. И не стоит искать их где-то в «там» и в «когда-то». Надо просто увидеть. Понять и воспринять как должное. Не как настоящее, прошлое или будущее, но как СУЩЕЕ.

Сразу оговоримся: вышесказанное не имеет никакого отношения ни к толерантности, ни к политкорректности, ни к экуменизму. Все это надо воспринимать как одно целое, связанное множеством причинно-следственных связей и основанном на принципе целесообразности. А если ее не очень хорошо видно (или совсем не видно), то следует подумать: А КОМУ ЭТО ВЫГОДНО? И как противостоять этому? 

Бороться с «нехорошими людьми»? Которые «не ведают, что творят»? Отринуть грех и зло, однако оставить в покое его носителей? Ибо СВОБОДА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО? Или сразу начать с противостояния «Темным Силам»? Прекрасно сказали об этом еще полвека назад Бр. Стругацкие: «Если в мире воняет серой, то пора налаживать промышленное производство святой воды».

Задача современного человека как раз и состоит в том, чтобы научиться  мгновенно, во всех подробностях, в непрерывной динамике всеобщих взаимосвязей и множестве самых и разнообразных вариантов найти единственный правильный выход. Не надо обольщаться: любая, даже небывало мощная и почти совершенная  информационно-аналитическая машина рано или поздно достигнет предела своей компетенции. О людях и говорить нечего… В конце концов, все будет решать то самое «перо на чаше весов» - неважно, президент ли это, министр, военачальник, администратор, мэр, чиновник, фермер, врач или просто отец семейства.

Ибо и все ситуации, и все сюжеты, и все возможные и невозможные игры мироздания и игры наши собственные, и все действующие лица, и все наши мысли  и озарения, и все невероятные и удивительные открытия и допущения - ВСЕ ЭТО ЗДЕСЬ. И ВСЕ ЭТО МЫ.

Что случится такого ужасного, если я (НЕ ПОВЕРЮ, КАК это делает человек религиозный, или НЕ ДОКАЖУ, КАК ТО ПРИНЯТО У УЧЕНЫХ) просто приму как должное  существование одновременно с нашим еще множества миров? В каком мире мне будет жить лучше - в том, в котором есть жизнь после смерти или в том, где все заканчивается бессмысленным небытием? 

Зачем отказываться от пребывания в Едином  Поле Жизни, где у меня есть друзья, единомышленники, Учителя и Наставники? Где мы когда-нибудь станем
по-настоящему Старшими Братьями для уже подросших форм разумной жизни? И где нам самим можно беспрепятственно учиться у самых мудрых и знающих существ на свете? И где Творец наконец-то сможет по достоинству оценить свой Великий Замысел?

Чем таким важным нам придется поступиться и какие принести жертвы для того, чтобы пройти туда, куда нас зовут уже множество тысячелетий подряд? Да не будет никаких особых жертв… Не зря жертвоприношение Исаака было остановлено и отменено так давно… Но тем не менее нужно отдавать себе отчет: такая огромная и невероятная работа не может быть сделана в одиночку. Можно было бы сказать НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ, однако в данном случае НИКТО, КРОМЕ ЧЕЛОВЕКА, СДЕЛАТЬ ЕЕ НЕ СМОЖЕТ.

А для этого самое первое, чему предстоит научиться - это умению жить в Едином Мире.

Ибо (повторяем!) согласно принципу сответствия все, что есть в мире, то есть и на Земле. А, значит, и в нас. Единственная сложность заключается в четком понимании того, что именно чему соответствует. В какой форме и какой сути, ибо первая невероятно изменчива, а вторая – бесконечна и многообразна.

Поэтому такие проявления, как религии, религиозные убеждения, религиозные ценности, религиозное искусство и религиозная культура, даже религиозные чувство, мышление и сознание есть формы существования духовной реальности.

Вы можете сколь угодно долго спорить о сути Бога и его участия в земных делах,  можете относить себя к  атеистам, сомневающимся, сочувствующим, но это не изменит главного - наличия сотен миллионов верующих и всей сложнейшей инфраструктуры веры.

Вы не можете объяснить множества фактов, однако не можете отрицать сам факт. Поэтому и пойдете по линии наименьшего сопротивления. Например, будете хохотать до слез или презрительно кривиться при упоминании уфологии, экстрасенсорики, парапсихологии. Хотя кто и когда утверждал, что уфология - это непременно «тарелки», «зеленые человечки», злобные инопланетяне и непрерывные похищения людей?

Современная уфология, например, объединение "Космопоиск" - это феноменология
НЕПОЗНАННОГО И НЕОБЪЯСНИМОГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАШИХ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ. ЭТО ТЫСЯЧИ УЧЕНЫХ, СОТНИ ОТКРЫТЫХ И ЗАКРЫТЫХ НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ, КОЛОССАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ. ЭТО ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ ЗАДОКУМЕНТИРОВАННЫХ ФАКТОВ И ЕЩЕ БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО НАБЛЮДЕНИЙ.

И когда вы говорите: «Ни во что подобное я не верю», то не грех бы и уточнить, во что именно «не верю» и почему. А почему, например верю в Большой Взрыв, черные и белые дыра, самые разнообразные и удивительные модели Вселенной, универсум и мультиверсум, разум, интуицию, сознание, подсознание и надсознание. Вы что, их видели? Ощущали? Общались с ними? 

НЕОПОЗНАННОГО, СКРЫТОГО И НЕОБЪЯСНИМОГО В НАШЕЙ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ НА МНОГО ПОРЯДКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТОГО, ПОНЯТНОГО И ДОКАЗУЕМОГО!

Здесь чрезвычайно показателен диалог известного представителя когнитивных наук проф.Т. Черниговской:

— Мозг нами управляет или обстоятельства управляют мозгом?

— Это очень неприятный вопрос, потому что есть серьезные научные данные в пользу того, что хозяин в доме — мозг. Это неприятные сведения. Но есть научные данные (тоже неприятные для всех нас), которые говорят о том, что мозг принимает решение за некоторое количество секунд до того, как вы об этом узнаете. Вы, я, кто угодно. Это не очень вдохновляет, потому что из этого следует, что вы не творец, не не автор своих открытий и решений.

— А автор-то кто?

— Мозг.

— А автор мозга кто, кто им управляет? Кто его создает?

— Этого мы не знаем.  Нейронная сеть?  Но  это плохая история.

— А плохая ли история, что есть сны, в которых могут быть пророчества?

— Это очень трудно исследовать, и большинство ученых вам бы сейчас ответили: "Этого ничего нет, это бабьи сказки". Я так не скажу, потому что слишком много свидетельств — во снах происходит серьезная работа.

— Например?

— Мозг перерабатывает информацию, пока вы спите. А кроме того, во снах приходят открытия и так далее. Вещие сны есть вещи доказанные.

— А вот с любовью как быть? Мозг может это объяснить как-то?

— Мозг может объяснить все, но просто не хочет этого делать.

- А как же душа?

- А этого не хочет объяснять уже наука. Потому что не ее дело. Это все равно, что спрашивать, что было раньше - "курица или яйцо". Или по-иному: если мозг  появился первым, то откуда тогда появилось все остальное? Кто был первым - Бог или человек? И когда он, человек, осознал себя именно как человеком?

- И все же: поймем мы хоть когда-нибудь, как устроен наш мозг и что он такое

- Думаю, никогда. Это все равно что познать вселенную.

— Это волшебство, получается?

— Волшебство. Сам факт, что появились существа такой степени сложности, как мы, — это не волшебство разве?»

Тем не менее с подачи науки «тонкие миры» с их различными уровнями-планами оказались где-то в ином пространстве, пусть и поблизости от Земли Людей. У большинства они ассоциируются только с жизнью после смерти или еще более экзотическими способами существования.

В результате то, что составляет основу человека и является жизненно важным для человека, оказалось почти забытым и невостребованным - искусство, творчество,  нравственные и духовные законы, священные книги, великие слова и гениальные  прозрения, первая улыбка ребенка, пробуждение души, великая любовь и верная дружба, нерушимая  преданность, бесконечное милосердие и нерассуждающая жертвенность. Где это все?

Почему  мы перестали говорить о себе: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем».

Миф о работающем не более чем на 10-15 процентов человеческом мозге сечас развеян полностью и окончательно. Однако тот факт, что мозг любого человека работает на все 100%, не значит, что люди не могут развивать свой интеллектуальный потенциал и дальше. Дело в том, что когда мыслительная активность человека предельно высока, напряжена и постоянна, в его мозге формируются новые нейронные связи, которые будут отвечать за сохранение полученных знаний и навыков.

И не только за сохранение, но и получение принципиально новых уже внутри самих себя. И предел в развитии такого потенциала неизвестен, ведь количество нейронных связей и цепочек, которые может создавать наш мозг, практически безгранично. Что же касается пресловутых 10-15 процентов, то вполне можно считать этот  показатель неким КПД самой сферы разума. То есть мы есть лишь десятая часть от того, кем должны стать!

Теперь о жизни и смерти. Это такие же фундаментальные  свойства бытия, как пространство и время, материя и энергия, движение и информация. Это единый восходящий и нисходящий поток, и невозможно определить, что первично, а что вторично. Возможно, это и есть то, о чем  говорит Гермес Трисмегист:

«Сила Единого остаётся цельной (неизрасходованной), когда она превращается в то или иное.

Ты отделишь землю от огня, воду от ветра, а тонкое от грубого осторожно и с большим искусством.

Ибо это Отделенное восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира».

Вот вам и «жизнь после смерти» и «жизнь после жизни». Две крайности, между которыми существует целый мир «здесь и сейчас».

Вот тот, кто под тяжестью алкоголя и наркотиков скорее мертв, чем жив; вот человек, убивший свой талант и бредущий по жизни с этим мертвецом на плечах.

Вот те, кто под влиянием ложной информации и непрерывного давления на психику  настолько потеряли ощущение реальности, что непонятно, здесь ли они или уже где то «там»?

Вот ребенок, которому мать сказала когда-то: "Твой отец был героем (летчиком, пожарным, полярником, военным, моряком, разведчиком, сотрудником УГРО) и погиб по-геройски". Хотя ничего подобного не было, а настоящий его отец жив до сих пор. И теперь ребенку этому предстоит всю жизнь нести на себе эту странную не-жизнь и не-смерть.

А вот дети, родители которых существовали лишь физически. А потом появились люди, ставшие им родителями не «де юре», а «де факто». Стали и таким образом  полностью изменили и реальность, и линии судьбы этих детей. А что тогда родители «настоящие»? Они живы? Мертвы? Или существовали лишь виртуально в виде неких "генетических структур"?

А вот утративший веру или сложивший с себя монашеский сан. Как сложится его физическая жизнь после духовной смерти?

Кто там еще? Предавшие, обманувшие, изменившие, продавшие, лжесвидетельствующие, возжелавшие жену ближнего своего и имущество ближнего своего, проклинающие, завидующие… Имя им ЛЕГИОН… И все они пребывают в явно реальности, противоречащей самой сути человека и изменившей их поле жизни по глупости, недомыслию или тотальному невежеству… Не стоит здесь упоминать  догматы, ибо План и Замысел в отношении каждого человека вполне можно понимать как эволюционные категории.

Мы привыкли считать, что наша реальность основана на разуме, целесообразности, логике, науке и здравом смысле. Однако их давно нет - ни цели, ни здоровья, ни осмысленности. Разве то, что подобно грохочущему водопаду ежесекундно обрушивается на нас через СМИ, интернет, социальные сети и непрошенно вторгается в нашу жизнь, имеет хоть какое-то отношение к целесообразному,  разумному и достоверному? 

Есть ли хоть крупица здравого смысла  в окончательно обезумевшем мире кривляющегося, орущего, сквернословящего и богохульствующего масс-сознания? И вы еще говорите: «Я не верю во все ЭТАКОЕ и вам не советую». Да вы давно живете В ЭТОМ, и ЭТОМУ глубоко наплевать, верите вы в него или нет!

А вот вам предлагается статья некоего «инженера человеческих душ»,   исследующего феномен ретроспективного погружения и взявшего в качестве материала работы М. Ньютона. Исследователь, безусловно, хочет непредвзятости, объктивности, невовлеченности; он не отрицает, но высказывает серьезные сомнения. Например: «Почему это клиенты М. Ньютона, которые он именует душами и даже отличает по степени зрелости, выглядят как люди, вспоминают как люди, чувствуют как люди, говорят как люди и мыслят как люди?  Что-то тут явно не так… И не то»…

А как, по мнению ученого мужа, они должны выглядеть, говорить и мыслить, ЕСЛИ ОНИ И ЕСТЬ ЛЮДИ, ТОЛЬКО ПЕРЕШЕДШИЕ В ИНУЮ СФЕРУ СУЩЕСТВОВАНИЯ? Как сгустки энергии, энергоинформационные «кляксы», вихревые полевые структуры или иметь облик ангелов, «священных животных»-тотемов, или, того хуже, бесов, демонов, асуров и т.д.? И почему они, будучи уже ТАМ, а не ЗДЕСЬ, должны терять то, что делает человека человеком? Не форму, а суть и содержание?

Все вышесказанное позволяет понять, насколько сложный, многомерный и трудно постижимый мир представлен в наше распоряжение; мир, в котором каждая из его составляющих представляет собой триаду истинного, реального и действительного. Есть категории вообще неопределимые; например бесконечность, вечность, пространство и время.

Что это? Категории материально-физического мира, категории онтологические (т.е. свойства Вечного Бытия), психологические, философские или религиозные?  Почему мы не можем сказать, что живем в Истине, однако живем в некой «Реальной реальности»? Можно ли признать реальность реальной, если она «не совсем реальна»? Если она порождена искаженной, больной и неполноценной истиной? Что делает ее такой? И что тогда есть ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ? 

Видимо, это есть динамика мирового процесса; особый вид реальности, непрерывно рождающийся в процессе ДЕЙСТВИЯ и формирующий сам себя. Тогда именно неправильные действия являются причиной множества разделений, искажений и разночтений. Однако и восприятие, и чувствование, и интерпретация (распаковка смыслов), и само мышление - это тоже действие! Причем куда более важное, чем действие физическое, или ПОСТУПОК! 

И тогда рождается почти безумный вопрос: а существует ли это все это ВНЕ ЧЕЛОВЕКА? Опять-таки - КАКОГО ЧЕЛОВЕКА? Земного индивидуума или Человека как БОЖЕСТВЕННОЙ ИДЕИ УНИВЕРСАЛЬНОГО РАЗУМНОГО КОСМИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА, К КОТОРОМУ  НАШИ РАССУЖДЕНИЯ О РЕАЛЬНОСТИ, ИСТИНЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ НЕПРИМЕНИМЫ ВООБЩЕ? И НЕ ПРИБЛИЖАЕТ ЛИ НАС ТАКОЕ ПОНИМАНИЕ К ОТКРЫТИЮ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ВСЕЛЕННОЙ», «ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТИНЫ» И ДАЖЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БОГА»?

Здесь я позволю себе прибегнуть к обширному цитированию и представить вашему вниманию диалог весьма неординарных личностей, представляющих две стороны   единой реальности.

***

Эйнштейн: Вы верите в бога, изолированного от мира?

Тагор: Не изолированного. Неисчерпаемость человека постигает Вселенную. Ничего непостижимого для человеческого разума и сознания быть не может. Это доказывает, что истина Вселенной и истина Человека являются единым целым.

Эйнштейн: Мы считаем, что начинать надо с существования двух различных концепций относительно природы Вселенной:
1) мир как единое целое, зависящее от человека;
2) мир как реальность, не зависящая от человеческого разума.

Тагор: Когда наша Вселенная находится в гармонии с Вечным Человеком, мы постигаем ее как истину и ощущаем  как прекрасное.

Эйнштейн: Но это – чисто человеческая концепция Вселенной.

Тагор: Другой концепции и не может быть. Этот мир – мир человека. Научные представления о нем – представления ученого. Поэтому мир отдельно от нас не существует. Наш мир относителен, его реальность зависит от нашего сознания. Существует некий стандарт вечного, разумного и прекрасного, придающий этому миру достоверность – стандарт Вечного Человека, чьи ощущения совпадают с нашими ощущениями.

Эйнштейн: Ваш Вечный Человек – это воплощение сущности человека? Или лишь идея такового?

Тагор: Вечная  Сущность- это истинная природа Человека. Мы должны познавать ее посредством своих разума, души  и деятельности. Мы познаем Высшего Человека, не обладающего свойственной нам ограниченностью. Наука занимается рассмотрением того, что не ограничено отдельной личностью, она является внеличным человеческим миром  идей и истин. Духовное  постигает эти истины и устанавливает их связь с нашими более глубокими потребностями; наше индивидуальное осознание истины приобретает общую значимость. Дух  наделяет истины ценностью, и мы постигаем истину, ощущая свою гармонию с ней.

Эйнштейн: Но это значит, что истина или прекрасное не являются независимыми от человека.

Тагор: Не являются.

Эйнштейн: Если бы людей вдруг не стало, то Венера и Аполлон Бельведерский перестал бы быть прекрасным?

Тагор: Да!

Эйнштейн: Я согласен с подобной концепцией прекрасного, но не могу согласиться с концепцией истины.

Тагор: Почему? Ведь истина познается человеком.

Эйнштейн: Я не могу доказать правильность моей концепции, но это  не моя наука, скорее- моя религия.

Тагор: Прекрасное заключено в идеале совершенной гармонии, которая воплощена в универсальном человеке; истина есть совершенное постижение универсального разума. Мы, индивидуумы, приближаемся к истине, совершая мелкие и крупные ошибки, накапливая опыт, просвещая свой разум, ибо каким же еще образом мы можем познать ее?

Эйнштейн: Я не берусь  доказать, что научную истину следует считать истиной, справедливой независимо от человечества, но такого мое мнение.  Во всяком случае, если есть реальность, не зависящая от человека, то должна быть истина, отвечающая этой реальности, и отрицание первой влечет за собой отрицание последней.

Тагор:  Абсолютную Истину нельзя постичь разумом отдельного индивидуума или описать словами. Она познается лишь путем полного погружения индивидуума в бесконечность. Такая истина не может принадлежать науке. Природа же той истины, о которой мы говорим, носит внешний характер, т.е. она представляет собой то, что представляется  человеческому разуму, и поэтому эта истина – человеческая. Ее можно назвать Майей, или иллюзией.

Эйнштейн: В соответствии с Вашей концепцией, которая, может быть, является концепцией индийской философии, мы имеем дело с иллюзией не отдельной личности, а всего человечества в целом. Так  зависит ли истина от нашего сознания? В этом состоит проблема.

Тагор: То, что мы называем истиной, заключается в рациональной гармонии между субъективным и объективным аспектом реальности, каждый из которых принадлежит Универсальному Человеку.

Эйнштейн: Даже в нашей повседневной жизни мы вынуждены приписывать используемым нами предметам реальность, не зависящую от человека. Мы делаем это для того, чтобы разумным образом установить взаимосвязь между данными наших органов чувств. Например, этот стол останется на своем месте даже в том случае, если в доме никого не будет.

Тагор: Да, стол будет недоступен индивидуальному, но не универсальному разуму. Стол, который воспринимаю я, может быть воспринят разумом того же рода, что и мой.

Эйнштейн: Нашу естественную точку зрения относительно существования истины, не зависящей от человека, нельзя ни объяснить, ни доказать, но в нее верят все, даже первобытные люди. Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, не зависящая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы и не можем сказать, что она означает.

Тагор: Наука доказала, что стол как твердое тело – это одна лишь видимость и, следовательно, то, что человеческий разум воспринимает как стол, не существовало бы как такового, если бы не было человеческого разума. В то же время следует признать и то, что элементарная физическая реальность стола представляет собой не что иное, как множество отдельных  центров физических  сил и, следовательно, также принадлежит человеческому разуму.

В процессе постижения истины происходит извечный конфликт между универсальным человеческим разумом и ограниченным разумом отдельного индивидуума. Непрекращающийся процесс постижения идет в нашей науке, философии, искусстве, политике и религии в этике и эстетике. Во всяком случае, если бы и была какая-нибудь абсолютная истина, не зависящая от человека, то для нас она была бы абсолютно не существующей.

Нетрудно представить себе разум, для которого последовательность событий развивается не в пространстве, а только во времени, подобно последовательности нот в музыке. Для такого разума концепция реальности будет сродни музыкальной реальности, для которой геометрия Пифагора лишена всякого смысла. Существует реальность бумаги, бесконечно далекая от реальности литературы.

Для разума моли, поедающей бумагу, литература абсолютно не существует, но для разума человека литература как истина имеет большую ценность, чем сама бумага. Точно так же, если существует какая-нибудь истина, не находящаяся в рациональном или чувственном отношении к человеческому разуму, она будет оставаться ничем до тех пор, пока мы будем существами с разумом человека.

Эйнштейн: В таком случае я более религиозен, чем вы.

Тагор:  Все от того, что вы понимаете под религией. Моя заключается в познании Вечного Человека как Универсального человеческого духа, заключенного в физическом существе.

***


Рецензии