Из маленьких штрихов

– Штриховку наносят по форме, – обычно говорил наш учитель рисования в школе.

      За счёт штриховки его графика обретала подвижность, жизнь. Мы любили, когда он на уроке подсаживался за парту, брал альбом ученика и выполнял рисунок на заданную тему простым карандашом. Обычно он рисовал пейзаж. И картинка всегда выглядела как чёрно-белая фотография. Каждый из нас мечтал, чтобы Вячеслав Михайлович сел именно к нему. Я ждала своей очереди два года.

      Наконец, когда мой сосед по парте заболел, учитель сел рядом со мной. Он задал тему: «Осень». Я изобразила, как дворник подметает листья у скамейки, и больше не знала, что добавить в картинку.

      Учитель, видя, что я заскучала, сел рядом, вздохнул, взял мой альбом и, перевернув страницу, стал рисовать. Вдалеке появился хвойный лес, на небе серые облака, на переднем плане – пруд и камыши, рябь на воде показывала, что дует ветер. Вроде бы – все приметы осени налицо. Художник отвёл рисунок на вытянутой руке, потом, положив перед собой, изобразил небольшими штрихами птичий клин в облаках. И тут прозвенел звонок.

      У нас в школе был единственный учитель рисования, он же вёл черчение в старших классах. Наверное, поэтому, думали мы, он забывал о своих работах в детских альбомах. Альбомы он никогда не собирал. На уроке проходил по рядам и тут же ставил отметки там, где их не было. И даже свою графику оценивал, почему-то всегда на бал ниже, чем работу ученика.

      Так случилось и с моим альбомом. Вячеслав Михайлович пролистал все страницы, и там, где не было оценки, с его лёгкой руки, появились четвёрки и пятёрки. Троек он никогда не ставил. И мой дворник у скамейки получил «пять» за свой благородный труд, а осенний пейзаж учителя – «четвёрку». Я тогда сказала ему:

      – Это же Вы нарисовали! Почему «четыре»?

      – Да? – удивился учитель, – грустно очень, на «пять» не тянет! – сказал он, усмехнувшись, и направился к следующей парте.

      – Штриховку наносят по форме! – монотонно повторял он, проходя по ряду, – дай-ка мне мой рисунок, – обратился ко мне учитель, – покажу на примере!

      Я передала ему альбом. Он стал объяснять:

      – Вот лес… Форма дерева, ветви – всё это изображено штрихами, а не плоским раскрашиванием. Вот, река, например… На ней – рябь – это ветер её волнует! Почему можно догадаться, что изображена осень? Всего две приметы выдают её – серые кучевые облака и летящий клин в небе! Так и в жизни – всё из штрихов, только их увидеть нужно!

      Из маленьких наших штрихов – поступков – складывается представление о личности. Если поступок непреднамеренный, его можно стереть, повинившись, и картинка изменится. Если же человек поступает с умыслом – представление о нём не сотрёшь.

      Какую форму имеет предмет, будет видно по штрихам, нанесённым художником. Каждый из нас рисует сам себя, не задумываясь об этом. А учитель, Жизнь, перелистывая альбом, ставит нам оценки, иногда внося свои коррективы. Порой мы прячем альбомы от людей, но от Учителя не спрячешь, ведь мы каждый день, пока живы, продолжаем ходить на уроки рисования в Его школе.


Рецензии