Унесенные ветром 1939. Эта мечта умерла перед лицо

Унесенные ветром (1939). Очень много слов. Обзор фильма и ощущения от просмотра.

"Эта мечта умерла перед лицом реальности."

Оскар, 1940:
- Лучший фильм;
- Лучшая женская роль (Вивьен Ли);
- Лучшая женская роль второго плана (Хэтти МакДэниел);
- Лучший режиссер (Виктор Флеминг);
- Лучший адаптированный сценарий;
- Лучшая работа оператора (цветные фильмы);
- Лучшая работа художника;
- Лучший монтаж.

Номинации:
- Лучшая мужская роль (Кларк Гейбл);
- Лучшая женская роль второго плана (Оливия Де Хэвилленд);
- Лучший звук;
- Лучшие спецэффекты;
- Лучший оригинальный саундтрек.

Честно признаюсь, мне все говорили, что этот фильм - культурное романтическое наследие, где любовь правит всем балом. Это не так. Совсем не так. Да и комментарии: «Я пересматриваю его два раза в полгода», меня немного даже пугают...

[- Сэр, вы не джентельмен!
- Также, как и вы, мисс, не леди.]

Сколько лет я откладывала просмотр фильма «Унесённые ветром»? Есть у меня список фильмов и книг, которые я намеренно переношу на неопределённый срок. Мне кажется, что определённый сорт произведений искусства нужно изучать, дойдя до определённого мозгосостояния.
Как например, фильм «Игры разума». Только пройдя через 1/100 истории Нэша, я смогла осознать всю трагичность и величественность его жизни.
Почему «Унесённые ветром»?
1. Да, мировое культовое кино.
2. Да, первый фильм набравший 8 статуэток Оскар.
3. Да, ощущение смерти меня не покидало весь просмотр фильма. Одна из последних ныне живущих актрис 1930-х годов (голливудская «золотая эра»)- это Оливия Мэри де Хэвилленд. Ей сейчас 103 года. Довольно тяжело смотреть на лица тех, кого нет в живых, в таком то объёме. В 2003 году де Хэвилленд неожиданно появилась на 75-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии, получив при этом овации продолжительностью шесть с половиной минут.
4. Да, это первый цветной фильм. Его разработка меня поразила. Без текущих спецэффектов.
Дэвид О. Селзник (продюсер картины) использовал трёхплёночную технологию Technicolor (съемка велась на три чёрно-белых синхронных негатива через красный, зелёный и синий светофильтры). Такой метод стоил баснословно дорого. Во-первых, нужно было очень много пленки, во-вторых – много света. А в-третьих... Селзник, экономя на гонорарах актеров, совершенно не жалел денег на спецэффекты. Так, в сцене побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты, все горит по-настоящему. Для съемок подожгли целый «квартал» декораций, который остался после фильмов: «Кинг-Конг» и «Последний из могикан».
Вы это себе представляете? Как это снимали и тушили?

А цвета неба? Да, те вырвиглазные. Цвет неба в сценах закатов, где главная героиня выглядит темным силуэтом, меняется в зависимости от ее настроения. Чтобы усилить драму происходящих событий, авторы фильма используют неприятные цвета, окрашивая ограды и руины в черный, а цвет индиго вместе с красным часто используется, чтобы передать атмосферу мрака и несчастья.

Над фильмом работало так много людей, что сложно даже сказать, кому именно из их числа картина обязана своими достоинствами в большей мере.

Фильм начинал снимать талантливый театральный режиссер Джордж Кьюкор. Он успел отснять 33 минуты экранного времени (в итоговый фильм вошли 17 из них), когда произошла его крупная ссора с Кларком Гейблом (Ретт Батлер). Затем Джорджа спешно убрали, ещё и по другим причинам: отставание от графика и превышение бюджета фильма. Так на сцене появился Виктор Флеминг.
Большинство актрис восприняли эту замену в штыки и требовали вернуть Кьюкора. Вивьен Ли даже собиралась отказаться от дальнейших съемок, однако ее агент (а заодно и брат продюсера) Майрон Селзник пригрозил ей судебным разбирательством.
Флеминг безжалостно вмешивался в сценарий. Скарлетт в его интерпретации становилась почти отрицательной героиней. Вивьен Ли с боем отстаивала свои реплики, раскрывавшие истинную мотивацию и логику действий ее персонажа.
Позднее из-за болезни Флеминга его заменял Сэм Вуд, а четвертым режиссером стал Уильям К. Мензис.
Одну из сцен фильма по просьбе Селзника снимал даже Альфред Хичкок. Однако в итоге эта сцена так и не вошла в фильм.

К слову, работа оператора также была удостоена "Оскара".

5. Да, самоотдача актеров, а с другой стороны тотальное нежелание сниматься фильме- меня поразили. В пробах на роль Скарлетт приняли участие порядка 1400 актрис. Кастинг обошелся в 92 000 долларов. Кстати, когда сама Маргарет Митчелл увидела Вивьен Ли, ее резюме было кратко и предельно точно: "Это моя Скарлетт".
Во время съемок падения Атланты, Вьвьен Ли, отказавшись от дублерши, снималась под артиллерийским огнем. Селзник требовал, чтобы на лице Вивьен всегда была красная пыль. Ею посыпали актрису не жалея. Именно эта «пыль», а также изнуряющие съемки по 16 часов в сутки, стали причиной зарождения у Вивьен туберкулеза. К концу съемок у нее появились морщины, был изможденный вид. Оператору даже приходилось изменять освещение, чтобы это было не заметно. Вивьен отдала фильму всю себя, потом не раз об этом жалея. «Если бы я знала, что все выйдет так – никогда бы не согласилась сниматься» – рассказывала она.
А большинство сценариев фильмов, где снимался Гейбл, писалось специально под него. Возможно, именно этим обусловлено то, что Гейбл… вовсе не горел желанием сниматься в такой сложной и многогранной роли Ретта Батлера. Гейбл как мог, пытался саботировать съемки или устроить скандал, чтобы быть отстраненным от роли.
Актер, которому предстояло воплотить на экране неподражаемого ироничного Ретта, был выбран после масштабного социологического опроса. Больше 80 процентов американцев видели на этом месте только Кларка Гейбла.
Однако согласно контракту, актер принадлежал на тот момент студии MGM, которая, в свою очередь, "перепродала" его продюсеру "Унесенных ветром" Дэвиду Селзнику за 1,2 миллиона долларов. Гейбл попросту не мог отказаться от роли - для этого ему пришлось бы разорвать контракт, потерять огромные деньги и остаться безработным.

6. Да, весь фильм меня тошнило от главной героини. На форумах после просмотра, я натыкалась на такие сообщения: «Несмотря на внушительный список скверных поступков, несмотря на неглубокий ум и эгоистичный характер, Скарлетт стала для миллионов читателей и зрителей образом для подражания, этакой феминисткой XIX века, прообразом современной деловой женщины». Я отношусь к тому типу людей, считающих, что деньги пахнут. Важно не только то, что ты достиг свою цель, более ценное- каким именно путём она была достигнута . Я плевалась весь фильм от того, что видела. Девушка сбегает из госпиталя, когда нужна помощь человеку. Замужество- лишь способ заработка. Когда рожает ее знакомая, она ищет врача, и даже видя (!) множество корчащихся от боли людей, смеет тратить время на глупые поиски. Доктор занят спасением жизней. Чего делаешь ты? По идее из слабохарактерной нюни должна была вырасти деловая женщина, клянущаяся, что не будет никто голодать, даже если ей придётся убивать людей ради спасения себя и «близких». Возможно, это лишь в фильме героиня показана настолько глупой, но что-то мне подсказывает, что нет. Я принимаю тот факт, что выйти замуж за возлюбленного своей сестры- это верный меркантильный ход, но это жених.мать его.твоей сестры. Are u kidding me? Неужели мозга хватило лишь на подобное? Кто знает, как поступили бы мы, будь в ее ситуации.

7. Да, длительность фильма убеждает. Каждый раз, когда я вижу, что фильм длится так долго (четыре часа, 2 части), мне кажется, что навряд ли сняли плохо и не по делу, переоценивания свои способности. Фильм затянут сильнее, чем корсет главной героини. Смотрела я его два дня, но было интересно понять логику героев, пришлось терпеть некоторые сцены, только потому что «ну они тогда не знали ещё как снять лучше». Эти постоянно сменяющиеся отношения, любовь была, любви нет, ребёнок был, ребёнка нет... Событий так много, что ты просто теряешься в поступках, потому что на какие-то не очень важные сцены уделяется хронометража больше, чем на значимые. Концовка фильма убивает меня по скорости переходов от одной ситуации к другой. Спешка убивает смысл и логику.

8. Да, это история про Гражданскую войну 1861-64 годов Севера и Юга США и общество того времени . Изучать прошлое по фильму из прошлого- ещё более увлекательно. Эпоха, унесённая ветром (проверить). Что ты из себя представляла? Полупатриархальному, традиционному, романтическому миру Юга, основанному на любви и рабстве, на сказке и мифе, поэзии и идеале, противостоял современный, рациональный мир Севера. Последний был замешан на рассудке, труде, эгоизме, корысти, на свободе и демократии, на науке и технике и других типичных ценностях прогрессивных янки. Авторы «Унесенных ветром» отстаивали правоту проигравших – отсталого, рабовладельческого Юга, защищали идеалы, которые ничего не значили для победителей, и учили миллионы зрителей, деморализованных событиями Великой депрессии, способности к сопротивлению обстоятельствам.

9. Да, ты можешь понять, на каких принципах строить семью и удивиться тому, что проходит время, а люди не принимают реальность и набрасывают паутину своих иллюзий на головы других людей, душат ею, и себя и другого человека, ожидая от другого одинакового восприятия мира.

[— Как ты можешь жениться на ней, если любишь меня.
— Как мне заставить тебя понять? Ты так молода, так легкомысленна. Ты даже не представляешь, что такое брак.
— Я знаю, что я люблю тебя. Я очень хочу быть твоей женой. Ты не любишь Мелани.
— Но мы с ней очень похожи друг на друга. Мы с ней одно целое. Мы с ней легко понимаем друг друга.
— Но ведь ты любишь меня!
— Ну как можно не любить тебя, когда в тебе столько огня и страсти к жизни—всего того, чего многим из нас не хватает. Но этого недостаточно для удачного брака между двумя такими разными людьми.
— Ты просто трус! Боишься меня! И со страху готов жениться на этой маленькой дурочке, которая кроме да и нет, ничего больше сказать не может.
— Не смей так говорить о Мелани!
— Да кто ты такой чтобы мне указывать, что говорить, а что нет?
Ты заставил меня поверить, что женишься на мне!
— Будь справедлива! Я никогда тебе не обещал.]

Для тех, кто ещё сомневается, что важнее в отношениях- уважение и поддержка, возможно, без жгучей безумной страсти или та самая страсть, а может быть просто жить за чужой счёт, без любви, этот фильм покажет, что на самом деле главная героиня всего происходящего: Мелани Гамильтон. Женщина, которая по-христиански приносила себя в жертву обстоятельствам, став опорой, «костылем» своему мужу-идеалисту Эшли. Во всех ситуациях Мелани сохраняет непостижимую доброту и прикрывает своей любовью всех вокруг, в том числе и отвергнутую обществом Скарлетт. Она знает об интрижке между ними, конечно знает, но поступает по-доброму, защищая и ту сторону и свою семью от позора. Но этот фильм не только о любви, понимаете? Очень однобоко рассматривать его с позиции романтики и только.
Хотя... честно, я не понимаю, почему люди тащатся со страсти между Реттом и Скарлетт, периодически он ее унижал. Неужели подобный формат общения воодушевляет сердца?

Заодно в полной мере можете здесь познать, что означает любить одного, при этом быть влюбленным в другого человека.


10. Да, символизм. Лошадь- как символ судьбы. Отец главной героини, Джералд О’Хара, преследуя чужака янки, падает с лошади при попытке взять барьер и ломает шею. Ее дочь, маленькая Бонни, погибает, когда пытается перескочить через забор на своем пони. Лошадь в «Унесенных ветром» - символ судьбы, с которой бессмысленно бороться.

11. Да, игра актеров. Я настолько прониклась игрой, что села писать рецензию, не думая делать это. Вивьен ослепляет, покоряет, завораживает. В ее исполнении ты буквально чувствуешь, как клокочет ненависть в груди Скарлетт, но как она, чудовищными движениями силы воли, манипулирует этой ненавистью, двигая в нужное ей русло. Есть на форумах сообщения, что актёрская игра оставляет желать лучшего, и герои на самом деле не такие. По мне: нужно судить о том, как человек себя ведёт в кадре, вызывает ли эмоции, как улыбается, как стреляет глазами в сердце. А все остальное— это работа сценаристов. В написании отдельных сцен фильма участвовал известный писатель Скотт Фитцджеральд, имя которого так и не появилось в титрах картины. К слову, как гласят источники, окончательным вариантом сценария Маргарет Митчелл осталась весьма недовольна.

Кстати, первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты; на тот момент исполнительница роли Скарлетт ещё не была утверждена и её играла актриса, имя которой осталось неизвестным.

12. Да, мне нравится юмор этого фильма. Жестковат, колок, циничен, но самое то.

13. Да, я его включила после новости о том, что фильм исключают из открытого доступа платформы HBO Max за "расизм". Как сообщили представители сервиса, в оскароносной картине темнокожие рабы довольны своим положением, что, по мнению некоторых борцов за права, просто нонсенс. Теперь «Унесенные» могут вернуться лишь со специальной пометкой, что в картине поднимаются «неоднозначные темы». Но посмотрев фильм, меня больше удивило, почему никто не начал кричать об обратном расизме? Приложу видео к посту.
Однако, Блестящая работа Хэтти Макдэниел (няня Скарлетт) была удостоена высшей награды - премии "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана. Это был первый случай в истории, когда темнокожая актриса получила "Оскара" (ранее не было даже номинаций). Ирония судьбы заключается в том, что Хэтти не смогла даже присутствовать на премьере фильма в Атланте. Продюсер картины Дэвид Селзник всё же пытался добиться присутствия Хэтти Макдэниел на показе, но руководство «MGM» не рекомендовало этого из-за тогдашних законов штата Джорджия, согласно которым Хэтти пришлось бы жить в отеле для чёрных и сидеть на показе отдельно от своих коллег. Кларк Гейбл тоже пытался добиться присутствия Макдэниел и грозился бойкотировать премьеру, но актриса сама уговорила его поехать. Несмотря на трудности, возникшие в Атланте, Макдэниел присутствовала на дебютном показе фильма в Голливуде 28 декабря 1939 года.

14. Да, фильм учит.
14.1 Победа не всегда достаётся тем, кто идёт напролом.
14.2 А любовь к своей земле, кормящей тебя, рано или поздно все равно даст о себе знать. Куда бы ты не убегал- не забывай свои корни, иначе потеряешь самого себя.
14.3 В топках великих войн не всегда выживают лучшие люди, и уж точно не самые лучшие всплывают на поверхность. Скарлетт с самого начала не была ангелом, но в войне сгорели все ее лучшие человеческие качества. Скарлетт О`Хара, вышла из войны завистливой, лицемерной, эгоистичной, жестокой, расчетливой, безнравственной сукой.

Из забавных фактов, что я вычитала потом.

Отношения Кларка Гейбла (Рэтт Батлер) и Вивьен Ли (Скарлетт О’хара) не заладились. Они были слишком разные люди. Гейбл всегда покидал съемочную площадку в 18.00, когда как Вивьен готова была работать круглосуточно. На эмоциях она назвала Кларка офисным планктоном из юридической компании. Добрые люди ему передали. С тех пор Гейбл мстил Вивьен весьма изощренным способом, наедавшись лука перед сценами поцелуя.

P.S. Когда я в новой шляпке, цифры не держатся у меня в голове.
P.P.S. Land is the only thing in the world that amounts to anything for 'tis the only thing in this world that lasts, and don't you be forgetting it! 'Tis the only thing worth working for, worth fighting for,worth dying for.
P.P.P.S. Тогда Вивиан (настоящее имя актрисы) состояла в браке с адвокатом Гербертом Ли Холманом и не испытывала никаких восторженных эмоций. Вивьен Ли писала Ли Холману: «Я не выношу Голливуд… Я никогда к этому не привыкну — как я ненавижу сниматься в кино».
P.P.P.P.S. Мне понравилось. Прикоснуться к эпохе, в которой не жил- прекрасная возможность, которой не пользуются только глупцы.

#унесенныеветром #обзорфильма #скарлеттохара #реттбатлер #1939 #оскар #вивьенли #маргаретмитчелл #девидселзник #кларкгейбл


Рецензии