Важней характер иль лицо?

В характере человека больше изъянов, чем в его уме.
                - Ф. Ларошфуко

Важней характер иль лицо?
Ответы разные бывают.
Зависит часто от того,
Какую в жизни роль играют.

Для театрального искусства
Характер надобно сыграть
И лицедей его искустно
Способен часто подобрать.

Вот в дреанегреческой трагедии -
Актёры в масках - без лица…
Какие страсти всё же сумели
К нам донести через века!

Вот Невский с Грозным не похожи,
Хоть с ветви Рюрика они,
Ну а Черкасов, в образ вхожий,
Хоть с Паганнелем не сравни.

Итак, характер нам первичен
Чтоб образ личности понять.
Но много Гамлетов различных
Характер разный - как играть?

И есть примеры, где лицо
Первично и незаменимо:
Вот Мона Лиза. И оно
Едино и неповторимо.

А Микельанжело Давид,
Иль Аполлон от Леохара…  (1)
Лицо другим не заменить!
Так что первично? Что начало?

Герой великий Ренессанса
Считал, что через тысячу лет
Не будут знать оригинала,
А лишь скульптуру и портрет. (2)

Коль есть характер в той скульптуре,
Тогда запомнится лицо!
Так повелось во всей культуре -
Характер виден мастеров.

Но ценим душу по лицу -
Красивый Лебедь -  ангел значит!
А Ворон что?  Привык к всему.
Виновным сможет стать тем паче!

Душа - не внешность напоказ,
И сердца доброту "в надежде"
Но всё ж встречают каждый раз
И провожают по одежде.

Герой-любовник - он красив,
А Несчастливцев жалок сразу...
Так учат нас. Простой мотив
Ведёт по жизни, как рассказу.



(1) Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.) Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась.

(2) Скульптуры Микельанджело не имели портретного сходства со своими прототипами. Он ненавидел портреты и говорил, что подобная мелочь никому не нужна, так как это никто не заметит через тысячу лет


Рецензии
Очень интересные мысли, Оскар!
Думаю над Вашим вопросом, не могу выбрать:)))
Важно и то, и другое:)))
С улыбкой,
Ирина

Вот такое прочла недавно:

На одежду мой вкус не менялся,
Ни в деньгах, ни по модным журналам.
Лишь бы лучик с небес пробивался,
На земле стало светлого мало...

Интересно меняются люди...
Богатеют, беднеют, умнеют...
Но душа одинаковой будет,
Даже если виски поседеют.

Тот, кто зол, тот не станет добрее,
Тот, кто жаден, тот щедрым не будет.
Кто труслив, тот не станет смелее...
Ведь в душе не меняются люди!

И вот это я главным считаю...
Душам незачем лгать, притворяться...
Я открытой её оставляю,
Не умеет душа одеваться…

Ирина Самарина-Лабиринт

Ирина Волокина   16.06.2020 01:15     Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина!

Согласно классику: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли... (А. П. Чехов).
.
Здесь ударение на "должно". В идеале. А я писал о реальной жизни. В этой реальной жизни судят и по внешности и по одежде. И составляют первое впечатление, которое вторым уже не исправишь. На этом построено и изобразительное искусство (за редчайшими исключениями), и театр, и кино. Положительные герои должны быть с открытым лицом и нравиться сразу (как Столяров и Орлова) и т.д.
Душа же сразу не видна. Её можно оценить только по поступкам и только в трудное время, и то не всем.
Об этом и стих с соответствующими примерами.
И ещё:
.
Где мера чтобы взвесить душу?
Измерить мысли глубину?
Понять влияние искусства?
Дать цену яблоням в цвету?

Влияние стресса всем известно,
Известно всем, что лечит смех.
Каков объём у интеллекта?
Как горизонт широк у всех?

Как много это - "доля правды"?
В цене какой "святая ложь"?
Идёт к лицу чужая слава?
Дешевле жизни не найдёшь.

Привыкли всё считать мы, мерить,
На деньги все переводить.
Вам "золотое сердце" взвесить?
Не всё возможно оценить.
.
.
.
Но всё же был один метод измерения души в Древнем Египте:
.
.
Цивилизацией древнейшей
Египет был и неспроста -
Впервые там у всех умерших
Была бессмертная душа.

Были законы и запреты,
Что можно ими что нельзя.
И пред Осирисом ответы
Держать. Он грозный судия.

Отчёт умершего - основа:
Как жил, что делал, где грешил.
Ругал отца иль фараона,
Иль воровал, иль много пил.

Прелюбодействовал быть может,
А может трусил или лгал.
Никто судье солгать не может
Как жил, что думал, кем ты стал.

Затем идёт научный опыт:
Кладётся сердце на весы
А мерой веса нет другого,
Там страуса перо лежит.

И если сердце перевесит
Под тяжестью грехов своих,
Там «пожиратель» есть на месте
И сердце слопает он в миг.

На бегемота он похожий,
Так начинается путь в ад...
На сердце вашем тяжесть тоже?
Осирис будет очень рад.

Судил он душу. Ел он тело;
Чтоб им не встретиться уже.
И мумии не сделать дело -
Скитаться навсегда душе.
.

С уважением и благодарностью за интерес к моим темам,

Оскар Хуторянский   16.06.2020 05:21   Заявить о нарушении
С душой и лицом мы уже разобрались.
А насчёт души и тела я когда-то писала:

Из цикла Четверостишия Душа и тело
Ирина Волокина
А счастья никому не запретишь,
Случается - как с неба ниспадёт.
ТАК мыслями иной раз согрешишь,
Что тело лишь руками разведёт.

Иллюстрация здесь:
http://stihi.ru/2017/07/25/1598

Ирина Волокина   18.06.2020 22:58   Заявить о нарушении