2. Пространство и время

Теперь нам предстоит перейти к области куда более сложной и даже таинственной. Хотя бы потому, что понятия пространства и времени появились почти одновременно с понятиями вечности и бесконечности бытия. Остается лишь удивляться, как такие сложнейшие философские категории могли возникнуть в умах неразвитого человечества  еще 6-7 тысячелетий до Р\Х. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с индийскими Ведами и Упанишадами.

УПАНИШАДЫ посвящены теологическим, философским и метафизическим рассуждениям. Аргументация, обсуждение, поучение и размышление – вот их область. Упанишады посвящают себя, главным образом, исследованию природы человека, вселенной и их отношения к бесконечному бытию. Поэтому мы вправе сказать, что метафизическое прочтение фундаментальных свойств мироздания на много тысячелетий опередило их физическое (материалистическое) обоснование.

Подчеркнем: уже само понятие вечного и бесконечного ставит их впереди пространства и времени; они вторичны и должны были иметь для своего появления весьма серьезные причины. То же самое и с бесконечным бытием, которое не есть вечная жизнь и вечное движение в нашем сегодняшнем понимании.

Бытие, или Брахман, оставаясь вечно неизменным Абсолютом, выражает себя в вечно изменяющихся относительных состояниях мироздания. Бытие, сохраняя свой неизменный, вечный, абсолютный характер, выражает себя в различных формах и явлениях разнообразной Вселенной.

Спустя почти 10 тысячелетий А. Эйнштейн сформулировал этот постулат несколько по-другому: «Все во Вселенной относительно, а существование различных миров, процессов, форм и проявлений может быть объяснено только с точки зрения относительности». То есть практически повторил старую истину: «ВСЕ ПОЗНАЕТСЯ В СРАВНЕНИИ» (Рене Декарт).

Однако «отцом» принципа относительности заслуженно считается Галилео Галилей, который впервые обратил внимание на следующее: находясь в замкнутой физической системе, невозможно определить, покоится эта система или равномерно движется. В своей книге «Диалоги о двух системах мира» Галилей сформулировал этот принцип следующим образом:

«Для предметов, захваченных равномерным движением, это последнее как бы не существует и проявляет своё действие только на вещах, не принимающих в нём участия».

Таким образом, в поле нашего зрения попадают еще два свойства мироздания:  покой и движение, а также материя и энергия. Согласно современным взглядам,  материя и энергия не принадлежат к одному классу понятий и не должны образовывать в представлении человека какую-то пару.

МАТЕРИЯ – термин неоднозначный. Для неё существует несколько разных определений, использующихся как в научной литературе, так и в научно-популярной. Каждое определение охватывает определённое подмножество частиц. То есть, материя – это всегда какое-то вещество, но какое именно, зависит от контекста.

ЭНЕРГИЯ – термин однозначный (по крайней мере, в физике). Но энергия – это не вещество. Это то, что есть у вещества. Т.е. с точки зрения физики, они не являются диалектической парой, а есть ложная дихотомия. И вообще,
материя и энергия – это ещё не всё, что делает Вселенную вселенной.

 А что тогда можно сказать о пространстве и времени?  Самое простое - это то, что пространство и время – всеобщие формы существования; это их протяженность и длительность. Вообще же об этом можно говорить бесконечно много,  но сказать бесконечно мало, настолько эти фундаментальные свойства  неопределенны, взаимопроникаемы, текучи, изменчивы и трудно интерпретируемы. И все же некоторые параметры можно обозначить достаточно четко.

Поскольку пространство и время неотделимы от материи и энергии, правильнее было бы говорить о пространственно-временных свойствах и отношениях в разнообразных замкнутых и незамкнутых системах.

Выделяют всеобщие и специфические свойства пространства и времени, а также исследуют особенности пространства и времени в микромире, макромире и мегамире. Если мы берем за основу материальность мира как такового, то  всеобщими  свойствами  пространства и времени становятся:

1. Объективность и независимость от человеческого сознания и сознания всех других разумных существ во Вселенной (что ныне оспаривается!)

2. Абсолютность – они являются универсальными формами бытия материи, проявляющимися на всех структурных уровнях ее существования.

3. Неразрывную связь друг с другом и с движущейся материей.

4. Единство прерывности и непрерывности в их структуре – наличие отдельных тел, фиксированных в пространстве при отсутствии каких-либо «разрывов» в самом пространстве.

5. Количественную и качественную бесконечность, неотделимую от структурной бесконечности материи – невозможность найти место, где отсутствовали бы пространство и время, а также неисчерпаемость их свойств.

Всюду, где есть любое взаимодействие и движение материи, сосуществование и связь ее элементов, обязательно наличествует пространство и время; всюду, где имеется сохранение материи, длительность ее бытия и последовательность смены состояний, будет и время, включающее в свое содержание все эти процессы.

Однако, как уже говорилось, в разных системах измерений они будут выглядеть и вести себя по-разному.

Вполне можно говорить о пространстве и времени в физическом, математическом, социальном, историческом, психологическом, философском, религиозном и духовных смыслах. Можно говорить о феномене наблюдателя, стреле времени, «конусе света», векторах времени и пространства и СОБЫТИИ - основной единице пересечения координат жизни, пространства и времени.

В обычном трехмерном пространстве позиция определяется тремя числами, известными как размерность. В декартовой системе координат они называются x, y и z. Позиция в пространстве-времени называется событием и требует указания четырёх чисел: трёхмерное местоположение в пространстве, а также положение во времени. Таким образом, пространство-время четырёхмерное. Событие — то, что происходит в определённое мгновение в одной точке пространства-времени, представленной набором координат: x, y, z и t.

Термин «событие», используемое в физике и математике, не следует путать с использованием слова «событие» в обычном разговоре, где оно может означать все, что угодно.

Итак, история развития наших представлений о мироздании прошла несколько этапов - мифологический, метафизический и натурфилософский, механический и, наконец, квантово- релятивистской.

Вхождение  эволюционных идей в общую картину физико-математического мира привело к утверждению таких принципов как системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность.

СИСТЕМНОСТЬ означает воспроизведение наукой того факта, что мироздание предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - это признание невозможности существования мира вне развития, эволюции.

САМООРГАНИЗАЦИЯ - наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе ее эволюции.

И, наконец, еще один принцип - признание историчности, т.е. принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира.

В данном случае были перечислены лишь важнейшие достижения ряда физических  наук. Вместе с тем нельзя не отметить, что в середине ХХ - начале Х1Х века появился острый интерес к «нефизической картине мира», связанный с зарождением  философии «нового времени», психологии развития, гуманистической , интегральной и трансперсональной психологии, появлением оригинальных  теорий личности, разума и сознания, открытиями медицины, нейролингвистики, нейрофизиологии, социологии, культурологии и современным пониманием искусства и творчества. 

Стали доступны для изучения и освоения религиозно-философские системы и духовные практики Востока, значительно изменилось отношение и к традиционным мировым религиям - индуизму, буддизму, иудаизму, исламу и христианству.

Самым удивительным образом произошел распад прежде единого мира на две составляющие - мира физико-математического, мира научных идей, теорий и концепций, мира науки и людей науки и мира человека и разобщенного человечества. Первая оказалась отчуждена от второй  и практически никак не влияла на ее самосознание, рост и развитие. Не будем сейчас говорить о прогрессе социальном и научно-техническом: это особая тема, требующая  особого исследования.

Человеку стало жизненно важно понять, ЧТО ТАКОЕ ЕСТЬ ОН САМ; ЧТО ЕСТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО МИР И ДРУГИЕ ЛЮДИ В ЭТОМ МИРЕ; КАКОВО ЕГО - ИМЕННО ЕГО!- ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ; КАК ЕМУ ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ В ЭТОМ МИРЕ; КАК ИЗМЕНИТЬ СЕБЯ В МИРЕ И МИР В СЕБЕ; КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ И КАК ПРИБЛИЗИТСЯ К БЕССМЕРТИЮ. НИ НА ОДИН ИЗ ЭТИХ ВОПРОСОВ ФИЗИЧЕСКАЯ НАУКА ОТВЕТИТЬ НЕ В СИЛАХ.

После  всего изложенного  (а изложена лишь крошечная часть открытого, описанного, доказанного, возможного и гипотетического)  возникает странное и трудно объяснимое ощущение: невозможно судить о мироздании либо делать какие-то  выводы на основании одного или нескольких свойств (качеств) либо
одной из систем их измерения. Следовательно, опять предстоит возвращаться к  НАЧАЛАМ, ИСТОКАМ  И ОСНОВАМ  ВСЕОБЩЕГО; например с определения того самого Всеобщего Бытия, о котором мы говорили в самом начале. В Веданте  оно звучит так:

«Вечное; Абсолютно реальное; Единое и Всевышнее; То, что объемлет собой все; Истинный смысл не только  духовной, материальной и сознательной субстанции во всех идеях, силах и проявлениях Вселенной, но и их источник, поддерживаемый  силой Космического и Супракосмического  Духа».

Сложно?  Как-нибудь бы попроще… ТАК НЕ ВЫХОДИТ ПОПРОЩЕ! Иначе как нам ответить на достаточно простые вопросы: применима ли к мирозданию в целом диалектика как наука о развитии? Или она касается только жизни? Тогда какой - доразумной или только разумной? Насколько истинна теория эволюции, причем не эволюции наших представлений о мире, а эволюции  самого мира?  Как Вечность и Бесконечность смогли породить Пространство и Время? Откуда и как в них появилось Движение?

Зависит ли (и как, если зависит!) восприятие пространства-времени от эволюции разума и сознания, если эта эволюция существует? Не является ли время функцией исключительно живой материи? Чем определяется СОБЫТИЕ, или, точнее, СО-БЫТИЕ  в нашей жизни, и как оно связано с прошлым, настоящим и будущим?

Почему многие современные психологи считают особо тонкое и многомерное восприятие пространства-времени одной из основных линий мирового развития? Почему даже самые современные математические и физические модели мироздания не удовлетворяют ни ума, ни сердца, ни души? И не удовлетворяют все больше и больше? Как впрочем, не удовлетворяют ни религия, ни философия, ни психология?

ЧТО СТОИТ ЗА ВСЕМ ЭТИМ И СТОИТ ЛИ ВООБЩЕ?

*** 


Рецензии