Дымка. Короткий рассказ про собаку

В начале 80-х я работал в одной из геологоразведочных партий,в отрогах старого Тянь-Шаня. В нашей бригаде было 5-ть человек, включая геолога, Володю. Мы же были все горнорабочие, которые имели опыт работы в подземных выработках. На Тянь-Шане мы брали пробы в старых заброшенных штольнях и спускали в город в лаборатории,где их проверяли на наличие редких минералов.

Лагерь наш находился на отметке более 3000 метров над уровнем моря.Работали мы в горах только по будням,а на выходные спускались в город. В один из таких заездов я взял с собой из дома нашу собаку - Дымку, так её назвали за дымчатый окрас. Дети год назад подобрали её где-то на улице совсем ещё щенком.Была она неопределённой породы,похожая на маленькую лисичку. В лагере, под нашим вагоном, я соорудил ей что-то наподобие собачьей будки из ящика из-под взрывчатки и постелил старую фуфайку,ночами в горах было довольно холодно.

Дымка от меня не отставала ни на шаг, иногда даже мешала, когда мы брали пробы. В лагере были и другие собаки,но они почти всегда оставались ближе к кухне, а Дымка таскалась за нами по штольням. В один из дней, когда переходили из одной штольни в другую, мы встретили чабана,который перегонял отару на другое место. Мы знали, в том направлении,куда шла отара,дорожники готовили в этот день подрыв скалы. Мы долго пытались объяснить чабану,что в ту сторону отару гнать опасно, но он ничего понять не мог. Дело в том,что чабан был таджик,а Иргаш из нашей бригады-узбек, а таджикский и узбекский это два разных языка,хотя есть похожие слова.

Здесь нужно заметить,что пока мы беседовали с чабаном, Дымка со звонким лаем кружила вокруг вожака отары - крупного козла, а тот нагнув голову с огромными рогами, пытался отогнать надоедливую собачонку. В это же время по горам разнеслось, как эхо, три холостых, предупреждающих выстрела, говорящих о том, что скоро будет взрыв и надо где-то найти укрытие.

Мы знали, где будут рвать и поспешно укрылись под отвесной скалой. Пытались увести с собой чабана, но не получилось. Я звал за собой собаку, но она так была увлечена козлом,что на мой голос не обращала никакого внимания. Ещё через
минуту, качнулись горы и прогремел сильный взрыв. Полетели камни и серое облако густой пыли накрыло всё вокруг. Мы стояли тесно прижавшись к скале и ждали, когда осядет пыль. Через несколько минут лёгкий ветерок потянул из ущелья и разогнал пыль.

Мы увидели следующую картину: отара вся в страхе недалеко от нас жалась к скале, а чабан сидел на корточках там, где мы его оставили. Ватным хлатом-чапаном он догадался накрыть голову и также, как и овцы с козами, дрожал от страха, повторяя одно и то же слово:"Бомба,бомба". Иргаш первым заметил, что ни козла, ни Дымки не наблюдается на этом небольшом плато. Чабан наконец немного оправился от страха, оглядел отару и объяснил Иргашу, мешая узбекские, русские и таджикские слова, что в отаре нехватает пять голов, вместе с козлом-вожаком.

Здесь необходимо заметить, что в этих смешанных отарах ангорских овец и коз, вожаком в отаре всегда был козёл, а не баран. Чабан-таджик средних лет махнул рукой на пропасть,показал пятерню и повторил "Беш", что означает пять. Иргаш осторожно подполз к краю скалы, долго смотрел вниз и наконец позвал меня. Я также осторожно подполз к краю, и Иргаш показал вниз. Прямо под нами, может метрах в тридцати, на коротком выступе лежала распластанная Дымка, сверху казалось, что это кто-то растянул шкурку для сушки. Иргаш сказал:"Всё Димка-кердык", т.е.-конец. Он почему-то Дымку всегда называл "Димка", хотя я ему не раз объяснял, что Димка - это мальчик, а Дымка - девочка. Но , если в узбекском языке солнце-Он, то всё понятно. Так вот, мне только до сих пор непонятно, каким образом,чабан сразу определил, сколько голов не хватает в отаре? Тем временем он тонким свистом подозвал двух азиатских овчарок, которые собирали по ущелью отставших овец и коз,  и начал разворачивать отару в ту сторону, откуда пригнал, хотя мы ему пытались объяснить, что теперь он может гнать, куда гнал. Но чабан упорно твердил "Ек,ек,бомба", и переубедить его было невозможно.

Мы благополучно перенесли инструмент на другую штольню и вернулись в лагерь. В этот день мы после обеда спускались в город, но радости я не испытывал, все мысли были о Дымке. Во всём происшедшем я считал себя виновным...Мог же я отогнать её от этого чёртова козла. Не знал, как буду оправдываться перед домочадцами за её гибель. Так и было...дома её смерть переживали,как смерть близкого родного человека.

В понедельник, как обычно, нас по городу собрала машина, и где-то около трёх часов дня мы были в лагере. В этот день, или вернее остаток дня, каждый занимался своими личными делами. Когда стемнело дизелист завёл дизель-генератор, и в лагере, в вагонах, где были лампочки, загорелся свет. Я читал книгу на втором ярусе кровати, ребята играли в карты. Было около полуночи, когда, чуть слышно из под вагона донеслось собачье поскуливание. Я прикрикнул на ребят, чтобы они на минуту замолкли и объяснил в чём дело. Через пару минут все с шахтёрскими фонарями уже были на улице. Лучи света от фонарей были направлены в одно место, туда, где находилась собачья будка Дымки. Там мы увидели, то, что нас привело в полный стопр: из будки наружу с вытянутыми задними лапами,с окровавленным задом, лежала и тихо скулила... Дымка. Все стояли и молчали...Это было что-то из "очевидного-невероятного".

Послали в соседний вагончик за нашим Володей-геологом, который мог на всё необъяснимое найти объяснение. Объяснение получилось следующее: когда прогремел взрыв, отара шарахнулась в разные стороны, и козёл с Дымкой и ещё несколько голов сорвались в пропасть.Так как Дымка была легче весом и меньше по габаритам, от удара об выступ её не отбросило от него и она осталась лежать на нём, где её и увидел гриф-падальщик. На этом выступе ему обедать было неудобно, он её схватил и вынес из пропасти на верх, где она скорее всего очнулась и укусила грифа, или его кто-то спугнул. Других вариантов просто нет... Или есть...У неё на тот момент выросли крылья??? Вот только как она бедная, на двух передних лапах доползла до лагеря??? Возможно гриф где-то не далеко от лагеря хотел пообедать. Это было второе рождение Дымки.

Скоро другие собаки зализали ей все раны, и через пару недель Дымка своим звонким лаем по ночам отгоняла бродивших вокруг лагеря шакалов.


Рецензии
Собаки замечательные существа! Верные, добрые, веселые и стойкие.

Вероника Болдырева   13.07.2020 00:47     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание!

Нижегородцев Николай Петрович   13.07.2020 14:29   Заявить о нарушении