Эмиль Горовец. Уникальные встречи

Эмиль Горовец - имя этого гениального человека было знакомо каждому. Он не имел правительственных наград, но его обожали миллионы. Он был королем эстрады в 60-70-е годы. Золотой голос эмиграции.

В начале 90-х годов я познакомилась с Эмилем Горовцом на вечере памяти его жены Маргариты, где он пел, а из глаз катились слёзы. Вместе с ним плакала вся эмиграция. В антракте ему передали мою касету. Эмиль заинтересовался и- предложил вместе работать. Ему понравилась моя лирика и эмигрантские, но особое внимание он обратил на 10 песен, которые исполнял по Американскому радио. Вскоре он пригласил меня учавствовать в его Юбилейном туре по городам Америки.

Выступления, репетиции и просто общение с ним стало незабываемым периодом в моей жизни. Он был моим лучшим другом и учителем. Выступать с ним на одной сцене и одновременно быть ведущей концерта - большая привилегия - ведь Эмиль был королём эстрады, а я молодой автор и исполнитель (первое отделение он отдавал мне, во втором выступал сам).

Я не могу сказать что он был человеком лёгким, совсем нет, но одно компенсировало другое, он был уникален. Его талант и мастерство безграничны. Мы работали вместе более 5 лет, 5 лет, как один миг.
*******
В Москву Эмиль приехал после окончания школы, не зная ни одного слова по русски, говорил только на идиш. Каким надо было обладать трудолюбием, чтобы получить в России такую популярность - заполнять стадионы! Согласитесь - это большой талант. Я шутя называла его “сын кузнеца” и он этим гордился.

Эмиль прекрасно исполнял классику, пел на итальянском, русском, английском и, конечно, на идиш. Идиш – был его конёк! Он окончил театральное училище Михоелса и Московскую консерваторию по классу вокала. Эмиль как-то совершенно по особенному любил песню. Всю жизнь работал над собой: ежедневные репетиции, поиск нового, сам писал песни, был новатором. Он не давал себе никаких поблажек – эталон трудолюбия. Поднимал архивы, изучал творчество погибших в годы культа личности Сталина: поэтов, писателей, певцов, музыкантов, артистов.

Работая все годы эмиграции на радио, вначале на американском, затем на русском, постоянно доносил до слушателей автобиографии и песни погибших. Пока он жил, жили и они. Эмиль Горовец объехал с гастролями Союз, Америку, Западную Европу и Австралию с женой Маргаритой Полонской и аккомпаниатором Володей Ратнером.

А как он относился к своему голосу! – пример для всех нас. Голос для Эмиля был самостоятельной личностью, он так и говорил: “Мой голос этого не любит”, или “Ему это не на пользу. Я не терплю запах сигарет, не так я, как мой голос.”

Перед выступлением он ни с кем не разговаривал, давая голосу отдых, общался с очень ограниченным кругом людей. На сцене заводной, весёлый, - дома замкнутый.

Жил он очень скромно, хотя не был беден. Не имел ни собственного дома, ни машины, ни автоатветчика. Скромная мебель, никаких излишеств. В гостинной висел портрет отца – он был кузнец, и матери – искуcстной кулинарши. На видном месте были фотографии внуков – Ани и Дани. Про Анечку он говорил: “замечательная девочка, красивая такая - в Горовцов, а Даня - с большим юмором, любит петь.”

Говоря о нём нельзя не сказать о его жене Маргарите Полонской. Эмиль и Маргарита были исключительной парой, образцом любви, уважения и трудолюбия. Маргарита в своё время научилась у мамы Эмиля готовить изысканные блюда для своего любимого мужа. Она выучила литературный идиш, свободно читала, писала, играла в спектаклях и всё ради него. Её мать была ведущим врачом, отец - адвокат. Эмиль и сам говорил: “Горовцом меня сделала Маргарита, если бы не она, я бы не состоялся”. Он не стеснялся этого, скорее гордился ею, любил и очень уважал.

С большой гордостью говорил о сыне Саше: “Oн всегда был самостоятельным, раньше нас приехал в Америку, поступил в университет и стал врачом, как его бабушка, мать Маргариты”.

После смерти жены, Эмиль особенно замкнулся, ушёл в себя, да это и понятно - 50 лет вместе прожили, она была его любовью, другом, партнёром, мэнаджером всех выступлений.

Он был выдержанным, где надо находчивым и терпеливым. Даже в антракте, когда здоровье подводило, то выходя на сцену быстро приводил себя в порядок и снова пел, подтанцовывал, заводил зал и дарил свой талант людям. Великий мастер с редчайшим голосом, наш с вами соплеменник, богатство и гордость всего народа - Эмиль Яковлевич Горовец.
Автор Lena Alex Vinokurova


Рецензии