Социальная психология. Реферат

Введение

Для того, чтобы проанализировать структуру социальной психологии, логично, для начала нужно прояснить, чем же является социальная психология, что значит ‘социальный’, и чем является ‘социум’ в общем. Любопытно поразмыслить, опираясь на свой личный жизненный опыт и накопившиеся знания, неприбегая за помощью к уже имеющимся, установленным определениям. Начнём с понятия ‘социум’.
И так, ‘социум’. Разделим слово по слогам. Для чего? Во-первых, потому что, когда рождается человек, он неговорит так красноречиво объёмными фразами, великолепно оперируя совершенными речевыми оборотами, как это может делать состоявшийся образованный человек. Ребёнок, родившись, общается с миром звуками (образно – буквами). Затем, обретя созвучие с окружающим миром, учится читать по слогам, и, в дальнейшем, пройдя определенный путь развития, постигает образные речевые обороты – фигуры речи. По этому, чтобы понять какое-либо слово, нужно попробовать найти основу его образования, вернувшись к истокам – к природе. Если в природе, в её огромном, непостижимом многообразии, того, что мы пытаемся осмыслить (найти смысл – суть), осознать (определить взаимосвязи), передать, показать, разъяснить нет, то беда. О чём и как можно говорить, когда суть неясна, когда непонятно о чём идёт речь? А как разъяснить человеку, чего сам непонимаешь? Человек – нераздельная часть природы. И, если человек живёт вне природы, и с природой себя неассоциирует, то он подобен предмету без души. Конечно же, лучше всего понимать каждую букву (каждый звук). А как возникли буквы? Вы играли когда-нибудь в игру ‘ассоциации’ (варианты) –  ‘Крокодил’ (Лидер (учитель) Кроко), которая, возможно, произошла от Дракона по имени Кроко, который умнейший из всех (интересно вспомнить вулкан Кракатау)? В ней без слов, без звуков нужно передать слово, фразу, предложение или рассказ с помощью жестов, рисуя различные образы. Думаю, что сначала люди рисовали, свои образы в воздухе, затем начертали для наглядности на земле, и, те образы, которые были наиболее понятны и доступны соплеменникам, затем озвучивали. Так как объёмные образы рисовать долго, а бывает, нужно передать что-то очень быстро, то понятные образы стали обозначать символами – буквами. Например, в беларускай мове ‘буква’, именуется ‘літара’, и от неё ‘літаратура’. Например, в верованиях многих народов, боги жили на горе и, спускаясь к людям, передавали знания. Например, образно Л – гора, і – информация (знания, мудрость, человек, у которого над головой солнце, ясный ум, озаряющий), ‘та’ – того ‘ра’ – света (мира), которая, обретя форму (образ) – ‘тара’, стала учением (образом жизни). Следовательно, озарённого человека, способного взойти к богу могут звать іЛьнар, если это мужчина, и іЛьнара, если женщина – так называемые просветлённые, озарённые, солнцеподобные, которые родились (нарадзіліся) на свет. Изветно ли вам имя пророка іЛія? Изходя из изложенного, подбирая взаимосвязи, рассмотриваем ‘социум’. ‘С’ представляет собой что-то, что можно сомкнуть, что-то, что можно с чем-то соединить – какая-то связь. ‘О’ – представляет собой замкнутое пространство, нечто целое, единое. ‘Ц’, как я представляю, эта буква писалась ранее иначе, как ‘С’, с просветом в обратную сторону, и, если их поставить друг на друга, то получим ‘S’. Так вот ‘С’ с просветом в обратную сторону могло обозначать, как дополнение, добавление чего-то к чему-то, как дополнительное звено, слияние, говорящее о прочности, целостности, стабильности. В общем, нынешнее графическое обозначение ‘Ц’, тоже внушает доверие, правда?  Про ‘И’ (і), уже написано выше. А вот буква ‘У’ весьма интересная. Чтобы понять её суть представьте, что вы стоите с распростёртыми, руками и пытаетесь устремиться в небо, как бы пытаясь взлететь. Между вашими руками получается некое пространство, которое образно представляет собой весь небесный простор, космос, вселенная, и то, что человек передаёт в простор, в небо, в космос, во вселенную. Т.е. образно говоря ‘У’, как предполагаю – пространство над землёй. А вот ‘Ў’, которая в русской мове пишется, как ‘В’, представляет собой всю ширь и необъятность земли, всё то, что человек в себя вбирает, всё, что принимает из вселенной, космоса, неба простора. Ещё обозначается, как ‘;’ (дужка над буквой представляет собой магнитное притяжение земли). К слову, буква ‘Й’ подобно ‘Ў’, но обозначает более точное, детальное, уточнённое, конкретизированное, максимально приближенное к истине (имена пророков Йов, Самуйл). А ноги (хвостик буквы у), образно – устойчивая  взаимосвязь с землёй, укоренение. В древнем Египте связь ‘УЎ’ и человека изображали иероглифами  НУТ (ТУН – дар) – мать и ГЕБ (БЕГ – бег, ход, движение) – отец (как любящая мать обнимает детей своих, так и любящий отец носит на руках).  В беларускай мове земля – ‘глеба’). ‘М’ – мысли, мечты, размышления (меркаваньні), представления, осмысление, анализ. Если по слогам ‘СО’ – связь, единство целого, нераздельного, и ‘ЦИ’ – сформированной, осмысленной информацией,  жизнедеятельностью, ‘УМ’ – взятой (переданной) в процессе взаимодействия небесного и земного представления и ощущения, в результате глубокого осмысления. Чтобы догадку проверить, обратимся к ‘Энциклопедии социологи’ и почитаем определение, из которого следует, что ‘социум’ (от лат. socium – общее, англ. socium; нем. Sozium) большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и, в следствии этого, общностью культуры; высшая форма социума – общество, как целостная система. Синонимы – обещство, общность [6], что полностью подверждает моё исследование (а как вы думаете, наше общество соответсвует этому определению?). Но, замечу, словообразование многих других слов иное. Например, звуки записывали буквами на слух, как слышали и другими оценочными хорактеристиками, например, вкусовыми (сладко – ‘с’), весовыми (тяжёлое – ‘т’), размерными (очень маленькое – ‘а’), да ещё и отмечали степень состояния вещества, и т.д.
Социальный – относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; общественный [7]. На мой взгляд, социальная психология изучает взаимоотношения человека с обществом, в процессе повседневного  взаимодействия. Определение Г. М. Андреевой: социальная психология – это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением в их социальные группы, а так же психологических характеристик самих групп [5]. В целом, социальная психология помогает человеку социально адаптироваться в обществе, обрести нити взаимоотношения в коллективах, группах для комфортного общения и другого взаимодействия.
Социальная психология состоит из трёх основных разделов: 1) социальная психология групп; 2) социальная психология общения; 3) социальная психология личности [5].
Социальную психологию в своих работах изучали Драздова Н.В., Андреева Г.М., Крысько В.Г. и другие.
Задачей реферата является определение структуры социальной психологии и рассмотрение специальны методов иследования в социальной психологии.
В социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения – носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (в системе отношений), взаимодействие в системе ‘личность – личность’ (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т. д.), взаимодействие в системе ‘личность – группа’ (лидер ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, новичок – школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе ‘группа — группа’ (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п.) [9].

1. Структура социальной психологии

Структура социальной психологии определяется, прежде всего, объектами, человеческой деятельности и методами её исследования.
В соответствии с основными объектами исследования в социальной психологии выделяются следующие разделы:
• Социальная психология личности  в рамках этого раздела изучаются проблемы социализации личности, социально-психологической регуляции, её поведения, социальных установок личности и т д.
• Психология межличностных взаимодействий (общения, отношений) изучает структуры и функции общения, проблемы межличностного познания, невербального общения, динамики развития межличностных отношений на процесс общения и результативность группы и т д.
• Психология малых групп изучает процессы групповой динамики, социально-психологические проблемы референтности, лидерства, групповой сплоченности, взаимодействия индивида и малой группы, внутригрупповых конфликтов и т п.
• Психология межгруппового взаимодействия изучает процессы межгрупповой дифференциации и интеграции, факторы детерминации межгрупповых отношений, проблемы межгрупповых конфликтов и т д.
• Психология больших социальных групп и массовых явлений изучает факторы психологической общности групп, динамика развития больших социальных групп, специфика внутригруппового и межгруппового общения, проблемы внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, психология слухов, психология толпы и т. д. [10].
Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период её развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов: а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные части, разделы; б) интеграции её с психологическими и другими отраслями науки, как в целом, так и отдельными её составляющими [9].
Разделение социальной психологии происходит по многим параметрам. Основные направления дифференциации социально-психологической науки: 1) Ориентирование на различные методы анализа социально-психологических явлений, способствующих появлению теоретической, эмпирической (включая экспериментальную) и практической социальной психологии. 2) В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания. В социальной психологии труда сформировались направления, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд. 3) В соответствии с применением социально-психологических знаний в различных сферах жизни человека социальная психология дифференцируется на следующие практические отрасли: промышленная, сельскохозяйственная, торговая, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. Интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы. 4) По основным предметам исследования социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как: психология личности, межличностного взаимодействия (общения и отношений), малых групп, межгруппового взаимодействия, больших социальных групп и массовых явлений [1].
Структуру современной социальной психологии невозможно понять, без рассмотрения процессов её интеграции в системе других наук. Как минимум, выделяются два основных контура интеграции: внешний и внутренний.
Внешний психологический контур интеграции представляет собой объединение социальной психологии с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли – части социальной психологии. Социальная психология личности является результатом интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда — социальной психологии с психологией труда и т. д. Можно констатировать, что в итоге такой интеграции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии.
Внутренний социально-психологический контур интеграции  социальной психологии относится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения составных частей социальной психологии, появившихся в результате процессов её дифференциации [9]. В результате возникли такие на- правления исследований, как социальная психология инженеров, психология руководства научным коллективом [1].
Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического метода анализа социально-психологических явлений, что порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, как теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и т. п.
Во-вторых, она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организации; малых групп в больших социальных группах; личности (лидер) в большой социальной группе (партии) и т.д.
В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате чего возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, как: психология руководства педагогическим коллективом, социальная психология творчества инженеров, психология руководства научным коллективом, психология социального познания в процессах труда и общения и т.д. [9].
1. Социальная психология труда является отраслью социальной психологии, изучающая социально-психологические проблемы трудовой деятельности, в частности социально-психологический климат в трудовом коллективе, личностный фактор совместной деятельности, особенности общения в автономных производственных коллективах, социально-психологические механизмы адаптации к профессиональной деятельности и другие проблемы.
2. Социальная психология управления является отраслью социальной психологии, изучающая социально-психологические проблемы управленческой деятельности, в том числе социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений; эффективность различных стилей руководства, социально – психологическую компетентность руководителя и т п.
3. Экономическая психология является одной из самых новых отраслей социальной психологии, которая изучает социально-психологические аспекты хозяйственной жизни общества, экономического поведения и отношений хозяйствующих субъектов. В ней исследуются проблемы и психологические факторы эффективности предпринимательской деятельности, социально-психологические особенности субъектов собственности, социально-психологическая регуляция их деловой активности, и др.
4. Политическая психология является отраслью социальной психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества,  сознание и поведение субъектов политических процессов. В ней исследуются социально-психологические проблемы политической активности, социально-психологические условия формирования общественно-политических интересов молодежи, психологические факторы влияния на поведение избирателей, психологические особенности политических деятелей и иные проблемы.
5. Этническая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические особенности национальных групп, народов (этносов). Исследуются этно-психологические характеристики конкретных национальных групп и проблемы: межнациональных отношений и общения, влияние этнических стереотипов и установок на процесс совместной деятельности, социально-психологической адаптации мигрантов, возникновение  психологических межэтнических конфликтов, их преодоления и иные [8].

2. Специальные методы исследования в социальной психологии

Социально-психологическое исследование является видом научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения их в социальные группы (большие и малые), а также психологических характеристик самих этих групп. В социальной психологии различают три уровня исследования: эмпирический, теоретический и методологический. Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, которая фиксирует социально-психологические факты, и описание полученных данных (в рамках определённых теоретических концепций). Теоретическое изучение обеспечивает объяснение эмпирических данных путём соотнесения их с результатами других работ. Включает в себя построение концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений. Методологический уровень рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет их исходные принципы изучения. С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных. Г. М. Андреева выделяют и четвертый уровень – процедурный. Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надёжность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы [2].
Метод наблюдения – сбор информации путём непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях.
Метод наблюдения осуществляется в целях сбора предварительного материала исследования для контроля полученных эмпирических данных.
Основными недостатками метода считаются: а) высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя); б) качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.
Метод анализа документов является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотографических носителях.
Контент-анализ – это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической обработкой. Чаще он используется в сочетании с другими методами (наблюдение, опрос). Основной недостаток метода заключается в сложности и трудоёмкости процедуры и техники, требующей высокой квалификации копировальщиков и аналитиков.
Метод опроса весьма распространён в социально-психологических исследованиях. Его суть заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях) фактах со слов опрашиваемых.
Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение получили: а) опрос ‘лицом к лицу’ – интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос – анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.
Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, личности, как члена группы. Область измерения – диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью этого метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.
Параметрическая процедура – ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц из всех членов группы, т. е. вводится социометрическое ограничение (d). Это повышает надёжность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности.
Метод групповой оценки личности (ГОЛ) – способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса её членов друг о друге. Его разработка связана с прикладными исследованиями в промышленной и организационной психологии, где на его основе пытаются решать вопросы отбора и расстановки кадров.
Тест – краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия.
Аппаратурный метод является экспериментальной процедурой исследования социально-психологических особенностей индивида, малой группы, различных социальных общностей.
Эксперимент. Термин 'эксперимент’ в социальной психологии имеет два значения: опыт и испытание. Он предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей их взаимодействия [3].
Качественные методы в социальных исследованиях, отличая от количественных, опирающихся на статистические процедуры, носят нестандартизированный характер. Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра феноменологии изучаемого явления и неставят целью проследить количественные закономерности, направлены на раскрытие причинно-следственных связей, процессуальных характеристик изучаемого явления. Методические особенности применения качественных методов задаёт моделирующая, воспроизводящая реальность ‘живая’ ситуация исследования [4].

Заключение

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что социальная психология является неотъемлемой частью общественной жизнедеятельности человека как в процессе взаимодействия людей в небольших групп, так и в больших трудовых коллективах, сконцентрированных на решении общих задач.
Вышеприведённые методы исследования способствуют выявлению слабых сторон развития личности, возможных проблем взаимоотношения с окружающими в коллективе и в обществе, а так же помогают в определении конкретных шагов по их решению, предоставляя возможность социальной адаптации человека в вопросах его жизнедеятельности.
В различных сферах жизнедеятельности человека очень важно найти своё место для обеспечения эмоционального спокойствия. Очень важно быть понятым и услышанным.
Изучение вопросов социальной психологии, личностная работа  способствует налаживанию, формированию благоприятной обстановки коллективных групп. Взаимоуважение внутри общественных групп,  взаимовыручка,  взаимопомощь и разумная организация трудовой деятельности – залог сплочённой, успешной и продуктивной работы.

Список источников

1 Дроздова Н.В. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. Н.В. Дроздова., 120 стр., Минск 2012, стр. 5-6.
2 Дроздова Н.В. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. Н.В. Дроздова., 120 стр., Минск 2012, стр. 14.
3 Дроздова Н.В. Социальная психология. Учебно-методическое пособие. Н.В. Дроздова., 120 стр., Минск 2012, стр. 16-25.
4 Штроо В.В. Методы социально-психологического исследования. Учебно-методическое пособие. В.В. Штроо, 71 стр., Воронеж 2003, ст. 50.
5 Академик. Социальная психология. Интернет ресурс. Источник доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/107350.
6 Академик. Энциклопедия социологии. Социум. Интернет ресурс. Источник доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/socio/3885/СОЦИУМ.
7 Картаслов. Значение слова ‘социальный’. Интернет ресурс. Источник доступа: https://kartaslov.ru/карта-слова/социальный.
8 Мир Знаний. Структура социальной психологии. Интернет ресурс. Источник доступа: 9 Юридическая психология. Психологическая библиотека. Социальная психология под редакцией А.Л. Журавлёва, 2000. Интернет ресурс. Источник доступа: http://yurpsy.com/files/biblio/socpsy/01.htm.
10 Bestreferat. Структура социальной психологии. Интернет ресурс. Источник доступа: https://www.bestreferat.ru/referat-277220.html


Рецензии
"Человек – нераздельная часть природы. И, если человек живёт вне природы, и с природой себя неассоциирует, то он подобен предмету без души."

как человек может жить вне природы? он что - дух святой?
второе предложение у вас напрочь противоречит первому.

Ясерый   10.06.2020 06:09     Заявить о нарушении
Написано образно. Человек един с природой, взаимосвязан. Как дитя природы. Дети природы - слышали когда-нибудь такое?

Мартин Януш   10.06.2020 23:30   Заявить о нарушении
если человек - нераздельная часть природы, то как он может жить вне ее раздельно?
поясните пожалуйста.

Ясерый   10.06.2020 23:54   Заявить о нарушении
Человек неживёт вне природы, так как человек часть природы - всего сотворённого, единого целого. Почитайте что такое природа и поймёте о чём я писал.
Понял Ваш вопрос. Жить вне природы, значит в моём понимании жить душой вне природы, т.е. несвязывать себя с природой, с единым началом. Т.е. такие люди позволяют себе бумажки на землю кидать, пустые бутылки где им вздумается разбрасывать, одноразовую посуду в лесу после пикника оставить и прочее.

Мартин Януш   17.08.2020 00:09   Заявить о нарушении