Неизвестный Репин

© Copyrights МЕЙЕРХОЛЬД Тася - Tasya MEIERHOLD
© Copyrights КОРДИКОВА Елена - Elena G. KORDIKOVA


ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ «НЕИЗВЕСТНЫЙ РЕПИН»
1. Запорожцы на Кубани
2. Она была его женою
3. Осенний букет запоздалого лета
4. Художник, портретист, топограф и критик знаний мировых
5. Портрет Икскуль фон Гильденбандт
6. Она была второй женою
7. Пишу про писателя

1. Запорожцы на Кубани [1]

Он приезжал сюда, в станицы.
И в Пашковке подолгу жил
И рисовал казачьи лица.
С казачьим людом знался, пил,

Эскизы делал и набросы
Казачьих сочных типажей,
Картину правил «Запорожцев»
Анекдотичность лиц, речей.

В основе анекдота - байка -
Ответ турецкому паше,
Ахмету Третьему посланье
О том, творилось что в душе.

В картине стол стоит и лавки.
Кухарский писарь за столом,
Письмо толмач диктует ставки,
А писарь строчит мысль пером.

Над писарем - Серко Казачий,
Лихой, кручёный атаман
С нагайкой, трубкой, думой смачной,
Усмешку шлёт в турецкий стан.

Казак что справа, с видом гульным,
В одеждах красных и с крестом, -
Тарас, типаж Тараса Бульбы,
Хохочет. Смех гремит как гром.

Звезда на сабле у Тараса,
Отнятой у Ахмет-паши.
В письме о ней ответ занятный:
Не подарить ли за гроши?

А слева - сербы, молдаване
При саблях острых янычар,
Ногайцы, греки и славяне, -
Любых мастей и млад, и стар.

У каждого своя улыбка,
Свой хохот иль кривой усмех.
Своею каждый рубит шапкой
И свой в клинках несёт успех.

Нет одинаковых здесь жизней.
Не повторяется типаж.
У каждого свой образ мыслей,
Своё лицо и свой плюмаж.

Стан разношёрстный запорожцев,
Отважных смелых казаков,
Из плена беглых, разной кожи.
Но каждый постоять готов

За честь российского престола
В защиту южных рубежей,
На шапку не пустить позора,
На Войско Верности Сечей.
 
Теперь с Кубани они пишут, 
Ссылаясь на другой Указ,
С которым утвердились свыше,
Узреть чтоб православный Спас.

Энергия, веселье в лицах.
Вовсю эмоций бьют ключи.
И в эйфории смех кружится
Над запорожцами Сечи.

Размах, свобода, вольниц воля
В картине дышат широко.
В казачьей удали раздольной -
Вся сила, мощь народных войск.       

[1] И.Е. Репин. Запорожцы. 1880-1891.
[2] В основе картины - легендарное письмо XVII в., ответ запорожских казаков атамана Ивана Серко (изображён в центре картины с трубкой и шапкой с каракулевыми отворотами) турецкому султану Ахмету III, о котором рассказал И.Е. Репину историк Д. Яворницкий. В картине сам Д. Яворницкий изображён писарем.

9.05.2020. Krasnodar


2. Она была его  женою [1]

Она была его женою
И матерью двух дочерей.
К ней был привязан он душою.
Вся молодость прошла за ней,

За Верой Алексеевной,
За нежной девочкой его,
Когда ловил он все мгновенья,
Изобразить в портрете чтоб

Весь космос внутреннего мира,
Меж сном и бодрствованьем жизнь,
То состояние эфира,
Где есть спокойствие любви.

И он с любовью пишет дрёму
И детское жены лицо,
Припухлость губ и носик тонкий,
Уснувший силуэт её,

Полулежащей, в модном платье,
С манжетами на рукавах.
Любовной нежностью объятый,
Мгновение он пишет сна

В уютном бархатистом кресле,
Боясь детали пропустить,
И в тонкость пальчиков невесты 
Свою он вкладывает мысль

В связующую нить сознанья
На грани пограничных сред,
Чтоб с аутизмом созерцанья
Оставить свой в искусстве след.

[1] И.Е. Репин. Отдых. Портрет В.А. Репиной, жены художника. 1906.

8.05.2020. Krasnodar


3. Осенний букет запоздалого лета [1]

Осенний букет запоздалого лета
У дочери мастера в красных руках.
Цветы полевые, ромашки, гвоздики,
Охапкою плотной на юбке лежат.

Дочь Вера, без знаний и признаков вкуса
На круглом простом деревенском лице,
Где нос широченный, глаза в щёлках грусти,
И где не бывал никогда интеллект,

Стоит, как поставили, в юбочке светлой,
В коричневой блузе, приталенной в швах,
В коричнево-красном беретном вельвете
И в пуговках белых на грубых руках.

За нею красивый пейзаж первобытный.
На яблоньках низких созрели плоды.
Природа застыла без солнечных бликов,
Подёрнуты дымкой лесные холмы.

Ковёр разнотравный - в сиреневых красках.
Без признаков солнца скучнеет трава.
День пасмурный лета с пожухлостью вязкой
Слегка оживляют букета цвета.

[1] И.Е. Репин. Осенний букет. 1892.

9.05.2020. Krasnodar


4. Художник, портретист, топограф и критик знаний мировых [1]

«Художник, портретист, топограф
И критик знаний мировых…»
Всё начиналось очень просто:
Под Харьковом у Репниных

Родился сын. В том мать повинна,
Что научила рисовать,
Писать, читать по будням длинным,
Все интересы поощрять,

И в том, что отдала к военным
В Чугуево из слободы.
Учил Персанов вдохновенно
Писать пленэрные холмы

Да Бунаков, иконописец.
Важны ведь навыки руки.
На школу вид сам интересен,
Тот, что деревьями закрыт,

Архитектура главной башни,
Где в основании квадрат
И три вставных квадрата власти,
Кремлёв защитный авангард.

Закрыты окна все розеттой.
На крыше - симметричный порт
Он для защиты войн секретов
Вокруг стоит глухой забор.

Передний план, как на гравюрах:
Лежит огромная коза,
Рогатая, как та корова,
Что по колено дрын-трава [2].
 
[1] И.Е. Репин. Вид на школу военных топографов в Чугуеве. 1850е.
[2] Превращённая в корову любовница Зевса Ио и освобождённая Меркурием.

9.05.2020. Krasnodar


5. Портрет Икскуль фон Гильденбандт [1]

Стройна, красива и богата
Варвара, щедрая душой
В благотворительности ратной,
Салон держала небольшой

Для почитателей культуры.
Имела тонкий, чуткий вкус
К искусствам и в литературе.
К салону намертво прирос

Художник, портретист, топограф
И критик знаний мировых.
Он дарит в полный рост автограф,
Своим талантом всех пробив, -

Портрет красивой баронессы,
Высокой дамы, волевой,
Благовоспитанной принцессы,
Державшей твёрдо мыслей строй

Лицом, прекрасными глазами.
И подбородок, смелый взгляд,
В глаза смотрящий, сквозь вуали,
Свою открытость не таят.

Стан стройный в красной яркой блузе
С манжетой в злате расписном
И в чёрной длинной модной юбке,
А на главе - убор с бантом -

Будёновка с звездою красной.
Экстравагантен вид красы.
Такой же поясок атласный
На тонкой талии осы.

Портрет на золотой цепочке
И веер за спиной, в руке,
На безымянном пальце кольца.
Она держала всех в узде

И собирала галерею
Полотен ёмких, где есть жизнь.
Благотворительности веря,
К себе могла расположить.

… Портрет высокой баронессы,
Красивой дамы, волевой,
Благовоспитанной принцессы,
В руках державшей мыслей строй.

[1] И.Е. Репин. Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт. 1889.

8.05.2020. Krasnodar


6. Она была второй женою [1]

Она была второй женою.
Красива, молода,  умна,
Экстравагантная собою,
Литературою жила.

Писала пьесы и рассказы,
Переводила с языков
И публицистикою разной
Снискала интерес полов.

На двадцать лет моложе мужа.
Он столько раз её писал
Графитом, маслом, в зной и в стужу,
Что, наконец, любовь снискал.

Она делила с ним работу
И краски творчества его.
Внимание, её охота
Жить только с ним, ради него

Вторую жизнь им подарили.
Пенаты знают, помнят все.
К ним приезжали, заходили
По средам, после трёх, в беде,

В печалях, радостях, в надежде.
Открытым был их финский дом [2]
Купанье в творчестве безбрежном
И споры с хрипом за столом

Палитру полнили культуры,
Век создавали, новый стиль
В искусствах и в литературе.
Горели творчества огни.

Она была его женою.
Красива, молода, умна,
Экстравагантная собою,
Пером, работою жила.

В экстравагантной модной шляпке
С пером и с тоненьким бантом,
В красивой блузе, но неяркой,
В плетёном поясе златом.

Стоит, в руках красивых держит
Ремень и сумочку свою.
В глазах красивых с взглядом нежным -
Согласье жизнь отдать ему.

[1] И.Е. Репин. Портрет Н.Б. Нордман. 1900.
[2] Имение «Пенаты» (пос. Куоккала, Финляндия) было куплено и подарено И.Е. Репину в 1900г. его женой Н.Б. Нордман (1863-1914), писавшей под псевдонимом «Северова». С 1900г. жила с И.Е. Репиным в Куоккале; заболев острой формой туберкулёза, покинула «Пенаты» и уехала на лечение в Швейцарию, где в 1914г. скончалась в больнице для бедных.

8.05.2020. Krasnodar


7. Пишу про писателя [1]

Пишу про писателя, Гаршина Севу,
Под нож что Ивана Четвёртого сел, [2]
А после позировал взглядом умело
Для ссыльного мужа, убившего всех. [3]

И Гаршин, писатель, ведь сам плохо кончил.
Убил сам себя, как царевича царь,
Что ветвь прибалтийскую древа прикончил.
Возмездье вершится сейчас, как и встарь [4]. 

Особенным взглядом прошёл он сквозь роли,
Но только не вышел, для жизни своей.
И критикой власти он не был наполнен.
Страдание в мозг пробралось, как репей,

И образ страдальческий вкрался в сознанье.
Убийца царя сам погибнет от рук, -
Царя, что взрастил и вложил в парня знанья.
Не ждали. Убийцей был Репина круг.

[1] И.Е. Репин. Портрет В.М. Гаршина. 1884.      
[2] И.Е. Репин. Иван Грозный и его сын Иван 15 ноября 1581 года. 1885.      
[3] И.Е. Репин. Не ждали. 1884. Возвращение ссыльного каторжника, осуждённого за убийство Александра II, свершившееся 1 марта 1881г. Картина 1884г.
[4] В 1888г. Всеволод Михайлович Гаршин покончил жизнь самоубийством. Полотно картины «Иван Грозный и его сын Иван…» было порезано в январе 1913г. к 300-летию Дома Романовых. И также недавно.

9.05.2020. Krasnodar


Рецензии