Леонид Хижинский... Забытые имена

Леонид Семёнович Хижинский (3 (15) января 1896, Киев — 27 декабря 1972, Москва) — российский художник, график, гравёр, иллюстратор.

  Начинал свою деятельность в обстановке повышенного интереса к книжной
иллюстрации и станковой гравюре; именно с гравюрой связан расцвет совет-
ской иллюстрации в 20-е - 30-е годы.

Хижинский родился в Киеве. В 1918 году окончил архитектурный факультет Киевского художественного училища, занимался в Киевской Академии Художеств
в мастерской М. Л. Бойчука. В 1922–1927 обучался на графическом факультете Академии Художеств в Петрограде-Ленинграде, где учился у В. М. Конашевича и Д. И. Митрохина.

Его художественные вкусы воспитала культура старинного города: древняя монументальная живопись, архитектура, мозаика, роспись Врубеля; и особенно книжная культура Киевской Руси, в которой гравюра занимала ведущее место.
Он стремился вместить весь опыт предшествующей культуры в своё творчество, сделать "мастерство подножием искусству".

В 1924 году ленинградские издательства привлекали Хижинского к оформлению книг. Это было время, когда художник окончательно выбрал ксилографию, не
занимаясь с тех пор ни гравюрой на линолеуме, ни офортом, ни литографией.

Оформление первых книг обнаруживает привязанность художника к романтичес-
кой литературе "Старинные повести", "Путевые картины" Гейне, "Романтичес-
кие повести" Одоевского. Они дали возможность изображать увлекательные
интриги, напряженные сцены, передавать очарование и поэзию старины. А гра-
вюра на дереве позволяла облекать фантазию в совершенную форму: выверен-
ный штрих, чеканность резца таили возможность передавать эмоциональные
краски, душевные состояния, настроение того или иного эпизода. Искусство
Хижинского ясно и гармонично. В воодушевление художника столько меры, до-
стоинства - его искусство несёт печать классичности.

В 30-е годы художник обратился к русской гравюре XVII - XVIII веков, рус-
ским и украинским лубкам, сказкам. Его буквально гипнотизировали смачная
красочность, неистощимость выдумки, пышная фантазия народного искусства.
Он создал гравюры к сказкам О. Озаровской, русским народным сказкам, за-
гадкам М. Рыбниковой. Характер гравюр имеет много общего со старинным русским лубком: они смешные и нравоучительные, в них - безудержное веселье
и мораль, занимательность и серьёзность, наконец, предельная условность
формы и подробнейшая детальность изображения. Хижинскому как оформителю книг
свойственны чистота стиля, единство художественных средств. В оформлении
сказок О. Озаровской, кроме лубка, художник использовал и элементы прянич-
ных досок, русской набойки. Несколько цветных гравюр увеличивали народность
книги, сообщая ей весёлое и озорное настроение.

Немало места в творчестве Хижинского занимает пейзаж. Он любил рисовать с
натуры - подробно, пристально с любовью. В серии гравюр "Пушкинские места"*
художник достиг монументальной точности и поэтичности, навеянной лирикой
поэта. В гравюрах, посвящённых Михайловскому и Тригорскому - эти места
одухотворил Пушкин,- зрителю передаются душевное ликование и трепет чувств,
которые пережил сам художник: штрих гравюр то быстрый, стремительный, то плавный, ласковый.

В 1939 году художник совершил поездки на Кавказ, в Тарханы и Середниково, где сделал с натуры зарисовки, позволившие ему к 100-летию со дня смерти Лермонтова (1941) создать серию ксилографий видов этих мест (16 листов; музей ИРЛИ).

Мастерство Хижинского особенно полно проявилось в работе над повестью
А. Виноградова "Потерянная перчатка". Здесь творческая зрелость соедини-
лась с темой прошлого, которую художник определил как "свою". Графические
средства, их богатейшая, в руках мастера, палитра приблизили к нам исто-
рические события, высветили их из глубины времён. Суровые ритмы, контрасты штрихов, мрачноватая игра света и тьмы воссоздают скорбную атмосферу дней,
проведённых в Москве военным комиссаром наполеоновской армии Анри Бейлем,
впоследствии знаменитым французским писателем Стендалем.

Циклы гравюр к комедии Карло Гольдони и "Хронике Карла IX" Проспера Мериме
представляют собой блистательный итог искусства художника. Пленительный
мир театральных произведений Гольдони и благородная простота прозы Мериме
нашли адекватное изобразительное решение. В них есть особая сдержанность,
достоинство мастера, та "неслыханная простота", по выражению Б. Пастернака,
к которой приходит в конце пути требовательный к себе художник.


         @


Рецензии
Алексей, твой интерес к художникам ,наверное, не случайный. Ты сам-то рисуешь?
Если нет, то можешь начать. Среди моих знакомых есть такие, которые уже выйдя на пенсию начали рисовать, и теперь такие картины выдают, что и выставки организовывают, и продаются их полотна. Не кончали ничего, но вот талант проявился в зрелые годы.
Успехов! С теплом

Роза Горбачёва   09.06.2020 14:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Роза, за отзыв! Просто я люблю живопись. Отсюда и интерес.

Алексей Гончаров2   09.06.2020 15:08   Заявить о нарушении