Сказка о грабителе и ифрите

     Давным-давно, ещё до нашествия на территорию Кыргызстана монголов, в VIII-XII веках, у входа в Тонское ущелье существовал город Тон, которым в рассматриваемый период правил каган Тексин. В настоящее время археологами на этом месте выявлено  крупнейшее в Иссыккульской котловине городище (укреплённое поселение, обнесённое оборонительным валом) Кан-Дёбё.
     Под руинами этого городища реально существует система неисследованных до сих пор подземных сооружений. По рассказам спелеологов, которые пробовали туда спуститься, у них начинались приступы удушья, а через некоторое время возникал 
непреодолимый животный, панический страх.

Много-много лет назад
Возле речки горной
Стоял древний город-сад
С крепостью дозорной.

Чтобы город устоял
В битвах и в осаде
Был вокруг построен вал
С гербом на фасаде.

Рос в рабате большой сад –
Яблоки и груши.
Кто хотел их мог сорвать
И бесплатно скушать.

В цитадели каган жил
Важный и богатый
И немало он нажил
Серебра и злата

Всё богатство он  хранил
Под землёй в подвале
Там тайник был и его
Джинны охраняли.   

Все соседи и враги
Хана уважали.
С городом вели торги
И не враждовали.

Но пришла монголов рать –
Город захватили,
Стали грабить, всё ломать,
Жителей убили.

Те, кто выжили, спаслись -
В горы убежали.
Где себе жильё нашли
И там жить остались.

Крепость, шахристан, рабат
Сразу опустели.
Высох и фруктовый сад
А дома сгорели.

Время шло, дворец старел,
Стены осыпались
И лишь мусор, грязь и пыль
От него остались.

Развалились своды стен
Крыши обвалились
А фундаменты домов
Под завалом скрылись.

Лишь торчат остатки рва
И домов руины
И повсюду острова
Из камней и глины.

И развалины лежат
Всех  былых строений
Не вернуть теперь назад
Гениев творений

С тех пор прошло немало
Годов, эпох, веков.
И города не стало
И прочих городов

Но люди не забыли
Про злато-серебро
И часто приходили
Искать это добро.

Как-то вор сюда пришёл
Золотом разжиться,
В подземелье вход нашёл
И решил спуститься.

Там он факелы зажёг
И пошёл вдоль штрека.
Вдруг он видит огонёк
В форме человека.

Это был  страшнейший джинн -
Стражник и охранник.
Всем сокровищам один
Был он здесь начальник.

Джинн был создан из огня
И во тьме светился.
Закричал вор: «Чур меня!»
И бежать пустился.

Он от  джинна так бежал.
Что мелькали пятки.
Вор про золото забыв,
Мчался без оглядки.               

Но джинн вора не ловил,
Лишь пугнул немного.
Чтобы он сюда забыл
Навсегда дорогу.

И другим ворам сказал:
Путь сюда закрытый,
Охраняют тот подвал
Страшные ифриты.
       
И с этих пор грабители
И  воры всех мастей
Узнали, кто правители
Подземных местностей.

Ифрит – это страшило,
И самый сильный джинн.
Всех подземных жителей
Был он властелин.

И с тех пор грабители
Про Тонский клад забыли.
И лишь ифриты-сторожа
Там в темноте бродили.


Ифрит – это тот же джинн, только очень сильный [(турц.) ifrit – cатана, глава злых духов, воплощение злого начала; (др.-ев.) satan, сатан – противодействующий; слуги сатаны, самые могущественные и отличающиеся особой злобностью и безобразной наружностью джинны, повелевающие огнём]..


Рецензии