Стихотворение месяца 86 - обзор Софьи Бордаковой

Всем добрый день и доброго здоровья! Прошу заранее простить несостоявшегося филолога (я в свое время бросила филологический ради музыкального училища). Но мнение рядового читателя, думаю, никому не помешает.) Итак, к делу.

1."Любимая рифма"

Май – месяц маяты, об этом знали предки.
Тут вдохновенье прёт из глубины веков;
Уходит зимний сплин и юные поэтки
Рифмуют страстный стих про кровь и про любовь.

И что им до того, что вирус бродит рядом.
Желания всегда извечны и просты:
Им снятся по ночам красивые наряды,
И воспаляют мозг весенние цветы.

Испортит макияж свеченье в юных лицах,
Как злата тонкий слой стирает абразив.
И вырвется строка на крылышках амбиций
Всех гениев пера той рифмой поразив.

Опять бушует май и буйствует природа,
Кипит адреналин и возбуждает кровь.
Хоть  пишутся стихи в любое время года,
Но рифма про любовь востребована вновь.
*****

Тема не нова, но исполнение на уровне.
5\4
==============

2. "Чтобы быть вместе"

Сон-трава по остывшим следам...
Птицей синей в бесчисленной стае,
Я летела сегодня туда,
Где судьба все долги возвращает.
 
По дороге из прожитых лет,
Где конца нет, есть только начало,
Без силков, в приоткрытую клеть,
Беспокойно сердечко стучало.
 
Где-то хлябь, разводились мосты,
Берега размывая слезами.
Безмятежность в ресницах густых
Мы поймали при встрече глазами.
 
Отпуская обид седину,
Приближаясь к губам именами,
Мы вдыхали свою же вину,
Обжигаясь, как прежде, телами.
 
Сон-трава - бесконечности синь –
Побродить, утонуть, пощадит ли...
Волшебство, но бесчисленный клин
Улетел, чтобы мы - возродились.
*****

Так и не смогла уловить смысл. Много непонятных фраз: «сердечко стучало в приоткрытую клеть, без силков», «Приближаясь к губам именами»...Насторожил «бесчисленный» клин. Клин – это форма, не социум, как, например, стая, где без  количественной характеристики не обойтись.
4\3
==============

3. "Последний звонок"

Белые фартуки, бантики белые -
значит, и вправду весна.
Мы - каторжане, из холода беглые,
жизнь на полгода ясна.

Засоловьилась сибирская ночка,
стелет муравы у ног...
Чья-то курносая рыжая дочка
встретит "последний звонок".

И загрустилось невольно - давно ли
в фартуке белом и я,
с детством прощаясь, бродила по школе
в час, что сиренями пьян.

Жаль, не вернуться в ту милую пору -
стёрло нас время с доски.
Как вам живётся, сдружившимся, порознь?
Где вы теперь, земляки?

Нынче весна разгулялась на диво -
сдобна, румяна, вкусна.
Жизнь - половодье. Ты ждёшь терпеливо
взрослую дочь у окна.
*****

Тепло, уютно, но слишком предсказуемо. Есть симпатичные рифмы. «Пору – порознь» например.
4\4
==============

4. "Реликвия Настасьи"
 
Поздним вечером к бабе Настасье заглянули во двор пацаны
Не о горе узнать, не о счастье, а искать раритеты войны.
Длинноногий скуластый парнишка разговорчив был и вдохновлён,
Всё листал о реликвиях книжку, теребя от винтовки патрон.

-У меня лишь письмо с фронта, дети... от супруга, Петра Ильича,
Ничего нет дороже на свете... слёзно голос вдовы прозвучал.
Протянула письмо треуголку, где поведывал муж, как живёт:
Как саднит голова от осколков и о том, как разбили их взвод,

Про портянки писал, про атаки, про смертельный и яростный бой
И про то, как во сне в полумраке возвращался с победой домой...
Конопатый мальчишка сквозь зубы: - Не реликвия это... - бурчал,
Клятвы нету "Умрём, не отступим!" И о подвигах текст слишком мал.-

Поспешили ребята на выход, покидая старушки крыльцо,
Стало в маленькой комнате тихо, без не знавших войны, огольцов.
А Настасья смотрела в окошко, не сводя с юных мальчиков взгляд,
Наблюдая, как те по дорожке возвращались к ней шумно назад...
*****

«У меня лишь письмо с фронта, дети»  - неблагозвучная фраза из-за безударного «с фронта». И  конец как-то скомкан, очень уж быстро ребята вернулись.
4\4
==============

5. "В моём маленьком мире"

В небе - весеннего солнца лучи,
И ветерок лицо мне ласкает.
Где-то море волнуется, речка журчит,
Птицы поют... Лишь тебя не хватает.

Вечер нахмурился, ливень пошёл -
На фонари серпантином слетает.
У окна с кружкой чая мне хорошо,
Но почему-то тебя не хватает.

Домашний мурлыка ласкаться пришёл,
Сметана сугробом на сырнике тает...
В моём маленьком мире всё хорошо.
Только вот грустно - тебя не хватает...
*****

И мне тоже грустно. Мысль понятна, но чересчур прямолинейна. Не хватает новизны, выразительных поэтических средств. Повторяющийся рефрен в конце каждой строки «тебя не хватает» звучит вполне уместно, но неужели кроме глагольных не нашлось здесь никаких других рифм?
3\3
==============

6. "Сердечная тьма"

На паутинках умолчаний,
на ниточках ненужных слов -
разлука, глупая вначале,
качели памяти качает
рукой уверенной и злой.
 
Грустит без дела и без тени
луна, в стекле отражена.
Обоймы гнева опустели.
Не умирать в её постели
просила шёпотом жена.
 
Но заплатить за счастье некем.
Как жалкой жалости гроши,
в остывшем бывшем человеке
зрачки закатятся под веки,
где тьма сердечная дрожит.
*****

А здесь наоборот слишком намудрено  – то ли просто разлука, то ли разлука, омраченная смертью? Скорее второе. Вот это совсем не поняла: «Но заплатить за счастье некем»...
5\4
==============

7. "Барыня"

Барыня встала сегодня рано,
Моськи не греют и ломит кости.
Снилась ей свадьба, плешь генерала.
Муж лет осьмнадцать ждёт на погосте.
 
Но рассмеялась, немедля вспомнив,
Что за стеною младая дочка
Спит, наметавшись громов и молний,
Розовы щёчки, бела сорочка.
 
Ей предложение сделал графчик
Прошлый вечор и твердил про знатность.
Сам же косился на винный шкафчик,
Знатность важнее богатства, знамо.
 
Только богатство гуляке надо.
Ах, проходимец, прибью каналью!
Хочется счастья родному чаду,
Не за него я отдам Наталью.
 
Шесть сыновей родила от мужа,
Где-то все служат, велик мир грешный.
Дочь подарил мне лакей Петруша,
В день похорон он вдову утешил.
 
Да и мамаша моя, хирея,
Каялась Богу в печали смертной
В том, что папА у меня – форейтор.
Знаю про знатность и про измены.
 
Кровь с молоком! Не чихнёт ни разу
Знатная дева, в снегах порхая.
Как не любить мне мою заразу?
Но присмотрела ей жениха я.
 
Все люди братья, а может сёстры.
Продан Петруша и куплен Гриня.
...Барыня примет монаший постриг,
Доченьку замуж отдаст и примет.
*****

Все было ладно до строчки: «Как не любить мне мою заразу?» За что так  о дочери?  Жалко что у этой мелодрамы в стихах такое запутанное окончание. Все-таки ждала, что главная героиня здесь доченька, а оказалось, что уставшая от семейных забот барыня-мать.
4\3
==============

8. "С оттенком позолоты"

Осенняя любовь с оттенком позолоты
И с карнавальным блеском утомлённых глаз -
То происки судьбы, кидающей нам квоты,
Вновь чувство испытать, хотя б в последний раз.

Осенняя любовь. И прожитые годы
Забыты начисто. В душе цветёт сирень.
Вдруг птицей хочется взлететь под небосводы,
И ярко светит солнышко в дождливый день.

Осенняя любовь звучит на сердце песней,
И огоньки в глазах, как в юности, горят.
Становится и жизнь намного интересней,
Когда я на себе ловлю влюблённый взгляд.

Осенняя любовь - последний мой подарок,
Зачем ты послана в сей неурочный час?
Перечеркнула ты года мои и старость.
Я вопреки всему так счастлива сейчас.

Осенняя любовь с оттенком позолоты...
*****

Очень неровный ритм и... неплохой материал для песни. Возможно, там были бы и незаметны ритмические недоработки, но не в нашем случае. Возьмем за идеал третий катрен, он наиболее слаженный, ритмически здесь не к чему придраться.
Из основной ритмической сетки ( -!-!-!  -!-!-!-)  выпадают слова «блеском», «начисто», «хочется», «солнышко», «послана».
(Хотя возможно, что здесь какой-то комбинированный ритм, не укладывающийся в слуховые рамки рядового читателя).
3\4
==============

9. "Расставания"

Расставанья как расстрелы,
Пуля - купленный билет.
Расставанья как пробелы,
Между слов, которых нет.
 
Упакованные чувства
Словно с порохом патрон.
Расставанья как искусство.
Ночь, зима, фонарь, перрон...
 
Загудит натужно поезд
И поедет: чух-чух-чух,
Разгоняя с рельс замёрзших
Сонных, белых, снежных мух.
 
Я машу ему платочком,
Провожая в дальний путь,
И терзаю в мыслях строчку:
"Ты вернуться не забудь,
Ты вернуться не забудь..."
*****

Неплохо. Понравились сравнения в начале стихотворения. Только показалось излишним использование заезженных блоковских образов «ночь, улица, фонарь, аптека» даже в измененном варианте...
5\4
==============

10. "Море"

Люблю я море, цвет его и вкус,
Дышу им, восхищаюсь, наблюдая
Волну, что набегает, вырастая,
Сбивая пену в белоснежный мусс.

Я осенью всегда к нему стремлюсь,
Когда листву холодный дождь листает.
На дальний юг стремятся птичьи стаи,
И я туда прокладываю курс.

У сказочный далёких берегов,
Не знающий морозов и снегов,
Невероятно быстры дни и ночи.

Как жаль, что не у моря я живу.
Стремлюсь к нему во сне и наяву
И стихотворных не жалею строчек.
*****

Понимаю, что здесь скорее всего опечатка: «У сказочны(х)... Не знающи(х)».
Замечательный сонет. Хотя на мой вкус деепричастных оборотов многовато в 1-м катрене. И с образами можно было поработать.
4\4
==============

11. "Лада"

Неустанно в течение лет,
Обнажая душу и нервы,
Рисовала с любовью портрет,
Страстно веря – он станет шедевром!
 
Как-то стылой, промозглой порой,
Показались старания бредом.
Я в бреду… а с картины герой –
Рядом с чаем и вязаным пледом…
 
Держит руки мои в своих,
Проницает заботливым взглядом…
Я, дыхание затаив,
                слышу:
– Лада, очнись, моя Лада!
 
Голубиная нежность в глазах…
Я в сознании чистом и ясном.
С верой можно творить чудеса, –
Мой портрет получился прекрасным!
*****

Вот так и сбываются мечты. Хорошо бы, если бы не только в бреду...  Реальность однако зачастую оказывается прямо противоположной.)  Однако если автор призывает верить в чудеса, тут уж ничего не поделаешь...
4\4
==============

12. "Монолог"

Это жаркое небо и россыпи маков,
и прозрачные бабочки в танце – не сон.
Солнце плавится медленно, в реку стекая, –
ты стоишь – невесом,

ты боишься вспугнуть этот мир ненароком,
не слетит даже слово с разомкнутых губ.
Только слышно – негромко стрекочет сорока,
и кузнечик – искусный прыгун  –      
верещит в шелковистой траве неустанно...
Исходивший, познавший немало дорог,
зависаешь – немой, просто зритель случайный, –
только ты и природы живой монолог.
*****

Все замечательно и по смыслу, и по исполнению, кроме пары приблизительных рифм: «маков-стекая» и «неустанно-случайный».
4\5
==============

13. "В какой-нибудь очередной войне..."

/ Памяти пацанов, погибших в Афгане, Чечне и других бессмысленных войнах/

В какой-нибудь очередной войне
придётся поучаствовать и мне.
Застав врасплох, случайно, ненароком,
она разметит на моей спине
глухой судьбы озвученные сроки.

Не то, чтоб мне хотелось пострелять,
но поздно отступать и смотрит мать
мне в спину, уходящему за солнцем
туда, где кровью разбавляя мат,
хрипит война и сплёвывает стронций.

Конечно, я умру в конце концов,
и, подставляя вечности лицо,
Пойму сквозь ад взбесившегося рая:
Хоть предан поколением отцов,
но Бог не выдаёт, а принимает.
*****

Вот и дождалась стихотворения, которое действительно зацепило.) Единственное, что мне хотелось бы поменять, это поставить тире после «уходящему за солнцем» перед «туда» во втором катрене.
5\5
==============

14. "В саду"
 
Зал аплодирует и встает.
Все - как один.

А под окошком подсолнух растет.
Кто посадил?
Мерно жужжит над цветами пчела,
Царствует май,
И от соседского бла-бла-бла
Сходишь с ума.
Ах, как танцуют чаинки на дне,
Сладок пирог...

Все поворачиваются к стене.
- Первый.
- Второй.
*****

Исполнено отлично, но со смыслом не все так просто. Если это утренник в детском саду, то при чем тут соседское «бла-бла-бла»?  И почему утренник с чаепитием плавно перетекает в урок физкультуры? И главное – зачем?
5\3
==============

15. "В городе"

Фонари по городу – россыпь звёзд.
Облака над городом – серебро.
На гербе у города – алканост.
Надо верить в лучшее и в добро.
 
Гулко в башне ратуши бьют часы.
На брусчатой площади – балаган.
Фейерверки, музыка, недосып...
Море мордой тычется в берега.
 
За окном гороховый цокот ног –
Променад от пристаней до тюрьмы...
Дай нам только памяти, светлый Бог,
Как всё было в городе до чумы.
*****

Отличное короновирусное.
5\5
==============

16. "Не случайно"
 
Не случайно на лужайке танцевали игуаны,
А ленивые коалы пили сцеженный кокос.
Это было очень дивно, это было очень странно -
Белый танец средь магнолий и бутонов белых роз.

Не случайно у речушки креативные кайманы
Выдували из соломки свежепойманных медуз.
Это было очень дивно и по-доброму забавно,
Эти толстые медузы, этот их медовый вкус.

Не случайно в трёх лианах заблудились пилигримы,
Их ловили на бананы, поедали всей толпой.
Это было очень дивно и весьма неповторимо,
Эти ручки, эти ножки... этот праздник Лимпопо!
*****

Веселенькое. Пилигримов жалко однако. И после «забавно» в 7 строке лучше бы  тире  поставить.
4\4
==============

17.  "Рубит лучик словно меч тьму небес"
 
Защемили тучи чёрные
Солнце ласковое,
Рубит лучик словно меч тьму небес.
Не справляется с упорными,
Ветром насланными.
Сколь не бейся мгла могучая съест.
 
Навалилась окаянная
Тьма губительная,
Ливень с градом всё живое побил.
Сила туч в борьбе гигантская
И внушительная,
Но неполною победой мрак был.
 
Истрепались в битве с солнышком
Тучи грозные все,
Разорвали их на части лучи.
Засияло наше золотко,
Богом созданное.
Праздник с радугами красноречив.
*****

Песенно-фольклорное. Приятное стихотворение. И хочется  придраться, и не к чему.)
5\5
==============

18. "Ерунда"

Как странно, то что кажется мне важным,
то для тебя "Сплошная ерунда".
Я столько лет пытался быть отважным,
простым солдатом, может и бумажным,
на перевес с огрызком карандашным,
к твоим ногам бросавшим города.

Ты знаешь, нам с тобой осталось вместе,
не так уж много лет. Назло мольбе,
нам не дадут остаться в этом месте,
нас испекут в упругом новом тесте,
а там опять, приснись жених невесте.
И нет гарантии, что я приснюсь тебе.

Но если я узнаю твои плечи,
мне карандаш пронзит низ живота.
Так входят стрелы и заряд картечи,
лишившись сил, ума и дара речи,
я напишу стихи о прошлой встрече...
А ты прочтёшь и скажешь: Ерунда.
*****

Интересное. Вот только «наперевес» тут скорее всего слитно пишется как наречие.  После «нам с тобой осталось вместе» запятая лишняяя. И после «назло мольбе». Но это все мелочи.)
5\5
==============

19. "Мотыльки"

Как просто в летней суете
рассыпать радости монеты.
Найти другие, да не те.
Не верить в верные приметы.

Вставать ногой на самый край,
тревоги заносить в анамнез.
Со смертью в дурака играть,
чтоб проиграла вновь она мне.

И невесомым мотылькам
завидовать в июньский вечер –
их жизнь печально коротка,
но их полёт над нами вечен.

Грустить, читать твои стихи,
не вспоминая даже имя.
Стихи легки, как мотыльки,
и летний воздух светел ими.
*****

Еще одно интересное стихотворение с интересными рифмами и образами.
5\5


Рецензии