Иконописец

Когда моя люлька ввысь храма подвешена к небу                *1
И зубы мои с кистью тонкою суть продолжения глаз
Выводят Архангела крылья и нимб у дарителя хлеба,
Я чувствую Рай и равным себя в этот миг среди Вас,

Кто в доброй заботе мне немощи взглядом не колют,
Душевным порывом взрастили по крохам сей храм.
И можно ли мне унывать и грешить на сиротную долю
Коль царской семьи я портрет рисовал лично сам!

Так важно ль, доступны мне руки и ноги для счастья
Покуда опорою чую от Ангела крылья и Веру в Душе?
Увиделся в малом и раненном теле для гОрнего Мастер,
Отринув в творении земные страдания свои и клише.

Рождаясь с молитвой, на клееной ранее древа основе          *2
По прОрезям в тверди левкАса у золота нимба и фона        *3
СанкИрем на лике и рОскрышью я творю образ новый,      *4
Игрою пробЕл и ассИста в защите олифы увижу икону!     *5

Ожившее чудо без рук из Души, Воли истой дитя
В память всем недолюбленным и обидой живущим,
Она Вам от Духа Святого из Троицы, жизнь воплотя           *6
Из мудрости Прошлого чадам своим для Грядущего!

07.06.2020, Подмосковье, на праздник Троицы

*1 - В этом стихотворении идет речь об удивительном иконописце Григории Николаевиче Журавлеве.
В частности, о процессе росписи им храма на его Родине.

Григорий Журавлев появился на свет в 1860 году в крестьянской семье села Утёвка Самарской губернии с врожденной патологией, практически без рук и без ног.
Заботился о нем его дед, силами которого в школе он обучился писать и рисовать, держа карандаш и кисть в зубах. Позже после смерти деда, он с братом поехал продолжать учиться в Самару, где пораженные талантом художника-самородка учителя взяли над ним попечительство о проживании и обучении иконописи.
Затем уже дома в селе после этого обучения, Г.Журавлев при помощи брата и бабушки осваивал мастерство на практике уже сам.

«Через пять лет беспрерывного труда этот живописец-самоучка стал писать “образа” настолько удовлетворительно, что решился несколько экземпляров икон своей работы подарить высокопоставленным лицам города Самары», — пишет самарская пресса XIX века.

Высокопоставленным лицам города Самары иконы Журавлева так понравились, что он стал получать заказы. Губернское Земское собрание даже назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей — «приняв во внимание бедственное положение семейства Журавлева и его личные труды по части самоусовершенствования в искусстве живописи».

Так безрукий и безногий иконописец стал кормильцем семьи — ведь и за иконы ему платили: например, 50 рублей за образ, что было немало, учитывая, что земские учителя и врачи получали в конце XIX века 10-15 рублей жалованья.
Через своего покровителя - местного губернатора - в 1884 году Журавлев обратился с просьбой передать цесаревичу Николаю, будущему императору Николаю II, специально написанную для него икону святителя Николая Чудотворца. Икона была с благодарностью принята и сейчас хранится как экспонат в Эрмитаже.

Именно эта икона изображена перед стихотворением!

Сопроводил иконописец свой подарок таким письмом:
«Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».

Говорят, что иконописец-самоучка даже писал семейный портрет царской семьи по их приглашению, для чего специально ездил в Санкт-Петербург. Однако, никакими документами этот факт не подтвержден.

Его иконы есть во многих известных храмах в России и других странах (в т.ч. Сербии) и частных коллекциях.
Характером он был очень оптимистичен и отзывчив, многим односельчанам писал письма и портреты.
В селе Утёвка на родине иконописца до сих пор стоит храм в честь Святой Троицы. Он был построен в 1892 году, возводился семь лет «тщанием прихожан». Но большую роль в его строительстве сыграл Григорий Журавлев — по его эскизам церковь была расписана, в т.ч. и им самим.

Старожилы села рассказывают, что он просил помощников поднимать себя на специальной люльке на кожаных ремнях под купол, чтобы писать фрески на стенах и потолке, лежа в ней. И говорят, что так сильно Григорий Николаевич сжимал кисть в зубах, что скулы сводило — разжать их можно было, только положив на них мокрые теплые полотенца.

Г.Н. Журавлев умер в 15 февраля 1916 году от скоротечной чахотки. Самарский архиерей благословил похоронить иконописца в ограде храма, благодаря усердию которого тот был построен.
Храм ранее в советское время закрывался, но сохранился. Некоторые фрески Журавлева также в нем сохранились, но храму после долгих лет запустения требуются средства для срочной реставрации.

В 2013 году у местного Самарского краеведа Александра Малиновского вышло пятое издание документальной повести об уникальном утёвском иконописце «Радостная встреча».


*2 _ Икона это особый вид живописи со своим языком, это символическое изображение творимых самим Светом образов сакральной (горней) жизни, как правило, с подчеркивающей нематериальность их обратной перспективой, при этом сами эти сцены в бесплотном царстве духа и света суть без теней, а персонажи сцен в одеждах из ткани, представляющий подвиги святого со складками из его переживаний, а жестами, показывающими его призывы, с символикой понятий и церковных таинств в виде предметов на поле иконы.

Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения.

_ Основа это прочный материал, на который наносится позже красочный слой иконы. Если это деревянная поверхность, то она д.б. ровная или в виде ковчега (с углублением от рамки) для написания икон, которая для предотвращения деформации укрепляется сзади или с боков более твердыми клиньями. При этом перед грунтовкой данная деревянная основа пропитывается во избежание растрескивания специальным мездровым клеем с добавлением в него, при необходимости, рыбьего клея.

*3_ Прорезь (или Графья) - это прорезающая контур, с помощью заточенной иглы, позволяющий не сбиться иконописцу в последующей работе.

_ Левкас – это меловой или алебастровый грунт по деревянному основанию или по «паволоке» - дополнительно наклеиваемому на основу льняному полотну.

_ Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На место нимба на иконе наклеивалось сусальное золото.

*4_ Санк’ирь - это темный, оливковый или коричневый тон, поверх которого клались остальные, более светлые слои в живописи лица, рук и других открытых частей тела (личного письма) образов икон;

 _ Р'оскрышь – это прием иконописи с равномерным первоначальным распределением художником основных тонов темперных (яичных с добавлением минеральных пигментов) красок по всей плоскости иконы; По сути это основа для моделирования формы композиции иконы. Потом следует Прорись или Опись контуров.

*5 _ Проб’ел- это прием иконописи с нанесением белой темперной краски с высветлением, которым достигается ощущение объема фигур;

_ Асс’ист (лат. «присутствующий») в иконописи лучи и блики, исполненные золотом или серебром и составляющие фрагмент рисунка одежд, волос и т.п. Символизирует присутствие Божественного света;
В т.ч. Ож’ивки — светлые точки, пятна и черты в наиболее напряжённых участках изображения.

_Олифа— жен. (олива, олей, Елей) льняное или конопляное, вареное масло для разбавления краски и для нанесения конечного защитного слоя на икону с введением сиккативов для ускорения высыхания.



*6 - Считается, что при создании иконы иконописец как бы воссоздает в своей работе процесс создания Мира самим Творцом (т.е. именно Троицей, единой в трех Личностях – Отце, Сыне, Святом Духе), поэтому делать это могут только особо посвященные люди и обязательно с очищением и с молитвой.


Рецензии
С помощью Ангелов , Святых и самого Господа возможно всё. И Ваш рассказ в стихах- подтверждение тому. Мечтаю когда-нибудь поучиться писать иконы.Даст Бог, будет такая возможность.
А Николай Чудотворец как-то приснился во сне, добрый-добрый. Как будто в нашем храме чаепитие. И почему-то к чаю нам приготовили редиску. А батюшка- Николай Чудотворец- нам говорит:"Скушайте одну редиску". Все скушали. Через пару минут:"Теперь ещё одну." Скушали и вторую. А когда попросил скушать третью, одна женщина выкрикнула:"Сейчас же горько станет! Посое третьей уже горечь будет!" И тогда батюшка по доброму сказал:"Ну зачем вслух сказала? Кто верит, тому никогда не горько. Тот и не заметит."
Проснулась я и поняла. Если верить, что всё по воле Божьей, то тебе не горько. Не чувствуешь горечи, что б ни случилось.
Вот такие воспоминания вызвала у меня Ваша Икона Святого Николая Чудотворца.

С теплом...

Ирина Гертье   25.03.2024 01:33     Заявить о нарушении
Доброго дня. Между любым человеком и Мирозданием всегда есть просрочка- собственная психологическая картина Мира. Она может быть искажена страстями, эмоциями и болезнями, и тогда психосоматика и предубеждения будут портить качество собственной жизни индивида, но разумнее открыться и сонастроиться на Высшее, попытаться построить праведный мостик к Истине.
С добром и уважением

Лев Дроздов -Лад   26.03.2024 14:12   Заявить о нарушении
Не "просрочка", а "прослойка", мой телефон проявил самостоятельность в редактуре послания ))

Лев Дроздов -Лад   26.03.2024 14:14   Заявить о нарушении
Спасибо, я поняла, мой телефон тоже имеет такую привычку=)
Успехов Вам и всех благ!

Ирина Гертье   26.03.2024 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 103 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.