Павел Шиллинговский... Забытые имена

Павел Александрович Шиллинговский (16 (28) февраля 1881, Кишинёв, Бессарабская губерния — 5 апреля 1942, Ленинград) — советский гравёр, живописец, педагог. Представитель академической школы.

Выходец из Бессарабии, скромный, сдержанный, на редкость трудолюбивый и
дисциплинированный в работе - таким вспоминают Шиллинговского сверстники
художники. Человек большой культуры, рискнувший в грозном 1941 году, в
блокадном Ленинграде, защищать диссертацию на соискание учёной степени
доктора искусствоведческих наук; художник, досконально изучивший своё
ремесло; профессор Академии художеств, окруженный студентами,- таким его
помнят ученики и друзья.

Как и большинство русских графиков переходной эпохи, Шиллинговский пришёл
к этому виду искусства через живопись. Более того, он считал, что для того
"чтобы быть хорошим гравёром, надо не бросать живопись", и занимался ею всю
жизнь. Однако графика оказалась более подходящей его темпераменту и склон-
ностям. В историю русского и советского искусства он вошёл в качестве ленин-
градского мастера офорта, литографии и гравюры на дереве.

Шиллинговскому везло на учителей. В Одесском художественном училище (1895–1900), он учился у К. К. Костанди, Г. А. Ладыженского и А. А. Попова. Затем в 1901 году поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге, где занимался в мастерской Д. Н. Кардовского и осваивал технику гравюры под руководством В. В. Матэ.

Великолепный  педагог, блестящий эрудит, Кардовский, "передавая свои знания, был почти математически точным в своих выражениях. И то, что говорилось,
так укладывалось в мозгу, что оставляло глубокий след на всю жизнь",-
вспоминал Шиллинговский.

Окончив Академию художеств и получив звание художника-живописца, Шиллингов-
ский поступает в мастерскую Василия Васильевича Матэ - ещё одного талант-
ливейшего педагога. Его деятельности русское общество обязано пробуждением
интереса к гравюре и, в частности, к офорту.

Первые графические опыты Шиллинговского - копии с Ван Дейка, Рембрандта.
Особенно его привлекали старые немцы - Дюрер, Кранах, Гольбейн. Он стре-
мился постичь природу графики на лучших примерах мирового искусства.

В 1912 году Шиллинговский провёл лето в Болгарии. Эта поездка явилась толч-
ком к теме "горного пейзажа", занявшей исключительно большое место в твор-
честве художника. Он создал многочисленные серии офортов, литографий и ксилографий, посвящённых природе Балкан, Бессарабии, Армении, Бахчисарая. В его гравюрах редко встречается человек. Грандиозный и прекрасный мир природы живёт своей самостоятельной жизнью.

Шиллинговский любил изображать величественную картину гор, буйство стихии,
горные реки и перевалы, руины монастырей и храмов, безмолвные армянские
кладбища.

Уже в ранних работах Шиллинговский демонстрирует незаурядное мастерство и графическую культуру. Каждый его лист - результат спокойно обдуманной ком-
позиции, сосредоточенной работы иглой или резцом. Его графический язык
размеренный, четкий, неторопливый, штрих - чеканный и твёрдый.

Шиллинговский работал во многих техниках графики, но любимыми остались офорт
и гравюра на дереве. В этой технике исполнен его цикл "Петербург. Руины и
возрождение"*, состоящий из десяти станковых гравюр.

В нём запечатлён пустынный и измученный интервенцией Петроград 20-х годов
XX века. Ясная уравновешенность композиции, тщательно проработанные детали,
несколько холодная беспристрастность и классическое спокойствие листов цикла
говорят о влиянии гравюры XVIII - XIX веков.

К теме Петербурга- Ленинграда Шиллинговский обратился ещё раз в 1941 году,
создав эпический рассказ о Великой Отечественной войне в серии ксилографий
"Осажденный город". Работая в неотапливаемом помещении , художник  отморозил
себе руки.

Шиллинговский работал в области книжной графики. Он иллюстрировал
детские книги и классическую литературу. "Одиссея" Гомера с его иллюстрациями до сих пор считается лучшим изданием этого произведения.
Отдал художник дань и увлечению экслибрисом. Ему принадлежит цикл портретных гравюр и литографий. Портреты В, И. Ленина, А. Островского, Дюрера, Ал. Тол-
стого.

Он много преподавал, работал на полиграфическом факультете в Академии художеств (1922–1929), был директором Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры (1935–1937). Воспитал целую плеяду выдающихся художников-графиков.

Об искусстве Шиллинговского хорошо сказал художник Е. Лисенков. Он писал:
"Безукоризненность техники, холодная точность художественных расчётов,
приверженность к приёмам старой гравюры, в частности упорное пристрастие
к геометрической правильности линейного узора, сперва отпугивают новичка
от эстампов Павла Александровича Шиллинговского. Надо чуть-чуть привыкнуть к ним, чтобы понять, что под холодной внешностью их скрывается большое увле-
чение, что охлаждённые страсти бывают сильнее многих молниеносных порывов".

Художник умер от голода во время блокады Ленинграда. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.


                @   


Рецензии
Алексей, благодарю за то, что помогаете узнать и ...
не даете забыть наших замечательных современников...
Вдохновения и терпения!
С уважением и душевным теплом, Наталия!

Наталия Понятовская   21.06.2020 02:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталия, за отзыв и добрые слова! С уважением и теплом, Алексей.

Алексей Гончаров2   21.06.2020 09:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.