Слёзы берёзы Е. Леоновой в законе Х. Плесснера

Педагогика.

Слёзы берёзы
Елена Викторовна ЛЕОНОВА
Величье, гармония, вечность, свобода –
Всё это содержится в слове «природа».
Но есть ли в природе страданья и слёзы?
Я думаю, есть. Это слёзы берёзы.
Не могут деревья ответить на боль.
Способен обидеть прохожий любой.
И лишь под ударом нависшей угрозы
Роняет берёза кристальные слёзы.
Невинность проносит она сквозь века.
Но как перед нею не дрогнет рука?
Не видя, не слыша ту боль и тот крик,
Бросают в костёр, чтоб поджарить шашлык.
Так быстро сгорает берёзы кора,
В том пламени диком шальная игра.
Вмиг всё, что росло, превратилось в дрова,
Поникли цветы, почернела трава.

ПЛЕССНЕР ХЕЛЬМУТ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 
 «Тема 12. Природа человека и смысл его существования. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии».
Термин «философская антропология» употребляется в двух основных смыслах. Часто философской антропологией называют раздел философского знания, посвящённый всестороннему рассмотрению проблемы человека. Вместе с тем, термин «философская антропология» закреплён и за конкретной современной философской школой, основными представителями которой были немецкие философы Макс Шелер, А.Гелен, Хельмут Плесснер, Э. Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и другие. (Страница   203).
«Своеобразный подход к определению сущностных качеств человека проявляет Гельмут Плесснер (1892 – 1991). Он понимает, что свободу человека, его способность к культурному творчеству нельзя объяснить лишь специфической биологической структурой.  Человек отличается от животного, по Плеснеру, так называемой Эксцентрической позицией. В силу этой позиции человек способен отделять своё «Я» от своего физического существования и, следовательно, осознавать свою собственную «самость», осознавать  себя  как  личность. Это осознание в дальнейшем приводит к осознанию внешнего мира, окружающих явлений как вещей.
Эксцентрическая  позиция задаёт не только структуру внутреннего мира человека, но и способы реализации человеческого существования, отношения человека к бытию. Основные формы  этого отношения опРЕдеЛЯются, по Плесснеру, тремя базовыми антропологическими  законами. Сущность первого закона Плесснера можно сформулировать так: человек должен сам себя сделать тем, что он есть. Иначе говоря, человек может жить, только сам управляя своей жизнью. Это управление человек осуществляет на основе создания второй природы – культурного творчества.
Второй закон  Хельмута Плесснера определяет способ, каким даны объекты человеку в познавательном и эмоциональном отношении к миру.
По мнению Плесснера, непосредственность познавательного отношения человека к предметам всегда опосредованного «Я». Таким образом, человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему.* Эмоциональная же Эксцентричность человека наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах его самовыражения, как  СМЕХ  И  ПЛАЧ.
Хельмут Плесснер характеризует СМЕХ и ПЛАЧ как катастрофические реакции человека, возникающие в результате самообладания при столкновении с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Почему же именно эти эмоциональные проявления Хельмут Плесснер характеризует как специфические качества человека?  Да потому, утверждает он, что существо лишённое «Эксцентричности», такое же животное, не способно заменить несоответствующих  в  ситуации. Этой способностью обладает только «физико-духовное» существо – человек. СМЕХ и ПЛАЧ представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается  с  духовной  основой  внутреннего мира  личности.
Третий закон  Плесснера: закон утопического места. Характеризует неукорененность человека в бытии. В силу своей эксцентричной позиции человек, по мнению   Плесснера, постоянно лишён равновесия. Достигнув чего-либо, человек сразу  не  может обрести покой. Опыт подобной неукорененности означает осознание ничтожности своего бытия и, тем самым, ничтожности бытия всего мира. Собственное существование, равно как существование всего сущего, осознается человеком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. В этом философ  Плесснер видит ядро  всякой  религиозности. Религиозность неразрывно связана со своебразием  жизненной  формы человека. Но та же самая эксцентрическая позиция, которая вызывает у человека идею Бога, несет в себе и сомнение в его существование. Утопическое место человека, его преобразование в ничто, постоянное сомнение и неуверенность распространяются на идею Бога».
Алексей Радугин. Философия. /Плесснер.Москва. Центр. 2004. С. 203, 206-208.

Слёзы берёзы - печальные слёзы.
Переживут они зимы, морозы.
Берёза на латинском языке - Betula, избранное дерево поэта Сергея Есенина, в центре поэтических, эстетических  размышлений яркой талантливой поэтессы Елены В. Леоновой.
Добрый автор - Елена Викторона Леонова  явила "вкус эстетический" - думает и пишет стихи о слезах берёзы, нашей лесной целительницы.
Трагедия и слёзы обиженного ребёнка описаны в сочинении «Прогулки не будет».
«Крашка, слёзы твои так и льются ручьём
И прозрачным сверкают в глазах жемчугом.
Верно, няня тебя в сад гулять не ведёт?
Погляди-ка  в окно: видишь, дождик идёт?»
Музыка детства. Россия, 19 век. Санкт-Петербург. Сатисъ. 2008. С. 20, 21.

Вышивка. Дерево жизни.
Слёзы березы. Е.Леонова.
http://stihi.ru/2012/12/09/9951


Рецензии
От ВСЕЙ ДУШИ БЛАГОДАРЮ ВАС, АДОНИС!
С ПРАЗДНИКОМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ!

Елена Викторовна Леонова   07.06.2020 18:36     Заявить о нарушении
Спасибо!

Адонис Ситник   09.06.2020 22:14   Заявить о нарушении