Обзор весеннего лонга от Бориса Кутенкова

2 Смагина Виктория  «недостаток»
http://www.stihi.ru/2019/12/09/4610

у вас недостаток сна, — говорит смартфон —
вы поздно ложитесь, встаёте кормить луну
дурными мечтами о вышедшем в жизнь и вон,
и пьёте пустырник, накапав чуток в улун.

пушите кота до включенья мур-мурных схем,
и с ним говорите о шварцевых чудесах,
о бремени эльз, умноженье драконьих тем
в рядах бургомистров и еже писах, писах.
 
о том, что намедни был пасмурным зимний день
и плакали окна — холсты мимохожих драм —
о предновогодье, налитом тоскою всклень,
снежинках на вате, увядших меж старых рам.

о метеовойнах (давленье — зарничный вождь,
всё лезет к вершинам, где звёзды из тьмы растут,
снежок-перевёртыш линяет в декабрьский дождь)…

а сон уплывает к пригревшемуся коту.

---------------------------
Прекрасно выдержана композиция стихотворения: сюжет раскручивается, как из пружины, из детали повседневной биографии – «недостаток сна», при этом есть абсолютно живорождённые образы: «холсты мимохожих драм», «зарничный вождь», очень хороши «шварцевые чудеса». Состояние сна во сне довольно традиционное для литературы, но в принципе, переданное ярко и индивидуально. Что происходит на уровне обычного сюжета – не вполне понятно, но я и не любитель задавать такие вопросы; в этом и заключается поэзия, далёкая от пересказуемости; при этом нет ощущения расползания, избытка, очень динамичное стихотворение.

3 Дмитрий Близнюк   «мир анаконды»
http://www.stihi.ru/2020/02/29/6824

белые, стальные от пыли тополя ждут дождя.
так морена ждет снегопада.
вот бы горсть снежинок поймать
вытянутым, каменным ртом.
так мы ждем светлого будущего. как буран,
оно должно обрушиться на нас, сбить с ног,
как ласковый и мощный сенбернар облизать лицо.
увалить нас
на электрический диванчик счастья. но нет.
лишь кристаллы-лезвия просачиваются в настоящее.
капли - конденсат будущего.  невидимая стена
сдерживает цунами времени,
будто стекло террариума аллигаторов.
ведь ускорение - это будущее -
пробегись по аллее,
сквозь варановую разлапистость листьев.
вот и немного твоего будущего. сядь за руль
и разгонись хорошенько на проспекте ленина,
уйди в игру, загул или на войну. и вот оно
будущее - с радостью поглощает тебя, ослепляет,
заражает статуи в саду туберкулезом костей,
царапает шилом бельма,
почти живые глаза.
и неважно - озарен ты книгой или отуманен женщиной.
каждый твой шаг -
усатая балерина из твердого сыра.
вытанцовывает по терке, по острой наклонной терке минут.
и не стоит стремиться в будущее - в пищевод,
когда кролик погружается во внутренний мир анаконды,
не зажмуривай красные глазки, не ускоряйся, о нет!
цепляйся из всех сил когтями, ушами об стены,
когда мышцы сокращаются, проталкивают тебя в трубу.
хочется сбежать от будущего
в любой рукав, ответвление,
подворотню, искусство, творчество, дружбу, любовь,
с тобой или без тебя.
боже, они гонят стаю хомячков
вениками по улице на убой, навстречу драконам...

---------------------------
«Сбивает с ног» избыток образов: «подворотня, искусство, творчество, дружба, любовь» (всё это именно так, через запятую), «варановая разлапистость листьев», «эффект аллигаторов» и т.д. Автор решает довольно смелую художественную задачу: назвал бы её в каком-то смысле апофатической, говорящей «да» через отрицание – эффект стихотворения отпугивающий, оглушающий и, думаю, предусматривающий существование реципиентов, которым это придётся не по душе. Но семантика «будущего как ускорения» вполне присутствует и на уровне отдельных образов, и на уровне композиции: вполне можно оценивать автора по законам, им над собой поставленным. Правда, мне лично для стихотворения мало этих законов и их воплощения – непонятно, что за этим «ускорением», не хватает серьёзной метафизической задачи; мне кажется, автор мог бы поставить себе более высокую планку.


5 Лина Маго  «В изменённом сознании дня»
http://www.stihi.ru/2020/01/02/1731

в изменённом сознании дня
ночь зацепер на крыше вагона

суета толкотня
кто заметит меня
кто догонит

фонарями прикормлена сталь

по обочинам осень березится
вызревает янтарь

вытечь каплей листа
оборваться
отрезаться

пятки дней щекоча
недоспавшим ночам
растревожить (со)камерность ритмами

перегон отстучать
 
телеграфность ключа
по-оккамовски бритвенна

на плече светофора всплакнуть
листопадами
на зиму скорыми

сигарету стрельнуть

притянуться к окну


приросли к полотну
корни

---------------------------
Есть претенциозные образы: «пятки дней щекоча недоспавшим ночам» - производит комический эффект, на мой взгляд; «телеграфность ключа по-оккамовски бритвенна» - избыток, не хватает чувства меры, чтобы сделать многослойным образ, не впихивая в него разом и сравнение («по-оккамовски»), и свойство предмета, не получающее разворачивания в системе образов («телеграфность»). Но в целом стихотворение довольно суггестивное, создающее определённую атмосферу отъезда – правда, не хватает, возможно, какого-то драматического прорыва, сильного метафизического жеста, который увёл бы стихотворение от простой описательности и перечисления деталей.

15 Саша Неместный  «Сезон открылся»
http://www.stihi.ru/2018/04/05/1019

Сезон открылся веточкою вербы.
На распродаже солнца, леса, ветра
Природа вновь банкует: — Всё беру!
Костями ведьмы шевелит осинник,
Но жаворонка утренний будильник
Дворняжку мрака гонит в конуру.

Рассвет в весну приходит Дон-Жуаном.
Он ночь кутил вдали, за океаном,
Измят и избалован, но любим.
Вмиг разъярившись на речные мели,
Грозою первой дав под дых апрелю,
Драконы неба жалят голубым.

Я задыхаюсь, слепну от укуса,
И прыгают в глазах метели гнуса,
Что жгли лицо прошедшею зимой.
Но доктор Воздух, добрая порода,
Протягивает шкалик кислорода,
Кропя рецепты левою рукой.

Мечтой — в какой простор, в какие дали.
И тайны лета манят нас едва ли.
Бери, кто хочет, вечер. Он — ничей.

Послушай дирижера: — Ра-ды! Ра-ды!
Капустницы, кузнечики, цикады.
И космос
Все прозрачней,
Все звончей.

---------------------------
Очаровывает сочетание образов на грани совершенно первобытного дилетантизма: не знаю, кто пишет, но представляется человек, только открывающий современную поэзию, совершенно не искушённый и потому способный и «позволить» себе и вопиющий «метели гнуса», и сравнить рассвет с Дон-Жуаном, и начать стихотворение с трогательной «веточки вербы». Во всём этом есть какое-то обаяние - то, о чём сказал Георгий Адамович в своём знаменитом стихотворении «Ночь, камень, снег. Сказал же кто-то «снег»…). В целом тут не обошлось без срывов вкуса – «жаворонка утренний будильник» (заезженное сравнение), «дворняжка мрака» (объяснить, почему это плохо, будет затруднительно: можно только сказать про опыт начитанности, чувство вкуса и меры – при этом, конечно, важно не лишиться той органичности, о которой я сказал в начале отзыва, почувствовать грань). Несколько хаотичной пляской образов стихотворение отсылает к раннему Пастернаку, но нет его взрывчатого восторга перед миром. «Космос», который «всё прозрачней, всё звончей», конечно, неподдельный – внушающий доверие ко всему зданию и окончательно убедивший меня в том, что стихотворение стоит включить в список «фаворитов» (хотя тут не обошлось без колебаний).

17 Александра Герасимова  «придут и постучат»
http://www.stihi.ru/2020/02/24/5442

придут и постучат
и вот и всё
но прежде нужно всякому случиться
восторгу с перекошенным лицом
дыханию горячему в ключице
включи ночник
пусть тускло
не к лицу
пусть холодно
и форточка зевает
пусть прирастает к бледному сосцу
фонарной лампы ночь предгрозовая

пусть всё летит с моста
в тартарары
и поделом
всему свои пределы
но прежде проронить проговорить
прочувствовать распробовать проделать
познать тепло и запах ощутить
такое отчего необъяснимо
неимоверно нервно недвижимо
невыносимо
мертвенно почти

ещё не стук
всё кажется
щелчки
электросчётчик
старый холодильник

они придут
шаги шаги шаги

но выдох жаркий у шальной щеки
но свет фонарный на извивах пыльных
озябшей шторы будто поцелуи

ещё всё не бывает
всё минует

---------------------------
Великолепная работа с разрозненными образов и ощущениями, которые становятся целостным единством – фонетическим и интонационным: «такое отчего необъяснимо / неимоверно нервно недвижимо», «прочувствовать распробовать проделать / познать…». Слитность этих образов, их живорожденность ощутима всем существом, синестезийно – визуально («восторг с перекошенным лицом»), тактильно и обонятельно («дыхание горячее в ключице»), психологически («ещё не всё бывает / всё минует»). Но, как всегда, об отличных стихах говорить сложнее всего. Очень хороша «фонарной лампы ночь предгрозовая»: и «ночь фонарной лампы», и «ночь предгрозовая» - образ, основанный на такой двойственности прочтения, обрастает новыми измерениями, расширяет своё смысловое пространство, работает с читательским бессознательным.

19 Александра Иванова Шурочка   ***
http://www.stihi.ru/2019/08/03/21

... а день, как божья сирота,
стоял худой, рябой и длинный,
срывал смородину с куста,
ребенок, на минуту смирный.

Брюзжал комар, велосипед
скрипел ушибленным коленом,
и не кончался белый свет
на белом свете непременном.

Дорога медленно плелась
в пригоршню пыльного пригорка,
где выпускал, ощерясь, снасть
репей пронырливо и колко.

Медвяный дух повсюду полз,
и бог вдруг стал июлю ровней,
поскольку тронул желтый нос
левкоя в зелени исподней.

Льняная ветошь неба жглась,
жизнь протекала, шла и длилась,
как если б смерть не задалась,
как если б ей не торопилось...

---------------------------
Ритмически довольно традиционное стихотворение, при этом прекрасное детальной выписанностью остановленного мгновения: «и не кончался белый свет / на белом свете непременном» - образ основан на видимой тавтологичности, при этом повтор работает на суггестивный потенциал стихотворения, первый «белый свет» уходит от своей фразеологической функции и приобретает конкретные очертания на фоне первого - фразеологического. И таких находок очень много: очень понравился, например, «ребёнок, на минуту смирный» - вновь этот сюжет замершего времени – уверен, если бы сказать «ребёнок, замерший на минуту» или «ставший смирным», обаяние бы разрушилось. Или: «велосипед скрипел ушибленным коленом» - вновь суггестивное разрастание образа: уже не только ушибленное колено хозяина, а – колено велосипеда, одушевление неодушевлённого (см., кстати, замечательное стихотворение Олега Дозморова на эту тему – о «живом» велосипеде – в его последней книге «Уральский акцент»). Мои безоговорочные симпатии.

27 Марианна Боровкова  «Сиюминутное»
http://www.stihi.ru/2020/02/13/8182

ночи короче  наваристей кисели
вязкие пенки со стеночек пили-ели
темень кромешную перетерпеть смогли
слабость сиюминутную одолели

сколько ни сетуй влюбиться и умереть
это сродни безумству или геройству
рот обжигает нехитрая наша снедь
звёздный сгущается воздух

счастье саднит под ложечкой
в мелочах
кроется главное выдохнули вдохнули
тёплые тапочки  кофточка на плечах
прикосновенья
предчувствия
поцелуи

древний сверчок замаялся   уснул
спорит на подоконнике  птичья  стая
сладкие сливочки ложкой скоблишь по дну
и на душе потихонечку
рассветает

---------------------------
Стихотворение довольно мастеровитое, передающее детали домашнего уюта со всеми его архетипическими составляющими: тут и «птичья стая на подоконнике», и «древний сверчок», и «нехитрая снедь», и «тёплые тапочки», и «кофточка на плечах»… Правда, есть один существенный минус: для поэзии недостаточно. Но бесхитростное обаяние зацепило на эмоциональном уровне, поэтому по-читательски выделил стихотворение (хотя колебания были). Всё-таки «сколько ни сетуй влюбиться и умереть
это сродни безумству или геройству / рот обжигает нехитрая наша снедь / звёздный сгущается воздух» - довольно смело и не оставляет сомнений в таланте автора.

29 Берта Лучева   «с энтомологом на даче»
http://www.stihi.ru/2018/11/09/5972

утро начинается с кисточки винограда
хочешь ещё?
нет – говорит – дорогая, не надо мне
ни фруктов ни праздничного парада
ада. побольше ада...
ада или – спрашиваю – аду?
хочешь набокова?
нет – говорит – не хочу ни умного ни глубокого
что-то из женских романов желательно летних
как виноград – недозрелые дамские пальчики кофточки неодеты
косточки – не цыплячьи но с характерным хрустом в суставах хрящик
я достаю из книжного шкафа рядом включаю тв и вижу:
ящик для писем у синего озера – синий холодный ящик
листья в него
сквозь щёлку по одному скользнули и птицы за ними
как далеко мы были близкими дорогими
как далеко недолго и в разное время года
не совпадает речь и язык... кровные узы и жизнь-зараза
жаль не себя но виноград – осень запойная снег в прогнозе
а он не подвязан

---------------------------
Стихотворение, построенное на горизонтальном сцеплении образов, где родительные падежи «винограда» и «парада» тянут за собой «побольше ада» (автор, несомненно, понимает, какой эффект это производит после вроде бы безмятежных образов, особенно в контексте диалога; чувствует необходимость сильного эмоционального выпада, одним ударом разрушающего атмосферу безмятежности. В общем, довольно умелый режиссёр своего театра). «Косточки винограда» логически ведут за собой «хрящик», а тот, в свою очередь, «синий холодный ящик» (надо заметить, что и окрашенный метафизически – в контексте фразеологизма «сыграть в ящик», и отсылающий к ящику Пандоры, поскольку «для писем»). Какое-то методологическое несовершенство во всём этом есть – ввиду слишком прозрачной и, казалось бы, простой взаимосвязи образов (вспомнилось, как в одном интервью на вопрос, что ему сразу же не нравится при чтении стихотворения, критик Леонид Костюков ответил: «Когда слово поставлено слишком очевидно – сразу понятно, откуда оно взялось»); автор мог бы работать с более уплотнённой, более многослойной метафорой. Есть и поэзия – ввиду самого факта работы с образом, отдалённости от будничной логики.

30 Елена Севрюгина 3 «Имярек»
http://www.stihi.ru/2019/11/25/9514

бесконечны паузы небес
человечек умер и воскрес
век челом печали без числа
праха порох память плеск весла
то-то человечка будут грызть
страхи боль раскаянье корысть
малые с горошину но всё ж
имярек иначе в мир не вхож
имя реки имя на реке
мелкий мир дрожит на поплавке
мается держи меня держи
не сорвался в омут значит жив
***
что тебе до магии имён
что тебе до мании знамён
что тебе до тяжести креста
если ты покой и пустота
у тебя ведь нет ни рук ни ног
у тебя ведь нет ни да ни но
нету у тебя ни до ни да
ты сквозняк воздушная среда
ты река
текущая строка
ты строка
текучая река
прорастает в корне языка
звук не осязаемый пока
и горит надмирный горловой
голос твой

---------------------------
Лучшие два стихотворения в подборке: «и горит надмирный горловой / голос твой» - настолько поражающее драгоценное вещество поэзии, что после этого хочется перечитать другие стихи автора и – впервые появилось желание заглянуть в «неанонимный» лист (здесь стихи оцениваю, не зная имён авторов). Прекрасно здесь всё – магия на грани проникновения в общечеловеческое: «то-то человечка будут грызть / страхи боль отчаянье корысть», нота утешения в финале: «не сорвался в омут значит жив», определённый лаконизм, не дающий стихотворению выйти за пределы, заданные чувством меры и вкуса, - и, конечно, присутствие непознаваемого, того, что не поддаётся пересказу. Перечислять достоинства этих стихов можно долго, но хочется вместо этого просто поаплодировать.

34 Елька22   «Горизонт»
http://stihi.ru/2018/11/22/8454

Горизонт отрезал небо:
снизу – люди просят хлеба;
сверху – млечные поля;
заплутали ты и я,
нахлебавшись киселя.

Время плющит горизонт:
вымирает птица дронт;
рим падёт, падёт царь-град;
то потоп, то жадный глад;
убивает брата брат.

Горизонт нельзя потрогать,
горизонт нельзя отнять,
время правит души строго –
продолжается дорога
бог на месте
не догнать.

---------------------------
«Горизонт» отсылает к тексту Алексея Цветкова «было третье сентября…» про Беслан, опубликованному в его Живом Журнале 1 сентября 2004: есть определённые переклички на уровне образов (при этом, конечно, доверяю автору «Горизонта», который вполне может сказать, что не читал никакого Цветкова: общее тут, пожалуй, - попытка усмирить ужас, заключить его в рамки бодрого хореического ритма. Если всё же реминисцентная соревновательность осознанная – тем лучше, образец не самый худший). Тем не менее, если всмотреться, - в разбираемом стихотворении не хватает какого-то метафизического жеста, который доводил бы это ощущение ужаса до предела или, наоборот, бодрой ноты утешения. Несмотря на семантический ореол размера, стихотворение довольно вялое: «время правит души строго», «бог на месте / не догнать» (последнего недостаточно для парадокса, несмотря на совершенно явный оттенок парадоксальности, заключённый в этом образе); «убивает брата брат», «время застит горизонт» - необходим какой-то сильный выпад, который не сводил бы стихотворение к набору констатаций, некоторые из которых к тому же слишком очевидные.

35 Дмитрий Шунин  «Таракан»
http://stihi.ru/2020/01/03/6158

Спит на кухне под стаканом
Длинноусый таракан.
И над спящим тараканом
Возвышается стакан.

После бурной вечеринки
И объятий кипятка,
Спят засохшие чаинки
На стакановых боках.

А на скатерти зелёной,
Между вилкой и ножом,
Шоколадная "Алёнка"
Без обёртки, нагишом.

Белый свет потусторонний,
В окна хлынувший легко,
Ловят влажные ладони
Гиацинтовых цветков.

Ловит чёрный холодильник
И зашторенная тьма.
Скоро взбесится будильник,
Заполошенный, как март.

Скоро взмоют одеяла
И с кроватей полетят.
Скоро в парковых каналах
Утки выведут утят.

Скоро дремлющие осы
За добычей воспарят.
Тяжело нальют колосья
Хлебородные поля.

Ветер станет ураганом,
И взовьётся ураган,
И проснётся под стаканом
Длинноусый таракан.

---------------------------
Забавное наследование обэриутству и капитану Лебядкину; узнаётся, конечно, и Чуковский – в одеялах, летящих с кровати. «Шоколадная Алёнка без обёртки, нагишом» - образ на грани безвкусия, но дерзкий, новый. «Белый свет потусторонний, / В окна хлынувший легко,
Ловят влажные ладони / Гиацинтовых цветков» - первые две строки просто очень хороши, но смущает множественное число слова «ловят»: кто кого ловит? Сначала кажется, что белый свет, тогда было бы уместнее «ловИт» - либо получается какой-то квазиодесский акцент, что ладони (подлежащее) ловят «цветков» (не «цветки»). «Будильник, заполошенный, как март» - очень неплохой образ. Но претензия у меня – такая же, как ко многим стихотворениям из этой подборки: что текст ограничивается этой визуальностью, замыкает её на самой себе, мало свободного пространства.

38 Лана Юрина   «Двойным узлом»
http://stihi.ru/2020/04/30/3549

Вокруг твердят о тайнах бытия,
пугают, что весь мир однажды рухнет.
А мы глядим в окно – твой кот и я,
сплетясь двойным узлом на тесной кухне.

Мы ждём, когда зажгутся фонари
и птичьи перебранки стихнут разом.
Тогда придёшь и будем говорить
о разном.

О том, что приблудился первый снег,
прилёг у нашей двери ранним утром.
Волнуясь, расскажу о странном сне:
волна тебя качала в лодке утлой

(я вплавь за ней бросалась, но река
сносила прочь, на самый край постели!..)
Мурлыкать будем – как тепла рука
на теле,
как дрожь стремится вверх от пальцев ног...

На кухне тишина висит густая.
А мы с твоим котом – глядим в окно,
где тает снег.
И день девятый тает.

---------------------------
Милое, довольно традиционное стихотворение о переживании изоляции. Пожалуй, прошёл мимо него, если бы не «день девятый», удачно расширяющий пространство обыденности, выводящий финал к ассоциативным вершинам.

40 Ирина Суворова 4 «Оркестр 18 плюс»
http://stihi.ru/2019/06/23/2136

Арест Первой Скрипки был встречен Оркестром с тревогой - во взглядах читалась креплёная страхом вина. Звезда коллектива - солистка, - сопрано от Бога, пришла на Лубянку спасать музыканта одна.

Она не трусиха, она ни за что не отступит! Для храбрости: шпильки, в лилейный горох крепдешин. Чекисты суровы, но те же мужчины по сути, с её красотой ли бояться суровых мужчин!? Нарком не садист, по рассказам - культурный, приличный. Легко распознает, где правда, где галиматья. Она бы доносчиков к стенке поставила  лично, чтоб некому было безвинные судьбы ломать.

С похмелья нарком лютовал с таким бурным оргазмом - садист-извращенец от зависти в корчах бы сдох. С визжащей певички, посмевшей назвать его мразью, сдирал вместе с кожей в момент покрасневший горох. Сама виновата: влетела, спустила полкана, давай тарахтеть, что нельзя по артистам катком. Вначале культурно хотел допросить на диване - полез под горох, - а она промеж ног каблуком. Насиловал вкусно - до сладкой истомы в мошонке. Чуть сунул бутылкой - сломалась, призналась во всём, что Скрипка - предатель, Гитара с Валторной - шпионки, на ножке от стула - добавила пару имён.

Когда сообщили - к Оркестру есть масса вопросов, - Рояль застрелился, Баян принял экстренно яд. Струной кто потоньше - стучал как по нотам доносы...
... Боюсь и подумать, куда бы качнуло меня.

---------------------------
Страшно, безжалостно, документалистски: сейчас так пишет только Лида Юсупова, но в несколько другой стилистике. От поэзии здесь ничего; при этом надо отменить, что после того, как шок проходит, видно, как стихотворение, что называется, «хорошо сделано»: нет сбоев, натянутостей, слов-затычек, которые обильно присутствуют в стихотворениях, заключающих вполне внятный сюжет в оковы рифмы и размера. Интересно прочитать другие стихи автора и предостеречь от эксплуатации этой манеры «ужастиков».

Шорт-лист:

2 Смагина Виктория  «недостаток»
http://www.stihi.ru/2019/12/09/4610

3 Дмитрий Близнюк   «мир анаконды»
http://www.stihi.ru/2020/02/29/6824

5 Лина Маго  «В изменённом сознании дня»
http://www.stihi.ru/2020/01/02/1731

15 Саша Неместный  «Сезон открылся»
http://www.stihi.ru/2018/04/05/1019

17 Александра Герасимова  «придут и постучат»
http://www.stihi.ru/2020/02/24/5442

19 Александра Иванова Шурочка   ***
http://www.stihi.ru/2019/08/03/21

27 Марианна Боровкова  «Сиюминутное»
http://www.stihi.ru/2020/02/13/8182

29 Берта Лучева   «с энтомологом на даче»
http://www.stihi.ru/2018/11/09/5972

30 Елена Севрюгина 3 «Имярек»
http://www.stihi.ru/2019/11/25/9514

34 Елька22   «Горизонт»
http://stihi.ru/2018/11/22/8454

35 Дмитрий Шунин  «Таракан»
http://stihi.ru/2020/01/03/6158

38 Лана Юрина   «Двойным узлом»
http://stihi.ru/2020/04/30/3549

40 Ирина Суворова 4 «Оркестр 18 плюс»
http://stihi.ru/2019/06/23/2136

Об эксперте:

Борис Кутенков – поэт, литературный обозреватель. Редактор отдела культуры и науки «Учительской газеты» (с 2019 г.), редактор отдела критики и эссеистики портала Textura (с 2018 г.). Колумнист портала «Год литературы». Один из организаторов литературных чтений «Они ушли. Они остались», посвященных рано ушедшим поэтам XX и начала XXI века. Организатор литературно-критического проекта «Полет разборов», посвященного современной поэзии. Критические статьи Кутенкова публиковались в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов» и мн. др., стихи – в журналах «Волга», «Урал», «Интерпоэзия» и др.


Рецензии
Борис, спасибо!
да нет..., это не о "пределе ужаса"
"ужос" - обыденный и повторяющийся
такой... мировой бытовой уроборос

Елька22   09.06.2020 14:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.