Леонард Пейкофф Объективизм философия Айн Рэнд

         Эта книга  принадлежит ближайшему ученику,  популяризатор идей и наследнику Айн Рэнд (1905 – 1982 гг.) – американской писательницы, автора т.н. «философии объективизма» – Л. Пейкоффу (род. В 1933 г.). Рэнд, которая родилась в России, а с 1926 г. жила в США, имела притязания на создание новой философии, отличающейся от всех прежних направлений. Философия в данном случае выступает как обоснование определенного миропонимания, т.е. это не попытка размышлений о смысле бытия, не поиск мудрости, истины, не выражение стремления к вечному – напротив, такие понятия категорически отвергаются «объективистами» – а желание выработать систему идей для оправдания материализма и построенной на нём модели жизни. Поэтому рассматриваемая система включает такие компоненты, как «метафизику» – в истолковании объективистов это учение о реальности, – учение о познании, о человеке, этику, эстетику,  а также концепцию общественно-экономического и политического устройства. Действительно, новизна этих категорий в философии Рэнд – Пейкоффа потрясает своим фантастическим наполнением, которое стало следствием перевернутого взгляда на человека.
Но сначала следует остановиться на самой персоне Айн Рэнд. Она родилась в Санкт-Петербурге, в семье химика Зиновия Розенбаума и дочери портного Анны Каплан. Алиса – таково настоящее имя нашей героини – являлась старшей из трех сестер. Семья была неплохо обеспечена – отец был управляющим аптекой. Есть свидетельства, что Алиса с детских лет была погружена в свой внутренний мир. В 1921 г. она поступила в Петроградский университет – изучать социальную педагогику. Чуть позже она работала экскурсоводом в музеях. А в 1926 г. покинула Россию. Своих близких вывести она не сумела.
Октябрьскую революцию Алиса не приняла – ей были чужды социалистические идеи. В дальнейшем Айн Рэнд (этот псевдоним Алиса взяла по приезде в США) стала ярой противницей социализма в любых его вариантах. Возможно, здесь сыграл роль фактор личной биографии – у отца после революции отобрали аптеку, а сама Алиса по некоторым данным была исключена из Петроградского университета из-из «буржуазного происхождения».   
В США Рэнд стала воплощать возникшие еще в ранние годы мечты о писательском призвании. Её фундаментальным произведением является роман «Атлант расправил плечи», над которым она трудилась с 1942 по 1957 гг. Главным в мировоззрении Рэнд были концепция эгоизма и идея капиталистического рая. 
Айн Рэнд в своем произведении «Атлант расправил плечи» строит образ идеального рынка, строители которого, крупные предприниматели, воспринимаются ею как несущие прогресс атланты, на плечах которых стоит весь мир. Время действия книги напоминает Америку начала 30-х годов – периода «Великой депрессии». Главная героиня «человек ума и действия» (по мнению Рэнд) Дагни Таггерт пытается спасти свою железнодорожную кампанию от банкротства. Она замышляет строительство железной дороги, с использованием нового суперметалла стального короля, владельца рудников и металлургических заводов Хэнка Риардена.
В целом, суть романа заключена в конфликте между «бандитским правительством», которое в качестве антикризисных принимает, по сути, социалистические меры, и «атлантами» - капиталистами нового типа, идеологом и лидером которых является Джон Голт. В романе он выступает автором новой «философии», призванной обосновать принципы жизни в царстве капиталистического рая. Эти принципы базируются на идеях крайнего индивидуализма, разумного эгоизма, материализма (мировоззренческого и ценностного). Объективизм представляет собой смешение этих элементов.
Есть мнение, что в своем романе Рэнд выступала, в частности, против «нового курса» Рузвельта. Закон «Против хищнической конкуренции», что принимают в романе Рэнд ненавистные социалисты, похож на закон Рузвельта о восстановлении промышленности, где тоже была прописана честная конкуренция. Запрет увольнять рабочих и платить им зарплату во многом перекликается с законом Рузвельта о восстановлении промышленности и о организации Управления Общественных работ, по которым безработные отправлялись на работы по возведению общественных зданий, прокладки дорог, строительство стадионов, дамб и других объектов. 4 миллиона человек получили работу. С целью трудоустройства безработной молодежи правительством были организованы специальные лагеря. Там молодые люди жили на полном обеспечении и работали с заработной платой в 30 долларов, причем 25 из них отдавались их семьям. По мнению Рэнд, лучше бы они пухли с голоду, и не надо было нечего делать для этих безработных. Управление общественных работ было по Рэнд и по всем рыночным стандартам, нерыночным механизмом привлечения безработных, но трудоспособных американцев на крупные стройки по всей стране. Именно рабочими Управления был создан мост Золотые ворота в Сан-Франциско, было построено множество ГЭС и были проложены тысячи километров автомобильных трасс. Так же в годы Нового курса Рузвельта был принят закон о выплатах по старости. Книга Рэнд направлена на идеализацию свободного, не контролируемого капитализма, где капиталисты и предприниматели чрезвычайно превозносятся. В таком идеальном, по мнению Рэнд, рынке, каждый за себя и нет дела до остальных, главное получить прибыль. Основа капитализма по Рэнд – объективизм. Его содержание хорошо раскрывается в книге Пейкоффа.
        Для объективистов реальность – это «существующее», то, что воспринимается органами чувств и разумом и не требует доказательств. Нет никакой иной реальности, кроме видимого материального мира. Всё существующее существует независимо от какого-либо сознания – надчеловеческого или человеческого. Человек своим сознанием может постигать лишь эту реальность – через эмпирическое восприятие и разум как «инстанцию» по обработке чувственных данных. Познание возможно только разумом –       это очень важное положение в объективизме. «Существующее» не нуждается в объяснениях причин своего появления – вопрос о происхождении жизни не рассматривается Пейкоффом.
Человек – существо, обладающее разумом, главным благом для которого является жизнь – в биологическом значении этого слова. Объективисты критикуют и отвергают идею о дихотомии «души» и «тела», чтобы вывести «практическую мораль», жизнь в соответствии с которой не знает нравственных мук, угрызений совести, острых экзистенциальных переживаний несовершенства мира, неудовлетворенности земным (это все объявляется бредом «сумасшедших мистиков»). В традиционном и истинном смысле морально то, что исходит от совести, в объективизме «моральным» называется то, служит «благу» индивида – его эгоистическим потребностям и интересам. Исходя из такого понимания, самопожертвование, альтруизм, объявляются «аморальными», ведь жертвовать чем-либо своим – это невыгодно, непрактично, неразумно! Отношения с людьми строятся на основе «выгоды» - это еще одно ключевое понятие объективизма: индивид должен определить степень «пользы», «корыстности», при своих взаимодействиях с другими. Если же действия индивида в отношении других лиц не сулят никакой выгоды, то не надо жертвовать чем бы то ни было, даже если другие люди нуждаются в помощи! Вот потрясающий по античеловечности пассаж Пейкоффа: «Самодостаточная и уважающая себя личность не должна помогать ни врагу, ни даже соседу до выяснения, кто именно этот сосед и действительно ли он заслуживает помощи».
Даже любовь понимается объективистами как отношения взаимовыгоды, а при отсутствии практической «полезности» их следует разрывать. Всё, что получает человек от других, должно быть заслужено – так же и наоборот – другие должны заслужить перед индивидом что-либо – отношение или материальные блага. Это распространяется на любовь и на прощение: «…Любовь является ответом на ценность личности в ходе подтверждения её достоинств… Любовь должна быть заслужена так же, как и неодобрение, - и прощение. Прощение заслуживается в моральной сфере в случае, если виновный осуществил некую компенсацию жертве, насколько это возможно…».   С этих позиций критикуется христианство – заповедь о любви к ближним, о прощении, воздаяние добром на зло. Ничего безусловного, дающегося даром, нет, самоценности каждого человека не существует.
Саму сущность человека объективисты считают эгоистической – всё, что ни делает человек, он совершает исключительно ради своего блага. Добра, бескорыстия, искренности, любви, дружбы, подвига – нет. Есть лишь холодный расчет и выгода, корысть и практичность. Эгоизм называется добродетелью, качеством, необходимым для «блага» индивида, а альтруизм – погублением себя, препятствующим достижению практических целей и «счастливой» жизни. «Счастье» для объективистов не что иное, как удовлетворение потребностей, обладание и успех, в которых, с точки зрения Рэнд – Пейкоффа, заключаются все устремления, цели, ценности индивида. И «мораль» должна быть такой, чтобы не препятствовать этому жизнепониманию, не налагать на человека ограничений в виде совести, Божественного закона, нравственных идеалов, мучительных дум. «Морально» то, что «продуктивно», «практично», «реалистично», т.е. относится к сфере материальных ценностей, создания и обладания ими. Пейкофф открещивается от материализма – якобы объективизм это нечто новое, а само подразделение мировоззрений на идеалистический и материалистический типы отвергаются. Но эта лукавая изощренность не меняет сути – объективизм является разновидностью крайне материалистического мировоззрения, по которому есть только эмпирическая реальность и все ценности человека находятся лишь в ней.    
Таким образом, этика объективизма строится на основе критериев пользы и выгоды индивида, эгоистические интересы которого объявляются главным мерилом жизни. С этой точки зрения рассматриваются как добродетели (точнее, то, что так именуют объективисты), так и пороки. К «добродетелям» относится, в частности, гордость. Пороки – например, алкоголизм, лень, невежество, разные излишества – порицаются как «непрактичные» явления, или ошибочные средства в достижении целей. Т.е. речь не идёт о нравственной ответственности перед совестью и судом Всевышнего – этого нет в объективизме.
Если представить человека, следующего принципам объективизма, то, на мой взгляд, это – индивид, сознательно уничтоживший в себе подлинно человеческое, отсекающий всё, что не приносит пользы его эгоистическим интересам, существо, живущее целиком по принципам обмена и потребления. Так называемая «мораль» объективизма построена на лжи и бездуховности, само его учение подводит оправдание любому цинизму, если он способствует достижению «разумных» и «практических» целей. Эта душеубийственная «философия», в которой человек низведён до уровня биосоциальной машины – существа, утратившего богоподобие и стремление к вечному. 

«Философия объективизма» оставляет впечатление удушающей ограниченности. Сознание противится такому представлению о человеке и мире, потому что человек не биосоциальная машина, потребляющая ресурсы и работающая на практические результаты, которые очень скоро превратятся в прах. В человеке есть экзистенциальная тоска, мука по непреходящему смыслу, глубинная жажда вечного бытия. И в этом – свидетельство присутствия в нём духа, знак его сопричастности Богу. Вспоминаются слова старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»: «…Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горим и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных…. Бог взял семена из миров иных и посеял на сей земле…». Но уже от каждого из нас зависит – взращивать ли эти семена в своей душе, вопрошать ли себя, подобно поэту Семёну Надсону –
«Зачем ты призван в мир? К чему твои страданья,
Любовь и ненависть, сомненья и мечты
В безгрешно-правильной машине мирозданья
И в подавляющей огромности толпы?..»
– или остаться равнодушным к поиску в себе Человека. Последнее означает заглушить в себе вопросы, которые естественно рождаются в душе – зачем нам дана эта скоротечная жизнь, какой смысл бытия в мире, где есть страдания, и неизбежная, неотвратимая смерть? Что пользы мне от «практических целей и результатов», если однажды, в неведомый для меня час, я умру? А как можно примириться со смертью, тех, кого мы любим (или даже не любим)? Неужели та сокровенная и таинственная красота, которая есть в каждой личности, безвозвратно погибает? Что же такое человек? Есть ли Бог и Кто Он? Что такое Истина и каков путь к ней? Как следует жить?
Философия Рэнд либо не отвечает на эти вопросы, пренебрегая ими, либо даёт мёртвые ответы, чрезвычайно суживая человека и отсекая дух. 


Рецензии