Стихи и песни для детей - 5

СТИХИ И ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
_______________________

После текста многих стихотворений приводится их запись краткописью для слепых (по системе М.Н.Зубкова)

Содержание

ШКОЛьНЫЕ ЧАСТУШКИ
Е. Благинина. Букварик (С краткописью)
С. Маршак. Азбука в стихах и картинках (С краткописью)
Е. Трутнева. Букварь
В. Орлов
  Что написано в тетрадке? (С краткописью)
  Кому что снится
Б. Заходер
  Два и три (С краткописью)
  Буква "Я"
В. Берестов
  Читалочка (С краткописью)
  Кто чему научится
  Альбом для рисования
  Учебник (С краткописью)
  Тетрадки
  Дневник
  Ручка
  Закладка
  Резинка
  Точилка
  Спросите меня!
  Где право, где лево
  Приятная весть
  Устный счёт
  Урок листопада
  Три дороги
  Светофор (С краткописью)
  Отсталый человек
  Ботаника
  Ихтиология
  Зоопсихология
  Возрастная психология
  Геометрия
  История архитектуры
  Милитарист
  Педагогика
  Этика
  Криминалистика
  Делопроизводство
  Корень зла
  Расширение кругозора
  Лунное
  Страшная глупость
А. Барто
  Мама или я? (С краткописью)
  Чернила (С краткописью)
  Ботаника больна (С краткописью)
  Сережа учит уроки
Б. Заходер. Из цикла <На задней парте>
  Познакомимся (С краткописью)
  Мы - друзья (С краткописью)
  Перемена (С краткописью)
  Петя мечтает (С краткописью)
  Вредный кот (С краткописью)
  Не везёт (С краткописью)
  Морской бой
С. Маршак
  Угомон (Отрывок) (С краткописью)
  Про одного ученика
  Урок вежливости
В. Берестов. Весёлая азбука
--------


         ШКОЛьНЫЕ ЧАСТУШКИ

А. Анциферов
Начался учебный год,
Часики затикали.
А меня вопрос гнетёт -
Скоро ли каникулы.

А. Анциферов
Оля мучила расчёску,
В школе делала причёску.
Мучила-то, мучила,
Да получилось чучело.

С. Винокурова
Мой дневник, как верный друг,
Для меня старался:
Я не выучил урок -
Дома он остался.

Е. Григорьева
Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке,
И теперь у нас в тетрадках
У обоих двоечки!

И. Гамазкова
Мы немножко пошумели -
В окнах стёкла зазвенели.
Мы сказали: "Тишина!" -
В школе треснула стена.

И. Гамазкова
Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.

Л. Яковлев
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки,
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.

Л. Яковлев
Гриша сплетни узнаёт,
А потом разносит.
Всем по сплетне раздаёт,
Хоть его не просят.

В. Ковыльников
Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Полюбуйтесь на меня,
Какой я первоклашечка!
В школу я иду с цветами,
Маму за руку держу.
Из-за пышного букета
Я дверей не нахожу.

Л. Чапурина
Полюбила вдруг Алиса,
Умница, красавица,
Бить Сашка-озорника!
Может, он ей нравится?

--------


          Елена Благинина
             БУКВАРИК

За окном луна-фонарик
Тихо по небу плывет...
У меня теперь букварик
На моем столе живет.

Мне букварик подарили
В день рожденья моего.
А даривши, говорили:
<Нет чудесней ничего!>

А

- А-а-а, - заплакала Аленка.
- На! - сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
Та рада.

Б

- Бе-е-е, - барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.

В

Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара,
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь как!

Г

Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости -
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!

Д

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Е

Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.

Ё

Ёлка в блестках
Ледяных,
В жёлтых слёзках
Смоляных.
Свежая, зелёная,
Солнцем озарённая.

Ж

Жужжит
Над жимолостью
Жук.
Тяжелый
На жуке
Кожух.

З

Зажглась
Зеленая
Звезда.
Запустим
Звездолет
Туда?!

И

Иголка и нитка -
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки!
Диво!

Й

- Поиграй-ка, зайка,
Поиграй со мной. -
Отвечает зайка:
- Не могу - больной. -
Ой-ой-ой, бедный!

К

- Ква-ква! - урчит квакушка.
- Ку-ку! - кричит кукушка.
День целый по леску:
- Ква-ква!
- Ку-ку!
- Ква-ква!
- Ку-ку, ку-ку!

Л

Ломами
Лед
Ломали мы.
Летели
Клочья
От зимы.

М

Март месяц, а метель, мороз...
Купили маме мы мимоз.
Умники.

Н

Няня на ночь Нину мыла.
Нина мыла не любила,
Но не ныла Нина,
Нина-молодчина!

О

Открыты окна широко,
За окнами - Ока.
А над Окою высоко,
ВысОко - облака.
Они Окой отражены,
В Оке повторены.
Красиво!

П

Просто прелесть эти пони!
- Папа, пони тоже кони?
Правда?

Р

Ребята-октябрята
Устроили парад.
Прекрасный получился
Парад у октябрят!
Флажки трещали на ветру,
Трубили трубы: ту-ру-ру,
Барабаны били...
Ребята рады были!

С

Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны
И сильны.

Т

<Ту-сто четырнадцать> в порту -
Как туча с громом на борту.
А наберет он высоту -
И точкой станет...
Вот так <Ту>!

У

У опушки
Две старушки
Брали грузди
И волнушки.
Филин: - У-ух!
Филин: - У-ух!
У старушек замер дух -
Жутко!

Ф

Форма новая у Феди,
И фуражка в самый раз.
Нынче Федю все соседи
Провожают в первый класс.
Франт наш Федя!

Х

- Ах, вы мои милые,
Не хворые,
Не хилые,
Хорошохонькие!
Ах! Ах!

Ц

Циркач умеет гарцевать,
Зверей и птиц дрессировать,
И на трапеции вертеться,
И на канате танцевать.
Люблю цирк!

Ч

Четыре Анюточки,
Не устав ничуточки,
Пляшут третьи суточки,
Всё под прибауточки:
- Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки,
Чок!

Ш

Шила шубку -
Сшила юбку;
Шила шапку -
Сшила тапку.
Хороша швея
Наташа!

Щ

Щенок такой тщедушный был!
Его я щами всё кормил,
От злющей стужи защищал.
Щенок от радости пищал.
Еще бы! Он счастливым рос!
Теперь мой щен не щен, а пес -
Настоящий!

Ъ

Подъехал к стройке
Кран подъемный.
Подъемный кран -
Силач огромный!

Ы

Мы
Услыхали
От совы,
Что нету слов
На букву <Ы>.

Ь

Вьется недалечко
Реченька-река,
Маленькая речка -
Меньше ручейка.
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть
Чуть-чуть!

Э

Эхо, эхо!
Вот потеха:
Обезьянка это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас:
<Э-э-э-э-э-э!>

Ю

Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была -
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!

Я

Ялик
С якорем
У Яшки.
Якорь
Даже
На тельняшке!
Моряк наш Яшка!


             Букварик


-а-а-а1- 0п"`" а5н`4  -)-а-а1- с`0" 3 се31н`4
алй ць<к ыр#"  и а5нушке да"4
= >да4


-бе-е-е1- ба>шк белй б5ц1 бш букв ё >зу%ц4


#1жэ у #!  ъпа9 ) бу7#14
vъ<"с #ря  ь8р6 с бу7#>1
и )ш" в `рмаё  #1жэ #р#>4
vт ьд `6


+_д(1хо_д(1 галэ1vъби5
+_д(1+луби1 гу5нэ мои5
й5=й2 в +3и-  6л: у )с +р3и6
клюй21+3юй21 ё пугай2с1клюй26
гу7-гу7-гу76


4ждк14ждк1ё 4жди6  4ждк14ждк164жди3
дай 4й< 4 4му  щдшке сед


е5-е5 5) е"1 е3 ю 5/ ё х"4


ел` в б53кх 5днх1 в желтх с5зкх смолнх4
сьжз1зе5нз1 ылнц6 о01нз4


и+л` и /т`- бшц :дэ4  :си16лучи9с `ц 3ежэ6
диv6


-6иг>й-`10й`1 6иг>й ы мнy6
юьчц 0й`3  -ё му- бо7y4
ой-ой-ой1бедй6


март %сц1а моъз444  купи9 ма% м мимоз4
милy ма


няня ) (ч /ну мы"4  /) мы" ё :ла1
( ё ны" /)1 /)-,мчи)6


у опушэ дь 3арушэ  б>9 грузди и vлнушэ4
фи9н3 -у-ух6- фи9н3 -у-ух6  у 3арушк 0%р дух-
жут?6


8ты1 анюyчэ1 ё у3в /чуyчэ1
пляш: т1ти суyчэ1 ш 6д йбауyчэ3
-чок-чок1`блучк1 чуэ-чуэ-чуэ-чок6


ши" шубку-  сши" юбку4
ши" шапку-  сши" =пку4
хша шья )=ша6


ще(к =кy тщедушй б6  + я щаф ш ?рфл1
ю злющy 3ужи 0щищл4  ще(к ю >д3и пищл4
щ 26 н сч39вм рос6  т н )щй пес6


м услыха9 ю ы.1 ч ёту с_в ) букву 8ы06


эхо6 эхо6 vт 62ха3  обезян` э эхо6
э эхо кдй >з  :пд>зн#ц )с3
э-э-э-э-э-э-э6


ю7`-ю5н`-ю"1 ю7` юркз ба-
усищь ) е ю7`  / мты ё м"6
ну и ю7`6

--------


           Самуил Маршак
    Азбука в стихах и картинках

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.

Гриб растет среди дорожки, -
Голова на тонкой ножке.

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.

Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка - тоже.

Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем...

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

Мед в лесу медведь нашел, -
Мало меду, много пчел.

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот -
Разоряет огород.

Спит спокойно старый слон -
Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой, -
То-то теплое местечко!

Ученик учил уроки -
У него в чернилах щеки.

Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.

Ходит по лесу хорек,
Хищный маленький зверек.

Цапля, важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Школьник, школьник, ты силач:
Шар земной несешь, как мяч!

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.

Юнга - будущий матрос -
Южных рыбок нам привез.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.


          Азбука в стихах
     (С. Маршак и Саша Чёрный)


vън мц жь 3о 5т4  vлк овце- п_хy ысед4


дя2л жил в дуп5 пу361 дуб 4лбл1` 4_т64


дя2л в дуб ш тук да тук444  дуб ск!п>3 8ч =м 0 3ук50

>Е1>Ё
е7 ) ежи` 6,ха3  еж в и+лкх1ел` yж4


еж 6д елкy удив5н3  ел` с иглф- и н4


жаба ждц1рдув жиvт1-  жук 5т> 3 прямо в рот4


зяб9к в роще 0сви3л1 0яц 3русл- и уд>л4


?т _вл мышy и крыс4  къ9к 93 `пу3й грыз4


крыса мч>с чз мо34  ?т- 0 310д>ши хv34


%д в 5су %дьд )шел1-  ма_ %ду1м(+ п8л4


мыш ,г> ) 6y_к3  8муха1с#9шс1:дк60


ос9к б сг зол3  н уз)л1ч н осел4


п8л` :т>с ь щн1 петушку ж и клюнь 5н4


с_н ужас( 0бо5л-  с9ву с ?3ч?ю сел4


=>`н живц 0 печкy1-  y-y 2плш еч?6


уч/к учл уъэ-  у + в 8р/лх щеэ4


цапля1#жз1(сатз1 цлй щн 3о>1` 3туя4


8рвячк в5з ) цьтк1 чиж с52л- и клюнл в бок6

--------


Евгения Трутнева
БУКВАРЬ

Пёстрый мяч с утра не в духе -
Скучно, грустно толстяку!
Преспокойно дремлют мухи
На его тугом боку.

Смотрит солнышко в окошко,
Залетает ветерок.
За окном видна дорожка -
Вот бы прыгнуть за порог!

Кувыркаться по лужайке,
Улетать под облака.
И не стыдно ли хозяйке
Забывать про толстяка!

Не бежит за ним вприпрыжку,
Не играет во дворе,
А хозяйка смотрит в книжку,
На страницу в букваре.

Буква к букве - выйдет слово:
<Мама>... <Родина>... <Москва>...
Целый день она готова
По слогам читать слова.

Чуть с постели - книжку в руки!
У ворот подруги ждут...
Это первый шаг к науке,
Первый класс и первый труд.

--------


Владимир Орлов
ЧТО НАПИСАНО В ТЕТРАДКЕ?

- А я уже могу писать!
А я могу писать!
Могу тетрадку показать
И даже полистать!

- Ого! Да ты учёным стал!
Скажи, о чём ты написал?

- А мне откуда это знать?
Я сам хотел бы знать!
Ведь я сказал - могу писать!
Писать, а не читать!


   ч )пис( в 2т>дке5
-а я ж му пись6  а я му пись6
му 2т>дку 6`0ь  и дж 693ь6 _л
-о+6 да 8 у8нм 3л6  с`жи1о 8м 8 )писл5 _л
-а мё юк э з)ь5  я ц хл 2 з)ь6
ьд я с`0л- му пись6  пись1а ё ,чь6

--------


В. Орлов
КОМУ ЧТО СНИТСЯ?

Тихо сумерки ложатся,
Ночь приходит не спеша.
Над землёю сны кружатся,
Мягко крыльями шурша.

Юнгам снятся паруса,
А пилотам - небеса.
Снится лыжнику зима,
А строителю - дома.

Трактористу поле снится,
В поле - рыжая пшеница.
Солнце жаркое печет,
Как река, зерно течёт.

Космонавту снится гром -
В громе дрогнул космодром:
Отправляются ракеты
На далёкие планеты.

Спит художник в тишине,
Краски видит он во сне.
Он водой разводит краски
И раскрашивает сказки.

Где-то замерла граница,
Над границей сон кружит.
Пограничнику не спится -
Он границу сторожит.

--------


Борис Заходер
ДВА И ТРИ

Пошёл Серёжа в первый класс.
С Серёжкой не шути!
Считать
Умеет он у нас
Почти до десяти!

Не грех такому мудрецу
Задрать курносый нос!
Вот как-то за столом отцу
И задал он вопрос:

- Два пирожка
Тут, папа, да?
А хочешь - на пари! -
Я доказать могу всегда,
Что их не два, а три!

Считаем вместе:
Вот ОДИН,
А вот и ДВА, смотри!
Один да Два, - закончил сын, -
Как раз и будет ТРИ!

- Вот молодец! - сказал отец. -
И в самом деле три!
И потому я два возьму,
А третий ты бери!


   д# и т!4
6шел се1жа в пвй кс4  с се1жкy ё шу<6
с,чь у%ц н у )с  6ч< 4 щся<6 _л
ё г1х =к% муд1цу  0д>ь кур(сй (с6
vт `-y 0 3ол6 юцу  и 0дал н vпъс3 _л
-д# пиъж` тут1папа1да5  а х-ш- ) па!6-
я 4`0ь му шг1 ч х ё д#1а т!6 _л
с,ч6 в vт он1 а vт и д#1:си6
он да д#1- 0?нчл сын1  -` >з и бц т!6 _л
-vт ,мц6- с`0л о2ц4  -и в ц6 щ5 т!6
и п я д# vзму1 а т1тй 8 бе!6

--------


Б. Заходер
БУКВА "Я"

Всем известно:
Буква _Я_
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
- Неизвестно?
- Неизвестно.
- Интересно?
- Интересно! -
Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква _Я_
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква _Я_!
- Я, -
Сказала буква _Я_, -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! -
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает:
- Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мною -
Недоразумение!
Недоразумение -
Не более не менее!

Тут вся азбука пришла
В страшное волнение.
- Фу-ты ну-ты! -
Фыркнул _Ф_,
От обиды покраснев.
- Срам! -
Сердито _С_ сказало.
_В_ кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам - предлог! -
Проворчало _П_:
- Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
- Нужен к ней подход особый, -
Вдруг промямлил Мягкий Знак.
А сердитый Твердый Знак
Молча показал кулак.
- Ти-и-ше, буквы! Стыдно, знаки! -
Закричали Гласные. -
Не хватало только драки!
А еще Согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква _Я_
Сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду
_Я_
Совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме! -
_Я_
Затопало ногами:
- Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума! -
Буквы тут переглянулись,
Все - буквально! - улыбнулись,
И ответил дружный хор:
- Хорошо,
Идем на спор:
Если сможешь
В одиночку
Написать
Хотя бы строчку -
Правда,
Стало быть,
Твоя!

- Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь,
А _Я_!
...Буква _Я_ взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела, -
Написать она сумела
Только
"...яяяяя!"
Как зальется буква _Х_:
- Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! -
_О_
От смеха покатилось!
_А_
За голову схватилось.
_Б_
Схватилось за живот...
Буква _Я_
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
- Я, ребята, виновата!
Признаю
Вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади
Буквы _Ю_!

- Что ж, - решил весь алфавит, -
Если хочет - пусть стоит!
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что все мы - вместе!
В том, чтоб все -
От _А_ до _Я_ -
Жили, как одна семья!

Буква _Я_
Всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы _Я_!

--------


Валентин Берестов
ЧИТАЛОЧКА

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай ещё страницу!"
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!


   ,ча_ч`4
` хшо у%ь ,чь6  ё )4 к ма% й3#ь1
ё )4 бабушку тря3и3  8ъч<16жл3а6 ъч<60 _л
ё )4 умоль се3!цу3  8ну ъ,чай щ 3>/цу60
ё )4 з#ь1ё )4 ждаь1 а м( взяь и 6,чь6

--------


В. Берестов
КТО ЧЕМУ НАУЧИТСЯ

Чему первым делом
Научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
- Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
- Читать!

Котёнок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую ж, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают -
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.

--------


В. Берестов
Альбом для рисования

И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.

--------


В. Берестов
Учебник
 
- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он - тут.
Его учебником зовут.


   у8б/к4
-уч7 у %ня в 6ртфе56  -кy5 бь ё мц6 ё95
-вз,ги16ж3а6 н- тут4  + у8бк6 зов:4

--------


В. Берестов
Тетрадки

Тетрадки в портфеле шуршали -
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет: <Грамматика!>
А в клетку тетрадка ворчит: <Математика!>
На чём примирились тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся загадкой.

--------


В. Берестов
ДНЕВНИК

В дневнике заданья на дом,
И стоят отметки рядом.
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши!

--------


В. Берестов
Ручка

Буквы печатные - очень аккуратные.
Буквы для письма я пишу сама.

Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки!

--------


В. Берестов
ЗАКЛАДКА

Я - красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай:
Где закладка - там читай!

--------


В. Берестов
РЕЗИНКА

Я - ластик, я - резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста -
Помарку стёрла я с листа.

--------


В. Берестов
Точилка

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит!

--------


В. Берестов
СПРОСИТЕ МЕНЯ!

Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Не нужно отметок в журнал и в дневник -
Довольно того, что он в тайну проник,
Что чудо свершилось, задача решилась...
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

--------


В. Берестов
Где право, где лево

Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал,
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
<Победа!> - раздался ликующий крик.
Где право, где лево - узнал ученик.

--------


В. Берестов
ПРИЯТНАЯ ВЕСТь

Без четверти шесть! Без пятнадцати шесть!
Хотите услышать приятную весть?
- Так что же случилось без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?

- А то, что я сам, понимаете - сам
Умею часы узнавать по часам!
- Ты прав. Так и есть, без пятнадцати шесть!
Спасибо тебе за приятную весть!

--------


В. Берестов
УСТНЫЙ СЧЁТ

Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.

Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что - считаем в уме.

--------


В. Берестов
Урок листопада

"А дальше, ребята, урок листопада.
Поэтому в класс возвращаться не надо.
Звонок прозвенит - одевайтесь скорей
И ждите меня возле школьных дверей!"

И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!

"Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.
Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает".

А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.
Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

--------


В. Берестов
ТРИ ДОРОГИ

Приходил я в первый класс
По одной из трёх дорог.
Приходилось каждый раз
Выбирать одну из трёх.

Первая из них была
Длинной улицей села.
Там из окон, из ворот
Всё поглядывал народ.
Я товарищей встречал,
Различал их за квартал,
То кого-то поджидал,
То кого-то догонял.

А вторая за мостом
Потаённою тропой
Вьётся в ельнике густом.
Птиц послушай. Песню спой.
Посиди чуть-чуть на пне
Сам с собой наедине.

Третья тропка коротка.
Три минуты до звонка.
Мчишься, голову сломя,
Между первыми двумя.

--------


В. Берестов
СВЕТОФОР

Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет - проезда нет,
Желтый - будь готов к пути,
А зеленый свет - кати!


   сьyфор4
т! ць= е3 у сьyфо>4  о/ 6нят: д шофе>3
к>сй сьт- ъезда ёт1
желтй- буд +yв к пу<1 а зе5нй сьт- `<6

--------


В. Берестов
Отсталый человек

Серёже снился самосвал
Как раз перед контрольной.

- Всё ясно! Значит, я пропал! -
Решил он недовольно.

И к бабке обратился он,
Узнать, что означает сон.

Старуха думала полдня:
<Кровь... Значит, съедется родня.
А, скажем, лошадь - это ложь.
Собака? Друга ты найдешь.
А самосвал? Скажи на милость!
Да нам такое и не снилось!>

--------


В. Берестов
Ботаника

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или заячью грудь
И в далёкий отправится путь.

--------


В. Берестов
Ихтиология

Как изучают жизнь акул,
Привычки, нравы и повадки?
А вот как: крикнут <караул>
И удирают без оглядки.

--------


В. Берестов
Зоопсихология

<Собачья жизнь!> - сказала кошка.
И легче стало ей немножко.

--------


В. Берестов
Возрастная психология

Быть взрослым очень просто:
Ругайся, пей, кури,
А кто поменьше ростом,
Тех за уши дери.

--------


В. Берестов
Геометрия

Геометр отправился в Египет
Посмотреть на параллелепипед.
И представьте вы его обиду,
Когда он увидел пирамиду!

--------


В. Берестов
История архитектуры

Все на свете интерьеры
Начинаются с пещеры.

--------


В. Берестов
Милитарист

Что-то грустно. На сердце тоска.
Не ввести ль куда-нибудь войска?

--------


В. Берестов
Педагогика

Что делать, чтоб младенец розовый
Не стал дубиной стоеросовой?

--------


В. Берестов
Этика

Соразмеряйте цель и средства,
Чтоб не дойти до людоедства.

--------


В. Берестов
Криминалистика

Одет прилично. Гладко выбрит.
Кто знал, что он бумажник стибрит?

--------


В. Берестов
Делопроизводство

<Дана Козявке по заявке справка
В том, что она действительно Козявка
И за Козла не может отвечать>.
Число и месяц. Подпись и печать.

--------


В. Берестов
Корень зла

Чем злодейства свои
Оправдает злодей?
Тем, что он не считает
Других за людей.

--------


В. Берестов
Расширение кругозора

На кочку влез
Болотный хмырь:
<Какая даль!
Какая ширь!>

--------


В. Берестов
ЛУННОЕ

Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик...
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих!

--------


В. Берестов
СТРАШНАЯ ГЛУПОСТЬ

Сколько страшного свершится под луной,
Если глупость перестанет быть смешной.

--------


Агния Барто
Мама или я?

Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс -
Мама или я,
Новиков Илья?

Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто глядит чуть свет:
- Не завял букет?

Мама, а не я -
Новиков Илья.

Рассказала всем чужим:
- Скоро в школу побежим! -
Мама, а не я,
Новиков Илья.

Перед первым сентябрём
Мама сбилась с ног:
- Ну-ка, книжки соберём!..
Что на завтрак мы берём?..
Не проспи, сынок!

Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс -
Мама или я,
Новиков Илья?!


   мама и9 я5
=`.ё6нят(1кy - )с  63пц в пвй кс3
мама и9 я-  (викв и7я5ё _л
)ш букет ж +yв4  кy ё сп> --0 цьтв5
кy ,г> чут сьт3  ё 0вял букет5
мама1а ё я-  (викв и7я4 _л
рс`0" шм чужм3  -с?ъ в ш?лу 6,бм6-
мама1а ё я-  (викв и7я4 _л
пд пвм сентябр6  мама сби"с с (г3
-ну-`1к/жэ ыбер6644  ч ) 0вт>к м бер6544
ё ъспи1сынк6 _л
=!`

--------


А. Барто
ЧЕРНИЛА

Теперь я ученица,
Чернилами пишу.
Боюсь пошевелиться,
Сижу и не дышу.

Чтоб писать чернилами,
Собраться надо с силами.

Мой брат со мной согласен -
Трудней писать пером!
А он не в первом классе -
Он даже во втором!

Я новенькую ручку
В чернила окуну -
Уже на каждом пальце
По чёрному пятну.

Рукой поправлю волосы -
На лбу остались полосы.

Соринка, как нарочно,
Приклеилась к перу.
Какая вышла буква -
Сама не разберу!

Стол у нас качается -
Клякса получается!

Мама сразу узнаёт,
Учу ли я уроки:
Если выучен урок,
Всегда в чернилах щёки.


   8р/"4
т я учца1 8р/лф пишу4
боюс 6шеь9ьс1 сижу и ё дышу4 _л
чб пись 8р/лф1 ыб>ьс )4 с силф4 _л
мy б>т ы мнy ыг"сн-  :тy пись пер66
а н ё в пв6 ксе-  н дж v в66 _л
я (ьнкъ ручку  в 8р/" окуну-
ж ) кд6 па7це  6 8р% пятну4 _л
рукy 6,плю v_сы-  ) лбу о39с 6_сы4 _л
ы!н`1` )ъч(1 йк5и"с к перу4
`з .ш" бук#-  ца ё рберу6 _л
3ол у )с `чцс-  клякса 6лучцс6 _л
мама су уз)ц1 учу 9 я уъэ3
е .учн уък1 шг в 8р/лх щеэ4

--------


А. Барто
БОТАНИКА БОЛЬНА

Прыг-скок! Прыг-скок!
Отменяется урок.

Пляшут, как на празднике,
Юные проказники
И кричат: - Удачный день:
У Ботаники мигрень!

Крик такой! Восторг такой!
Все как именинники.
- Пусть пропишет ей покой
Доктор в поликлинике.
Пусть она идёт лечиться,
Мы согласны не учиться!

А дежурный говорит:
- У меня был дифтерит -
И пришлось на шесть недель
Уложить меня в постель.

Возмутилась звеньевая,
Пионеров слушая.
Говорит: - Мы проявляем
К людям равнодушие!

Звали милой, звали славной,
Нашей Ольгой Николавной,
А теперь желаем зла:
Чтоб Ботаника слегла.

Тут опомнился отряд,
Все дежурного корят.

А дежурный говорит:
- Пожалуйста, без паники!
У меня был дифтерит,
А не у Ботаники!

Разговор пошёл иной -
Все сочувствуют больной:

- Поправляться Вам пора,
Ольга Николаевна!
Зря кричали мы "ура" -
Это мы нечаянно.


   бо=/` бо7)4
прыг-с?к6 прыг-с?к6  ю%нцс уък4 _л
пляш:1` ) п>здке1 юнц ъ`з/э
и к!ч,3 -удачй щн3  у бо=/э миг1н6 _л
к!к =кy6 v3орг =кy6  ш ` и%/н/э4
-пу ъпишц 3 6?й  4кр в 69к9/ке4 _л
пу о) идц 5чьс1 м ыг"с: ё учьс6 _л
а щжурй ,+>3  -у %ня б диф2!т1
и йш_с ) ше3 ёщ7  у_жь %ня в 63е74 _л
vзму<"с зьневз1 прв слушз4
,+>3 -м ъял6  к лдм >в(душц6 _л
з#9 милy1з#9 с"вy1 )шy о7гy /?"внy1
а т же"6 з"3  чб бо=/` с5г"6 _л
тут о6м/лс ю,р1 ш щжур+ ?р,4 _л
а щжурй ,+>3  -6жл3а1бз па/э6
у %ня б диф2!т1 а ё у бо=/э6 _л
р,+ 6шел инy1 ш ычв: бо7y3 _л
-6,пльс #м 6>1 о7га /?"ев)6
зря к!ча9 м 8у>01-  э м ёчая(4

--------


А. Барто
СЕРЕЖА УЧИТ УРОКИ

Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но тут как раз пришел монтер.
Сережа начал разговор
О пробках, о проводке.

Через минуту знал монтер,
Как нужно прыгать с лодки,
И что Сереже десять лет,
И что в душе он летчик.

Но вот уже зажегся свет
И заработал счетчик.

Сережа взял свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но вдруг увидел он в окно,
Что двор сухой и чистый,
Что дождик кончился давно
И вышли футболисты.

Он отложил свою тетрадь.
Озера могут подождать.

Он был, конечно, вратарем,
Пришел домой не скоро,
Часам примерно к четырем
Он вспомнил про озера.

Он взял опять свою тетрадь -
Решил учить уроки:
Озера начал повторять
И горы на востоке.

Но тут Алеша, младший брат,
Сломал Сережин самокат.

Пришлось чинить два колеса
На этом самокате.
Он с ним возился полчаса
И покатался кстати.

Но вот Сережина тетрадь
В десятый раз открыта.

- Как много стали задавать!-
Вдруг он сказал сердито.-
Сижу над книжкой до сих пор -
И все не выучил озер.

--------


           Борис Заходер
    Из цикла <На задней парте>

ПОЗНАКОМИМСЯ

- Вам знакомы Вова с Петей?
Не знакомы? Вот так раз!
Нас же знают все на свете,
Знает нас весь пятый класс!

- Скажешь тоже - пятый класс!
В школе каждый знает нас:
Пишут в школьной стенгазете,
Говорят на педсовете -
Всё о нас, о нас, о нас!..

Мы могли бы загордиться,
Но гордиться не годится!
Лучше просто, без прикрас,
О себе начнём рассказ.
Познакомьтесь ближе с нами,
А тогда судите сами!

- Я беру сначала слово,
Ладно, Петя?
- Ладно, Вова!


МЫ - ДРУЗЬЯ

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!

Дело в том,
Что он и я -
Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём,
Даже вместе...
Отстаём!

Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Позабыл!
- И я забыл...

Ну, не важно! Дрались честно,
Как положено друзьям.
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели,
Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!


ПЕРЕМЕНА

<Перемена, перемена!> -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог -
Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,
С ним Бо-о-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, -

Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут - опять звонок...

Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
- Ничего, - вздыхает Вова, -
На уроке отдохнём!


ПЕТЯ МЕЧТАЕТ

...Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!

Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы мог
Отвечать любой урок...

Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой -
Всё сама,
Само собой!

Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места -
Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...


ВРЕДНЫЙ КОТ

- Петь, здорово!
- Здравствуй, Вова!
- Как уроки?
- Не готовы...
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт!

Только было сел за стол,
Слышу: "Мяу..." -
"Что пришёл?
Уходи! - кричу коту. -
Мне и так... невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!"
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид -
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь...
"А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умён, и я умён!"
Раз его за хвост!
- А он?
- Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!..

Я кота простить готов -
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
"Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!


НЕ ВЕЗЁТ

Отчего-то мне
Весь год
Не везёт и не везёт!

Не везёт мне на футболе:
Как ударишь - нет стекла!
Дома не везёт,
А в школе...
В школе - жуткие дела!

Хоть на той контрольной, скажем,
Я вполне четвёрки ждал:
Петька - с ним контакт налажен -
Мне шпаргалку передал.

Ну, как будто всё в порядке!
...Возвращают нам тетрадки.
Мы глядим.
И что же в них?
В них - четвёрка...
На двоих!

Петька смотрит виновато...
Я не бил его, ребята.
Он же это не назло.
Просто мне не повезло!

Уж такой я невезучий,
Незадачливый такой!
Взять, к примеру, этот случай:
Я, на всё махнув рукой,

Взял уроки сделал честно,
Сделал, не жалея сил!
Ну и что же?
Бесполезно!
Так никто и не спросил!

А обычно нет и дня,
Чтоб не вызвали меня.
Хоть под парту лезь - и тут
Обязательно найдут!

Никакого нет спасенья
От такого невезенья!
И всего обидней что?
Не сочувствует никто!

...Рано утром было это.
Сел в трамвай я на ходу.
Я решил не брать билета -
Скоро, думаю, сойду.

Ну откуда в эту пору
Было взяться контролёру?
Он остановил вагон,
И меня выводят вон!

Я сказал, понятно, сразу:
- Не везёт, как по заказу! -
А кругом как захохочут!
- Верно, - говорит народ, -
Раз трамвай везти не хочет,
Тут уж ясно -
Не везёт!


Морской бой

Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
- Е-один!
- А-шесть!
- К-пять!

Это снова Вова с Петей
Позабыли всё на свете:
На уроках день-деньской
Бой идёт у них морской!
Бьются два военных флота
На листочках из блокнота.
Вова с Петей не пираты,
Не берут на абордаж,
А наводят на квадраты
Дальнобойный
Карандаш!

И противника догонят
Залпы меткие везде!

Вот линейный крейсер тонет
В разлинованной воде,
Вот уже близка победа:
Миноносцы бьют в упор...
Ну, ещё одна торпеда -
И на дно пойдёт линкор!

Но внезапно всё пропало:
Море, волны, корабли...
Прогремело
Громче шквала:
- Курс на доску, адмиралы! -
Адмиралы - на мели...

- Петька, друг, спасай - тону!
- Я и сам иду ко дну!..

Часто терпит пораженье
Самый храбрый адмирал,
Если место для сраженья
Неудачно он избрал!


      Б4 Заходер4 ) 0дy пар24

   6з)?ммс4
-#м з)?мы v# с петy5  ё з)?мы5 vт =к >з6
)с ж з): ш ) сь21 з)ц )с ь пятй кс6 _л
-с`ж-ш yж- пятй кс6  в ш?5 кдй з)ц )с3
пиш: в ш?7y 3енгте1 ,+, ) педыь2-
ш о )с1о )с1о )с644 _л
м м9 2 0+рдьс1 ( +рдьс ё +д>с6
лш ъ3о1бз йк>с1 о се )чн6 рс`з4
6з)?м2с б9же с )ф1 а yг суди2 ци6 _л
-я беру с)" с_v1 "д(1петя5 -"д(1v#6

   м- :дя4
с ,ву м ё о8 с,хи3  пет` yл3й1я худy1
ё 6,хи м1а ш ж  )с ё р7еш vдy6 _л
щ_ в yм1ч н и я-  0`дычц :дя6 _л
ш м щл6 вдv64  дж в ю366 _л
:дба :дбою1о?  и у )с сй"с д>`4 _л
б1?(1#жй 6vд4  о8 #жй 6vд б6
6м/ш1петя5 -ч-y1v#1 60б6 -и я 0б444 _л
ну1ё#ж(6 д>9с 83(1 ` 6_ж( :дям4
-я ` 3укну6 -я ` т1сну6  -н ` да36 а я ` дам644 _л
с?ъ в ,х 6ш9 6ртфе94  к/жэ в vх 65294
с_в61скъм/чь ё бу-  д>` .ш" хь кд6
7 :см- ч 0 чу45  с )с ручем ,б> vда6 _л
э vвэ) се3>  об9" )с - ьд>6 _л
с )с vда ручяф 7цс1 а о) щ с%цс3
-. щй( :дя6  # vдy р9ь ё7з6

   :п%)4
8:п%)1:п%)60-  09#цс зvнк4
пвм v# ёп1%(  .5=ц 0 6ъг4
.5=ц 0 6ъг-  се%рх сб#ц с (г4 _л
ё9 э v#1 ъд1машй ь уък5
ё9 эт v#  пят мт )0д / с_#  у 4сэ с`0ь ё м5 _л
е н1y1ёы(1 с /м бо-о-7шз :п%)6 _л
ё у+/шс 0 vвy6  н ,ги `y бе4вй6
н 0 пят мт ,ул  :пщ"ь кучу щл3 _л
н 6д3вл т! 6д(жэ  7#ске1?7ке и се1жке71
ъ`<лс ку.рк61 ) пе!" сел ьрх61
9хо ш5пнлс с пе!л1 6д0ты7к 6лучл1
с ,ху дал ?%-y сдачи1 6пъсл спись 0чи1- _л
с_в61сщ"л ш1ч м6  ну1а тут- оь зvнк444 _л
v# в кс п5тцс с(#4  бедй6 ёт 9ца ) ём6
-/8+1- вздыхц v#1  -) уъке ю4хн66

   петя %ч=ц4
444е б мы_ й,хи_  6 утрм ? мё в къ#т
и цо %ня 2 мы_-  хшо 2 э бо6 _л
е б1с`ж61мё vлшебк  6да!л =кy у8бк1
ч2 н 2 ц 2 м  юьчь :лy уък444 _л
е б ручку мё в йдачу1 чб м" 1шиь 0чу1
)пись диктт :лy-  ш ца1цо ыбy6 _л
е б к/жэ и 2т>дэ  )учи9с бь в 6,рке1
з)9 ш сvи а-  vт ба 2 к>ы=6 _л
vт 2 :ж yг )3"6  з)й гуляй да юдыхай6
тут и мама б :п3"  ,+ь1ч я 5нтяй444

   в1дй ?т4
-пет1з4ъv6 -зд>ввуй1v#6  -` уъэ5 -ё +y.444
6/м-ш1в1дй ?т  0/мьс ё дац6 _л
7 бо сел 0 3ол1 слышу3 8мяу4440 -8ч йшел5
у,хи6- к!чу ?ту4  -мё и =к444 ёвмо+ту6
,в,ш10нят я )укy1 =к ч брыс и ё мяу`й60 _л
н yг 05з ) 3ул1 йтv!лс1ч уснул4
ну и _в? сщ"л ,в-  ьд ышм ` бy сп>6
( %ня ж ё обмаёш444  8а18 сп,ш5 сс 8 в3ёш6
8 у%н1и я у%н60  >з + 0 хv36 -а н5 _л
-н мё руэ -ца>пл1 с`2рт ы 3о" 3янл1
ш 8р/" ъ9л ) 6л1 ш 2т>дэ мё 0ляпл  и в о?ш? у9знл644 _л
я ?= ъ3ь +yв1 я жа5ю х1?тв4
( 08м ж ,+,1 бy ц я вин#т5 _л
я с`0л юкрыy ма  8э ъ3о к5ь=6
. 6пъб#9 б ци  ущржь 0 хv3 ?=60

   ё ьзц4
ю8+-y мё ь +д  ё ьзц и ё ьзц6 _л
ё ьзц мё ) футбо53  ` уда!ш- ёт 3ек"6
4ма ё ьзц1а в ш?5444  в ш?5- жуткц щ"6 _л
хь ) yй ?нтъ7y1с`ж61 я в6лё 8тьрэ ждал3
пет`- с /м ?н=кт )"жн-  мё шпаргалку :пдал4 _л
ну1` бy ш в 6,рке6  444vзв>щ: )м 2т>дэ4
м ,гм4 и ч ж в х5  в х- 8тьр`444 ) дvх6 _л
пет` :с> вин#y444  я ё бил +11бя=4
н ж э ё )з_4  ъ3о мё ё 6ьз_6 _л
ж =кy я ёьзучй1 ё0дач9вй =кy6
взяь1к й%ру1эт сй3  я1) ш махнв рукy1 _л
взял- уъэ сщ"л 83(1 сщ"л1ё жа5я сил6
ну и ч ж5 б65з(6  =к /кy и ё спъсл6 _л
а обыч( ёт и дня1 чб ё .з#9 %ня4
хь 6д пту 5з- и тут  обз7( )йд:6 _л
/`+ ёт спасня  ю =к+ ёьзня6
и ш+ обидy ч5  ё ычвц /кy6 _л
444>( утр6 бо э4  сел в т>м#й я ) ,ху4
я 1шл ё б>ь би5=-  с?ъ1думаю1ыйду4 _л
ну юк в эу 6ру  бо взяьс ?нтъ5ру5
н о3(вл #+н1 и %ня .vд, vн6 _л
я с`0л16нят(1су3  -ё ьзц1` 6 0`зу6-
а кг6 ` 0хохоч:6  -ьр(1- ,+> ,)1
->з т>м#й ьз< ё хц1 тут ж яс(- ё ьзц6

--------


Самуил Маршак
УГОМОН
(Отрывок)

. . . . . . . . . . . . . .
Что случилось нынче в школе?
Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс
И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.
Он сказал: - Ребята, тише!

- Тише! - крикнули в ответ
Юра, Шура и Ахмет.

- Тише, тише! - закричали
Коля, Оля, Галя, Валя.

- Тише-тише-тишина! -
Крикнул Игорь у окна.

- Тише, тише! Не шумите! -
Заорали Витя, Митя.

- Замолчите! - на весь класс
Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья
Просто вышла из терпенья,
Убежать хотела вон...
Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово
И сказал ученикам:
- Не учи
Молчать
Другого,
А молчи
Побольше
Сам!


   у+мон4
ч сй_с нын8 в ш?55  ёт уч7цы1ч 95
ршу%лс пвй кс  и бушц цлй чс4
6днял шум щжурй миша4  н с`0л3 -1бя=1<ше6
-<ше6- к!кну9 в юьт  ю>1шу> и ах%т4
-<ше1<ше6- 0к!ча9  ?ля1оля1галя1#ля4
-<ше-<ше-<ши)6-  к!кнл и+р у ок)4
-<ше1<ше6 ё шуф26-  0о>9 витя1митя4
-0молчи26- ) ь кс  бас6 .к!кнл =>с4
тут уч7ца пеня  ъ3о .ш" - 2рпня1
у,бь х" vн444  вг ялс у+мон4
о,гл н шх суъv  и с`0л уч/км3
-ё учи молчь :д+1 а молчи 6бш ц6

--------


С. Маршак
ПРО ОДНОГО УЧЕНИКА И ШЕСТЬ ЕДИНИЦ

Пришёл из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.

- Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".

Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!

Чем заслужил ты единицу?
- Я получил её за птицу.

В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.

- За это, - мать сказала строго, -
И единицы слишком много!

- У нас отметки меньше нет, -
Промолвил мальчик ей в ответ.

- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.

- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.

Отец воскликнул: - Крокодил,
За что ты третью получил?

- Я думал, что гипотенуза -
Река Советского Союза.

- Ну, а четвёртая за что? -
Ответил юноша: - За то,

Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.

- А пятая? - спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.

- Задачу задали у нас.
Её решал я целый час,

И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.

- Ну, а шестая, наконец? -
Спросил рассерженный отец.

- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?

А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин...

- Ты очень скверный ученик, -
Вздохнув, сказала мать. -
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

---

Ленивый сын поплёлся прочь,
Улёгся на покой
И захрапел. И в ту же ночь
Увидел сон такой:

Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару;
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру;

В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Ванином Носу
Крылатый баобаб;

А где-то меж звериных троп,
Среди густой травы,
Лежал несчастный землекоп
Без ног, без головы.

На это зрелище смотреть
Никто не мог без слёз...

- Кто от него отрезал треть? -
Послышался вопрос.

- От нас разбойник не уйдёт!
Найдём его следы! -
Угрюмо хрюкнул бегемот
И вылез из воды.

- Я в порошок его сотру! -
Воскликнул кенгуру.

- Он не уйдёт из наших лап! -
Добавил баобаб.

---

Вскочил с постели ученик
В шестом часу утра.
Пред ним лежал его дневник
На стуле, как вчера...

--------


С. Маршак
УРОК ВЕЖЛИВОСТИ

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:

- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу,
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай

И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести...
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он _медвежливым_.

Он кланялся соседям -
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!

--------


Валентин Берестов
Весёлая азбука

А
АРБУЗ

Ах, какой арбуз на грядке!
Постучим к нему, друзья!
- Тук-тук! Можно? - Нет, нельзя!
Я ещё не сладкий!


Б
БАРАБАН

Барабан упал с небес,
Закатился под навес.
Барабан боднул баран.
Бух! - и лопнул барабан.


В
ВЕРТОЛЁТ И ВОРОБЕЙ

Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.


Г
ГУСЬ И ГАРМОШКА

Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.


Д
ДОКТОР

Доктора не бойтесь, дети!
Он добрее всех на свете.
С ним давно знакома я.
Это мамочка моя!


Е и Ё
ЕНОТ И ЁЖ

Ёжик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал Еноту Ёж:
- Ты мне спину не потрёшь?


Ж
ЖУК

Жук-жучок
Отвечал урок.
Вместо слов <ручей журчит>
Написал <Жучей жужжит>.

* * *
Жук летает над лужком.
Он устал ходить пешком.


З
ЗМЕЙ

Змей над крышами взовьется.
Солнце в небе засмеется,
Скажет тучке: <Вот письмо
К нам с земли летит само!>


И
ИВА

Ива-ивушка моя!
Кто, скажи, твои друзья?
- Солнышко меня ласкает,
Ветер косы заплетает.


Й
ОЙ-ОЙ И АЙ-АЙ

- Ой-ой-ой! - сказал Ой-ой. -
Я, мой друг, совсем больной!
- Ты пойди-ка погуляй!
Все пройдет! - сказал Ай-ай.


К
КОТ

Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске!
- Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!


Л
ЛАСТОЧКИ

Ливень, ливень льет везде!
Рады ласточки в гнезде:
- Мама дома посидит,
Никуда не улетит!


М
МЯЧИК

Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил.
Стекол он ещё не бил.

* * *
Бык мычит две буквы: - МУ!
- МЯУ! - кот сказал ему.-
Слышал? Значит, мы, коты,
Знаем больше букв, чем ты!


Н
НАПЁРСТОК

Наши братья шили платье.
Был царём один из братьев.
Он корону надевал,
Но в труде не отставал.


О
ОДУВАНЧИК

Одуванчик! До чего ж
Ты на облачко похож.
Страшно даже и взглянуть:
Как бы облачко не сдуть!


П
ПОРОСЕНОК

Поросенок изумился:
- Ох, как долго я не мылся!
Быть грязнулей неохота! -
И отправился в болото.


Р
РУЧЕЕК

- Ручеёк, куда спешишь?
- К речке, к речке, мой малыш!
- Ручеёк, когда ты спишь?
- Никогда не сплю, малыш!


С
СОСУЛЬКА И СОЛНЦЕ

Солнце! С самого рассвета
Ты сосёшь сосульку эту.
Съешь скорей свой леденец,
Чтоб зиме настал конец!


Т
ТЕЛЕВИЗОР И ТИГР

Телевизор тигр купил,
Самый лучший попросил.
- Я люблю, - сказал он строго,-
Чтоб полосок было много!


У
УЛИТКА

Ух, как скучно перед сном
Уходить улитке в дом!
Сказку выдумать пытается,
Грустной сказка получается.


Ф
ФИАЛКА

- Фью-фью! - птицы распевают.
И фиалки расцветают.
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.


Х
ХЛЕБ

Ходит солнце в небушке,
Радуясь подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку:
Он на ней как солнышко.


Ц
ЦЫПЛЕНОК

- Не хочу один клевать я!
Пусть скорей приходят братья!
- Где ж они?
- Под старой липой!
- Как зовут их?
- Цыпа-цыпа!


Ч
ЧЕРЕПАХА

Черепашка! Черепашка!
Первый раз она, бедняжка,
Очутилась под дождем.
- Мама! Кто стучится в дом?

* * *
<Ч> с четверкой спутал Чижик
И прочел: <Четыре ижик>.


Ш
ШАРФИК

Шёл я лесом и боялся...
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес не страшным стал:
- Эй, кто шарфик потерял?


Щ
ЩУКА И ЩЕТКА

Щука проглотила щётку.
Щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело!
Что же я за рыбку съела?


Ь и Ъ
ТВЕРДЫЙ ЗНАК И МЯГКИЙ ЗНАК

Твёрдый знак и мягкий знак
Разговаривали так:
- Сколько я пирожных съем?
Мягкий знак ответил: - Семь!


Ы

- Ты - худой, а я толстяк.
- Ешь поменьше натощак!


Э
ЭХО

- Эге-гей! - крикун кричит.
Изо рта язык торчит.
- Мама! - слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: - Ма-а-а...
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?


Ю
ЮБКА

Юбку я для куклы сшила.
Кофту новую скрою.
Говорит мне кукла: <Ма-ма!>
Значит, я для дочки шью.


Я
ЯЩЕРИЦА

Ящерицу я ловил.
Страх меня остановил.
- А чего же тут бояться?
- Хвостик может оторваться!

--------


Рецензии