эскиз

Этот явно театральный эскиз Павлика. так до сих пор называют его в нашем челищевском семействе. настолько узнаваем и характерен для раннего периода творчества моего двоюродного дедушки - что мне требуется некоторое психологическое усилие. дабы поставить под сомнение очевидное -это конечно он и никто другой.
 Тем ни менее постараюсь настроится на чисто экспертный искуствоведческий лад. дабы проверить алгеброй гармонию.
 Мало кто знает о первом дубровском периоде творчества Павла Челищева. запечатленном в его пастелях 1914-го года. подаренных мне его сестрой моей тетушкой Марией Федоровной Челищевой. Уже тогда в неповторимых пейзажах нашего родового поместья Дубровки появился этот золотисто охристый спектр. столь характерный для почвы в этих местах. Эта чисто челищевская линия спектра не покинет его до конца дней и будет в той или иной форме присутствовать во многих его живописных и графических работах. Охра переходящая в чисто кофейный цвет станет доминирующией в более поздний кофейный период.
 В этом эскизе спектр от светло оранжевого к коричневому с зеленым настолько узнаваем и характерен для графики и живописи художника. что отпадает желание искать здесь подделки или иммитации. Отмечу также то. что никаким обучением не дается - врожденный вкус и врожденное чувство меры стол
ль присущее этому выдающемуся художнику.
 О балетных увлечениях Павлика  мне много рассказывали его сестры Мария и Варвара.Он часами упражнялся перед зеркалами фиксируя своим телом множество балетных фигур. И в этом эскизе явна запечатлена одна из таких балетных поз.
Кстати эта балетная статика будет повторятся во многих его работах. Они как бы выхвачены из балетного вихря в кадре нон-стоп. Это п Узнаваемыридает его графике особую энергию как бы силой остановленного движения. Ничего подобного в такой же манере я не нахожу у других художников его круга.
     Далее следует отметить довольно часто повторяющийся в дадьнейшем прием. Это подчеркнутая неуклюжесть и тяжесть стопы. Театральное облачение как бы расширяется книзу и словно придавлива словно не чувствует веса ет фигуру к земле. Вто же время верхняя часть фигуры словно не чувствует веса и парит над собственным торсом.Для всех. кто любит  графику и живопись Челищева это прием обродненный и узнаваемый.Узнаваемы также мотивы легкого пародирования традиционного балета тоже весьма характерные для Челищева несомненного балетного реформатора. Вспомним его эскизы и сценографию к последнему балету труппы Дягилева "Ода". Там тоже эти кринолины расширяющиеся книзу. как бы противоречащие традиционной балетной легкости.
     Диагональная наклонность фигуры от нмжнего левого угла к верхнему правому тоже будет повторятся в дальнейшем не столько как прием .  сколько как некая философская позиция. Челищев сформулирует ее позднее как особую ангелическую перспективу. Письмо  это хранится в моем архиве в РГАЛИ Ф3132. Не буду останавливаться на тонкостях. Отмечу лишь что геометрически четкая прямая внизу почти паралельная горизонту контрастирует с плавными сферическими дугами в верхней части эскиза. Прием отнюдь не случайный и не эпизодический в работах художника. П мнению Павла Челищева сферическая обратная перспектива в отличии от прямой леонардовской позволяет охватить мир ангельским оком.
 Кстати этот эскиз свидетельствует. что Павел Челищев уже в раннем зкстеровском периоде своего творчества был художником философом. входящий в искусство с глубоко продуманной и прочувствованной своей концепцией мироздания.Эта глубина останется в его графике и живописи навсегда.
    Думаю что нет в дальнейшем необходимости доказывать подлинность совершенство и невоспроизводимую оригинальность этой работы.
 


Рецензии