Витязь на распутье 3

На картинке – один из множества примеров задолизательного рвения учеников Ландау, всячески им поощряемого!

Я понимаю Игоря Ландау, защищавшего отца и мать от нападок со всех сторон, и «справа и слева».Это его родители и кому охота признавать за ними настоящие или клеветнические пороки. Сразу скажу, что большинство учеников Ландау  нагло и бесцеремонно обругивали Кору Ландау-Дробанцеву за очень правдиво и честно написанную книгу.
Причём, весьма часто и охотно использовали при этом страсть какой «убедительный» довод: «ЧТО  эта ЖЕНЩИНА, инженер пищевой промышленности, эдакая «Шоколадница», понимает в теоретической физике! Да НИЧЕГО! Ату её!» А в книге Конкордии Ландау не было и слова о работах Ландау или чьих-либо других в области теоретической физики.
Она писала о Ландау —ЧЕЛОВЕКЕ! Её муже, отце её ребёнка. И в математику не лезла ни единым словом! А если физики-лизатели хотят упрекнуть её в незнании этой самой математики, де, как это так, жена великого математика и ничего не смыслит в ней,  то пусть упрекают Льва Ландау  – это ОН выбрал её в качестве любовницы, а потом жены!

Интересно, что в её книге она практически не упоминает о роли Ландау как отца, учителя, наставника собственного сына. У Ландау была целая когорта учеников-лизателей, а вот к собственному сыну он был как будто совершенно равнодушен. Возможно рано распознал в нём отсутствие или недостаток тех математических способностей, которыми обладал сам?
А снобизма ему не занимать.
Вообще, судьбы и Коры и, особенно Игоря, достаточно трагичны.

Л.Д.Ландау никогда не был физиком-теоретиком, а талантливым математиком, нашедшем приложение своим математическим способностям в прикладной математике, названной почему-то «теоретической физикой», точнее «математической физикой». Например его знаменитый экзамен «Дау-минимум» – это сугубо математический экзамен без малейшего оттенка реальной физики. Ни в одном задании не спрашивается о разъяснениии ФИЗИЧЕСКОГО СМЫСЛА какого-нибудь «загадочного» физического явления. Сплошные вычисления, требующие свободного и блестяще  ШКОЛЯРСКОГО  владения всем аппаратом МАТЕМАТИЧЕСКОЙ физики.
Но самым разительным доказательством того, что Ландау был очень талантливым математиком, НАЧИСТО ЛИШЁННЫМ ФИЗИЧЕСКОЙ ИНТУИЦИИ (а это ГЛАВНОЕ, что отличает по-настоящему талантливого физика), является его полная «ФИЗИЧЕСКАЯ» слепота к явлению, которое «лежало у него под носом» и к которому он уже придумал объяснение!!!

В 1938 году выдающийся по своему таланту экспериментатора (и частично теоретика) Пётр Леонидович Капица обнаружил странное явление в жидком гелии – его «сверхтекучесть». Этот гелий 2, как его позже назвали, был начисто лишён «естественного» природного свойства всех жидкостей – вязкости, некого внутреннего трения. Он тёк без вязкости!
Ландау в 1939-1940 года был посажен в тюрьму за антисоветскую листовку, подготовленную и спровоцированную стукачём и провокатором НКВД Павлом Коганом, тем самым автором вольнодумной «Бригантины». Тройка друзей, Ландау, Румер и Корец были отправлены ЗА ЭТО в тюрьму. Ландау просидел там только год (Корец и Румер отсидели «по-полной») и был недалёк от смерти.
П.Л Капица написал письмо Сталину, с просьбой освободить Ландау, в которой превозносил Ландау как «гения физики» (вот, откуда пошла эта байка!), который ЕДИНСТВЕННЫЙ во всём мире способен дать теоретическое объяснение загадочному эффекту с гелием. Капица очень рисковал! Заступаться за антисталинца (пусть и спровоцированного стукачём) было смертельно опасно. Тут же могли состряпать столь любимый в Советском Союзе «заговор» и поставить всех к стенке. Поскольку у Капицы был огромный научный и общественный авторитет (он написал десятки подобных писем и Сталину и Молотову, защищая кого мог) Ландау выпустили из тюрьмы и отдали «под залог»  Капице.
То есть Капица поручился за него СВОЕЙ ГОЛОВОЙ!

Называть человека «гением», это то же, что и называть его призраком или зомби. Такого явления в природе не существует! Есть гениальные догадки, есть гениальные идеи, есть гениальные прозведения. Но слово «ГЕНИЙ» в сознании стада – это означает некий ПОЖИЗНЕННО присвоенный титул! А гениальность, это обычно краткие минуты озарения, вдохновения, интуитивной догадки, которые и создают нечто выдающееся по силе эмоциональной или интеллектуальной.  Примеры творчества любого очень талантливого человека только подчёркивают сказанное. В творчестве любого одарённого человека отчётлдиво видны и вплески гениальности и весьма протяжённые (по количеству трудов) посредственные периоды! Человек – только человек, а не машина, производящая исключительно «гениальную» продукцию. Какой-нибудь пресс создающий давление в десять тысяч тонн и следует называть «десятитысячным прессом», ибо так он построен. Раз и навсегда (до поломки или полной непригодности)!  Но человек, живой или умерший, есть и был ТОЛЬКО человеком, а не машиной безукоризненно выполняющей свои функции. Нет в природе «гения»! Но есть немало гениальных произведений!

(Надо отдать должное нашему герою. Когда сам Капица впал в немилость и был, почти «под домашним арестом», большинство его «друзей» по апробированной советской методе тут же «забыли» о его существовании. А Ландау в числе очень немногих открыто посетил его несколько раз, что ОЧЕНЬ НЕ РЕКОМЕНДОВАЛОСЬ!)

И, действительно, в 1940-1941 годах Ландау разработал теоретическую модель сверхтекучего гелия 2. Идея заключалась в том, что атомы гелия образовывали при низкой температуре некие пары, ЭТИМ нивелируя сцепление друг с другом и возникала сверхтекучесть.  В томе пятом знаменитого «Курса теоретической физики» Ландау-Лифшица эта тема разбирается подробно. Правда, там авторы допустили (по недосмотру ли?) очевидную глупость. Они пишут, что «гелий два потерял способность сцепляться со стенками сосуда, в который налит». А дело обстояло с точностью до наоборот: Именно благодаря своей сверхтекучести, гелий сам поднимался по стенкам сосуда и выливался из него, как бы вопреки гравитации! О чём это говорит? Об отсутствии сцепления ВНУТРИ жидкого гелия и о наличии капиллярного сцепления со стенками сосуда!
Так вот, идея Ландау (полученная им чисто математически) об образовании пар и тем создававшемся странном эффекте сверхтекучести, могла быть с неменьшим успехом применена к другому эффекту – сверхпроводимости, открытому Камерлингом-Оннесом ещё в 1911 году. Итак, под носом у Ландау лежало другое «загадочное» явление, прямо напрашивающееся на ЕГО, ЛАНДАУ,  истолкование, и он НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ для точно такого же объяснения, то есть НЕ применил своей же идеи образования пар, но не атомов, в металле атомы соединениы в кристаллическую решётку и никак, в отличие от жидкости, не могу образовывать свободно движущихся пар, а свободных электронов! Пятнадцать лет у «гениального» физика под носом лежал схожий эффект, до которого мог бы додуматься любой грамотный физик без всякой гениальности, и «гений» Ландау его не замечал! В 1955 году три американских физика Купер, Бардин и Шрифер создали теорию сверхпроводимости, используя идею Купера об образовании электронами пар, благодаря чему электрическое сопротивление металла исчезало. Более того, через пару лет после публикации тройкой физиков своей идеи, советский физик Боголюбов, доказал, что сверхпроводимость металлов при низких температурах АНАЛОГИЧНА возникновению в металле «сверхтекучей жидкости» из электронов!
А Ландау гордо поводил своим носом по сторонам, даже не заметив своей физической тупости!
 
Вообще, Ландау несомненно был психически неполноценным человеком, что бы не вопили его ученики, привыкшие лизать его задницу. Последним актом он был весьма доволен и всячески это поощрял.
Он явно страдал от своего рода эксгибиционизма. Он изменял своей жене-красавице Коре Ландау-Дробанцевой не тайком, как это делал бы любой нормальный муж, а с демонстративной наглой откровенностью и с полным равнодушием к её чувствам жены и матери его сына. Ландау гораздо больше был занят укреплением своей репутации «Дона Жуана», чем чем-либо иным, поскольку, как очень талантливый математик, решал математические проблемы быстро и красиво!
Но – дополнительная гнусность. Раздувая культ собственной личности, он открыто использовал своё положение в научном мире, дабы ПРИНУЖДАТЬ понравившихся ему женщин ложиться с ним в постель (это были или сами сотрудницы или жёны и подруги ПОДЧИНЁННЫХ ему физиков!) С точки зрения мужской привлекательности для женщин, Ландау не обладал и каплей «сексапиля», требуемого для репутации Дона Жуана. Но он отлично компенсировал это своим служебным и научным положением и ЗАВИСИМОСТЬЮ женщин или их мужей от него! Более того, он не только сам развратничал, но и всячески проповедовал эту доктрину среди лизателей его зада, «учеников».
Такова истинная картина «гения».

Ни Эйнштейн, ни Бор, ни Дирак, ни Паули НИКОГДА таким гнусным промыслом не занимались.
И Эйнштейну и Бору, была отвратительна мысль о культе собственной личности. Но Ландау это всячески поощрял и эксплуатировал. Эдакий интеллектуальный снобизм, для которого все «прочие», не могущие в пару минут решить сложнейшее уравнение математической физики, были просто НЕЛЮДЬЮ!
Отлился Ландау его снобизм, когда он после страшной автокатастрофы 59 дней пролежал в коме и когда очнулся, тут же его любимый друг, ученик и соавтор Е.М.Лифшиц пустил фразу, ставшую поговоркой в устах уже «БЫВШИХ» лизателей зада: «ЛАНДАУ УЖЕ НЕ ТОТ!»
Всё, ребята! Ищем ДРУГУЮ ЗАДНИЦУ!
Интеллектуальный и совершенно безжалостный снобизм, десятилетиями бесчеловечно проповедовавшийся Ландау всем образом его жизни, с силой ударил по своему же творцу!
Награда нашла героя!

«Это драма, драма идей»  А.Эйнштейн
Найдётся ли драматург, который напишет эту настоящую трагедию?
31 V 2020


Рецензии